Изобретение относится к машиностро ению, а именно к автооператорам, пред назначенным для автоматизации техноло гических процессов обработки деталей на металлорежущих и других станках. Известен автооператор, содержащий Привод, на штоке которого закреплено основание и подпружиненный относитель но этого основания корпус с шарнярно установленными подпружиненными захватами,кинематически связанными ер штоком привода через механизм фиксации, выполненный из двух зубчатых полумуфт и поворотного фиксатора,установленного на оси,закрепленной на конце стержня, установленно го в корпусе с возможностью осевого перемещения и подпружиненного относительно што.ка ij . Недостатками известного устройства являются большие материалоемкость и габариты. Цель изобретения - уменьшение габаритов и сокращение материалоемкости Поставленная цель достигается тем, что автооператор снабжен 1солпачком со сферическим торцом и конической шайбой, размещенными соответственно на оси стержня и между фиксатором и сферическим торцом колпачка, причем полумуфты механизма фиксации размещены в щтокё привода. На фиг. 1 изображен автооператор с захваченной деталью, общий вид; на фиг. 2 - механизм фиксации, увеличено ; на фиг. 3 - подвижная полумуфта; на фиг. 4 - неподвижная полумуфта; на фиг. 5 - то же, вид сверху; на фиг. 6 - промежуточная втулка. Автооператор содержит корпус 1 с захватами 2. Внутренние концы захватов 2, оснащенные поворотными роликами 3 , стянуты пружиной 4. На корпусе 1 закреплен упор 5. Через отверстие корпуса f проходит подвижньгй в осевом направлении стержень 6, передний конец которого, выполненный в виде клина, взаимодействует с внутренними кон цами захватов 2.
Корпус I подпружинен относительно основания 7 пружинами 8. На корпусе 1 закреплены проходящие подвижно через основание 7 скалки 9, имеющие на задних концах упоры 10. Скалки 9 имеют уступы 11, на которые опирается отжимаемое от корпуса 1 пружинами 8 основание 7, закрепленное на штоке 12 силового цилиндра. В отверстии штока 12 подвижно смонтирована зубчатая полумуфта 13 и неподвижная зубчатая полумуфга 14. Между прлумуфтой 13 и уступом 12 установлена пРУЖина 15 сжатия. С одной стороны полумуфты 13 выполнень1 шесть зубьев 16 с одинаковым шагом :и односторонним СКОСОМ, направленных вершинами к полумуфте 14. С одной стороны полумуфты 14 выполнены четыре попарно расположенных зуба 17 с тем же, что и у зубьев 16, шагом, односторонним скосом, направленным в сторону, противоположную скосу зубьев 16, направленных вершинами к полумуфте 13 и смещенных на половину шага относительно зубьев 16.
Между парами зубьев 17 полумуфты 1 выполнены два сквозных прямоугольных паза 18, параллельных оси полумуфты 14. С другой стороны полумуфты 14 между пазами 18 выполнены два зуба 19 с двусторонним скосом. Внутри штока 12 неподвижно установлена втулка 20, которая входит своим выступом 21 в паз 22 полумуфты 14. В пазы 23 втулки 20 входят выступы 24 полумуфты 13. Таким образом втулка-20 определяет минимальное расстояние между полумуфтами 13 и 14 и смещение их зубьев на половину шага. На заднем конце стержня 6 закреплена ось 25, на которой установлен поворотный фиксатор 26, коническая шайба 27 и колпачок 28. Конец колпачка 28, направленный к фиксатору 26, вьшолнен сфе-. рическим. На фиксаторе 26 выполнены два противоположных радиальных зуба с двусторонним скосом. На колпачок 28 действует пружина 29, установленная внутри штока 12. Колпачок 28 соединен с осью 25 штифтом 30.
Автооператор работает следующим образом.
Для захвата деташи 32 автооператор подается к ней штоком 12 силового ци. линдра, к которому прикреплено основание 7. При этом захваты 2 находятся в разжатом положении, зафиксированном механизмом фиксации.
При соприкосновении упоров 10 с крышкой 31 силового цилиндра перемещение корпуса 1 прекращается, а основание 7, преодолевая усилие пружин 8, продолжает перемещаться к детали 32. При этом фиксатор 26, находящийся в зацеплении с зубьями 17 полумуфты 14, под действием пружины 29 перемещается вместе с основаниег 7. Стержень 6, перемещаясь вместе с фиксатором 26 относительно корпуса 1, воздействует скосами клина на ролики 3 и разводит внутренние концы захватов 2 до тех пор, пока наружные концы захватов не захватывают деталь 32. Основание 7 продолжает перемещение к детали 32. При этом зубья фиксатора 26 выходят из зацепления с зубьями 17 полумуфты 14 и входят в контакт с зубьями 16 иолумуфты 13, которые заставляют фиксатор 26 Повернуться на половину своего шага. Основание 7 останавливается и начинает перемещаться в обратном направлении. При этом корпус 1 остается неподвижным под действием пружин 8. В то время. как основание 7 перемещается, а корпус 1 остается неподвижным фиксатор 26 выходит из зацепления с зубьями 16 полумуфты 13 и входит в кон-такт с зубьями 17 полумуфты 14, которые заставляют фиксатор 26 повернуться на полтора шага зубьев 17 полумуфты 14, после чего зубья фиксатора 26 оказываются в пазах 18 полумуфты 14 и перемещаются в них до тех пор, пока основание 7 не входит в контакт с уступа:ми I 1 скалок 9. После этого начинается перемещение корпуса 1 с захватами 2 и захваченной деталью 32.
После переноса детали 32 в нужное место, например на линию центров станка, упоры 10 останавливают перемещение корпуса 1, а основание 7 продолжает перемещение к детали 32. Фиксатор 26 входит в пазы 18 полумуфты 14, проходит через них и входит в контакт с зубьями 16 полумуфты 13, которые поворачивают его на половину своего шага. Движение основания 7 прекращается, и оно отходит от детали, при этом корпус 1 остается неподвижным. Во время перемещения основания 7 относительно корпуса 1 фиксатор 26 выходит из зацепления с зубьями 16 полумуфты 13 и входит в контакт с зубьями 17 полумуфты 14, которые поворачивают фиксатор 26 на половину своего шага, и он входит с ними в- закрепление, после этого относительно корпуса 1 начинает .перемещаться стержень 6, Внутренние концы захватов сходятся под действием пружины 4, а наружные освобождают деталь 32. После касания основания 7 ус,тупов 11 скалок 9 начинается перемещение всей подвижной части автоопёратора с зафиксированными в раскрытом положении захватами 2.
В случае,когда деталь 32 расположена ближе расчетного расстояния в результате, например, неточности мОйтажа оборудования, на котором она базируется, движение корпуса 1 к детали 32 останавливает упор 5 при контакте с ней. Фиксатор 26 после поворота-на половину шага зубьев 16 полумуфты ЦЗ и зацепления с ними останавливает перемещение полумуфты 13 к детали 32.
Основание 7 продолжает перемещение к детали 32 благодаря тому, что полумуфта 13 выполнена подвижной относительно основания 7 и сжимает иружину 29. Тем самым осуществляется компенсация неточности монтажа оборудования .
Формула изобретения Автооператор, содержащий привод, на штоке которого за среплено рсноваиие, и подпружиненный относительно этого основания корпус с шарнирио установленными подпружиненными захватами, кинематически связанными со штоком привода через механизм фиксации, выполненный из двух зубчатых полумуфт и поворотного фиксатора, установленного на оси, закрепленной на конце стержня , установленного в корпусе с возможностью осевого перемещения и подпружиненного относительно штока, о т л ич а ю щ и Й1 с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и сокращения материалоемкости, он снабжен колпачком со сферическим торцом и конической шайбой, размещенными соответственно на оси стержня и между фиксатором и сферическим торцом колпачка, причем полумуфты механизма фиксации размещены в штоке привода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
.1 . Авторское свидетельство СССР по заявке № 2474588/25-08, кл. В 23 а 7/04, 1977. (риг. 1
841908 иг. 2
7ff
. J
J9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автооператор | 1977 |
|
SU722733A1 |
Захватное устройство | 1988 |
|
SU1535716A1 |
Захватное устройство | 1980 |
|
SU899325A1 |
Захватное устройство | 1978 |
|
SU766727A1 |
Захватное устройство | 1975 |
|
SU549311A1 |
Схват манипулятора | 1982 |
|
SU1076278A1 |
Устройство для автоматической смены инструмента | 1988 |
|
SU1701474A1 |
Автоматическое делительное устройство с программным управлением | 1987 |
|
SU1484596A1 |
Автооператор | 1983 |
|
SU1144842A2 |
Автоматическая линия преимущественно для сборки и клепки дисков сцепления | 1981 |
|
SU977135A1 |
фиг.5
23
/
iq
(Pu.s
Авторы
Даты
1981-06-30—Публикация
1979-09-06—Подача