(54) СУДОВАЯ МАЧТА
I
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым мачтам.
Известна судовая мачта, содержащая установленную в стандерсе стойку, на верхнем конце которой расположена рея со средствами сигнализации, и лебедку с тросом l.
Однако такая судовая мачта имеет сложную конструкцию и большой вес.
Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение веса судовоЗ мачты.
Поставленная цель достигается тем, что судовая мачта снабжена ребрами, жестко закрепленными на н ужной поверхности стойки, натфавляющими, установленными на внутренних стенках стандерса, и роликом, установленным на нижнем конце стойки, а ходовой к(шец троса лебедки запасован на ролик стойки и эакреолен на стандерсе, при этом ребра расположены вдоль диаметрально противоположных образующих стойки, а направляющие - вдоль стандерса, симетрично его оси.
На фиг. I изображена судовая мачта I щтрих-пукктщзиыми линиями показана мачта в опущенном положении на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - судовая мачгга , установленная на площадке верхнего строения судна, общий вид.
Судовая мачта содержит стальную стойку 1, на верхнем конце которой закреплена рея 2, а на нижнем - ролик 3. Стойка 1 по)4ещена в стандерс 4 и за10креплена в нем Щ}И помощи осей 5. На ставдерсе 4 установлена ручная лебедка 6, трос 7 которой запасован на ролик 8, закрепленный в нижней части 9 стандерса 4, и ролик 3 и посредством скобы
15 Ю подсоединен к стандерсу 4 в его нижней части 9. Вдоль всей стойки 1 жестко закреплены по обе стороны два ребра 11, сопряженные с направляющими 12, закрепленными на внутренней поверхнос20ти стандерса 4. На углах реи 2 посредством крюков 13 подвещены блоки 14, на котсфые запасованы фалы 15. На фалах 15 закреплены .сигнально-отличитеьные огни 16 и фигуры 17.На ноке мачты становлены огни l8jv QT|Ta установлена а площадке 19. расположенной На металоконструкции верхнего строения 2О судна.
Судовая мачта используется следуюим образом.
Приводят в действие лебедку 6, в результате подтягивания трюс 7, соответственно поднимается вверх и вся стойка 1, при этом снимается нагрузка сю осей 5. Оси 5 вь1таскивают, после чего ебедка 6 снова приводится во вращеие в противоположную сторону - режим травления троса 7. Стойка 1- мачты перемещается вниз по направляющим 12, 15 чем обеспечивается плавный, без перекосов в стандерсе 4, спуск мачты вниз, при этом трос 7 проходит через ролик 3. Спуск продолжается до того момента, пока рея 2 не Л51жет на стандерс 4, пос- 20 ле чего можно производить техническое обслуживание блоков 14, выполнять работы по ремонту и замене огней 18, вывешивать на фалах 15 сигнально-отличительные огни 16 и фигуры 17. Спуск25 мачты, т.е. уменьшение ее высотного габарита, можно вьшоляять до любой требуемой величины (для этого необходимо в нужный момент лебедку 6 поставить на тормоз). Подъем мачты выполняется 30 в обратном лорядке. Выбирается лебедкой 6 трос 7, огибающий ролик 3. Вертикальная составляющая усилия, действующего в тросе 7, перемещает стойку 1 мачты вверх. Подъем осуществляется до 35 тех пор, пока отверстия в стойке 1 не совпадут с отверстиями в стандерсе 4, , затем в них заводят оси 5.
Изготовление и обслуживание предлагаемой мачты значительно проще и40 технологичней по сравнению с известной, так как эта мачта представляет собой монолитную трубчатую конструкцию, в то время как известная мачта является составной.
Скорость спуска стойки в 1,5 - 2 раза выше по сравнению с судовыми мачтами аналогичного назначения.
При расчете известной мачты на .прочность пбд действием приложенных уснлий мачта рассматривается как консольная балка со свфбодно опертым концом и опорой в месте установки шестерни, т.е. фактически вся нагрузка, приходящаяся на мачту, воспринимается шестерней. Предлагаемая мачта рассматривается как консольная двухопорная балка с опорами в точках крепления осей, причем в восприятии нагрузок, помимо двух осей, участвуют и полосы, закрепленные в направляющих стандерса. Поэтому по сравнению с известной прочностные размеры узлов крепления предлагаемой мачты уменьшены примерно в 2 раза.
Формула изобретения
Судовая мачга, содержащая установленную в стандерсе стойку, на верхнем конце которой расположена рея со средствами сипшлизации, и лебедку с тросо отличаю 1цаяся тем, что, с целью ухфощения конструкции и снижения веса, она снабжена ребрами, жестко заkpemieHHbiMH на наружной поверхности стойки, направляющими, установленными на внутренних стешсах стандерса, .и роликом, установленным на нижнем конце стойки, а ходовой конец троса лебедки запасован на ролик стойки и закреплен на стандерсе, гфи этом ребра расположены вдоль диаметрально противоположных обрааукяцих стойки, а направляющие вдоль стандерса, симметрично его оси.
Источники информации, принягше во внимание при экспертизе
I. Патент. США N 2О65715, кл. 114-9О, 29.12.36 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1017584A2 |
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1028555A2 |
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1000339A2 |
Судовая мачта | 1979 |
|
SU846379A1 |
Судовая мачта | 1983 |
|
SU1158433A2 |
Судовая мачта | 1982 |
|
SU1082673A1 |
Узел крепления судовой мачты | 1982 |
|
SU1070054A1 |
Судовой бортовой трап | 1979 |
|
SU1024005A3 |
Судовая заваливающаяся мачта | 1986 |
|
SU1373621A1 |
Судовая аппарель | 1973 |
|
SU1207392A3 |
Авторы
Даты
1981-07-30—Публикация
1979-10-11—Подача