Импульсный регулятор перемещенияпьЕзОдВигАТЕля Советский патент 1981 года по МПК G05B11/16 

Описание патента на изобретение SU847270A1

Изобретение относится к релейным устройствам систем автоматического управления и может быть использовано для трехпозиционного регулирования пьезоэлектрических двигателей. Известен трехпозиционный регулятор, содержащий датчик регулируемого параметра, последовательно подключенный к усилителю отклонения и трехпозиционному усилителю мощности выходы которого подключены к основному и дополнительному реверсивным исполнительным механизмам, снабженным датчиками конечных положений f Однако такой трехпозиционный регулятор требует отдельно выполненны датчики положения и дополнительный реверсивный механизм, что увеличивает аппаратурные затраты и усложня регулятор. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является импульсный регулятор, содержащий ге нератор и последовательно соединенмае устройство сравнения и трехпозиционный релейт 1й усилитель, релейный элемент, репе, пьезодвигатель t2l. Однако этот импульсный регулятор требует дополнительного датчика положения для снятия сигнала обратной связи, а также отдельно выполненного интегратора, что снижает точность отработки задакжцего сигнала. Цель изобретения - повышение точности позиционирования и упрощение регулятора. Дпя достижения этой цели импульсный регулятор перемещения пьезодвигателя, содержит делитель и последовательно соединенные источник напряжения, первый ключ и четыре ключа, соединенные в мостовую схему, одна из диагоналей которой соединена с ш 1ходом регулятора и со входами делителя, а другая - с выходом первого ключа, управляю1ций вход которого соединеи с первым выходом трехпозиционного релейного усилителя, второй вы3ход которого соединен с управляющими входами второго и третьего ключей мостовой схемы, а третий выход - с управляющими входами четвертого и пя того ключей мостовой схемы, выход де лителя соединен со вторым входом уст ройства сравнения, а выход генератора - со вторым входом трехпозиционно го релейного усилителя, На фиг,1 представлена структурная схема импульсного регулятора перемещения пьезодвигателя; на фиг.2 - вре менная диаграмма работы импульсного регулятора. Регулятор содержит устройство I сравнения, трехпозиционный релейный усилитель 2, которьй состоит из релейного элемента 3 и реле 4-6, генератор 7, первый ключ 8, мостовая схема 9, пьезодвигатель 10, источник II напряжения, делитель 12 и вто рой 13, третий 14, четвертый 15 и пятый 16 ключи. Регулятор работает, следующим образом. Задающий сигнал (фиг.2а) через устройство 1 сравнения поступает на вход трехпозиционного релейного усилителя 2, в зависимости от полярности задающего сигнала при превышении зоны нечувствительности релейного элемента 3 включаются реле 5 или 6, а также реле 4, При этом на вторые входы реле 4-6 поступают тактирующие импульсы с генератора 7. Реле 4 обеспечивает в соответствии с тактирующими импульсами с генератора 7 вк чение ключа 8, который питает высоким напряжением с источника 11 напр жения одну из диагоналей мостовой схемы 9, в другую диагональ включен пьезодвигатель 10. Реле 5 и 6, кото рые соединены с управляющими входами ключевых элементов, включенных в противоположные плечи моста, открывают в соответствии с тактирующими импульсами с генератора 7 ключи 13 и 14 или 15 и 16 в противоположных плечах моста (например, тиристоры, оптроны, транзисторы), через которы происходит заряд емкости пьезодвигатеяя 10, следовательно, расширение или сжатие пьезодвигателя проис ходит в зависимости от полярности задающего сигнала. Перемещение пьезодвигателя описы вается зависимостью d,jNY где djo M/BJ- пьезомодуль; N - число пластинок пьезодвигателя;V CBj- напряжение, подаваемое на пьезодвигатель. Характер изменения напряжения на пьезодвигателе и соответственно перемещения пьезодвигателя показан на фиг. 26. Пьезодвигатель 10 является одновременно датчикомперемещения, так как перемещение пропорционально напряжению на нем, и напряжение с пьезодвигателя 10 в качестве сигнала обратной связи подается через делитель 12 на устройство 1 сравнения, за счет чего повышается точность отработки задающего сигнала и повышается точность позиционирования. Когда сигнал рассогласования, между задаю1191М сигналом и сигналом обратной связи на выходе схемы сравнения 1 станет меньще зоны нечувствительности релейного элемента 3, реле отключаются ключи мостовой схемы 9 закрываются. заряд емкости пьезодвигателя 10 прекращается, а напряжение на нем запоминается. При стекании заряда с пьезодвигателя 10 при постоянном задакяцем сигнале, сигнал рассогласования на выходе схемы сравнения 1 становится больше зоны нечувствительности релейного элемента 3. При этом в зависимости от полярности сигнала рассогласования включаются реле 5 или 6, а также реле 4. В соответствии с тактирукщими импульсами с генератора 7 через ключ 8 подается высокое напряжение на одну диагональ мостовой схемы 9, открываются ключи в противоположных плечах 13 и 14 или 15 и 16 в зависимости от полярности сигнала рассогласования и происходит подзаряд емкости пьезодвигателя 10, пока сигнал рассогласования между заданяцим сигналом и сигналом обратной связи вновь станет меньше зоны нечувствительности релейного элемента 3, затем реле отключается, ключи мостовой схемы 9 закрываются и напряжение на емкости пьезодвигателя запоминается. Точность поддержания напряжения на пьезодвигателе определяется шириной петли гистерезиса релейного элемента 3, а скорость нарастания напряжения - частотой и скважностью тактирующих импульсов с генератора 7. Тем самым обеспечивается интегрирование сигнала рассогласования. Предлагаемый импульсный регулятор перемещения пьезодвигателя за счет введения мостовой схемы, в одну из диагоналей которой включен пьезодвигатель, служащий датчиком перемещения, позволяет повысить точность отработки входного задающего сигнала, что повышает точность позиционирования пьезодвигателя, а за счет упро щения регулятора снижаются аппаратур ные затраты и затраты на электроэнер гию. Формула изобретения Импульсный регулятор перемещения пьезодвигателя, содержащий генератор и последовательно соединенные устрой ство сравнения и трехпозиционный релейный усилитель, отличающи с я тем, что, с целью повышения точности регулятора, он содержит делитель и последовательно соединенные источник напряжения, первый ключ и четыре ключа, соединенные в мостовую схему, одна из диагоналей которой соединена с выходом регулятора и со входами делителя, а другая - с выходом первого ключа, управляющий вход которого соединен с первым выходом трехпозиционного релейшэго усилителя, второй выход которого соединен с управляющими входами второгй и третьего ключей мостовой схемы, а третий выход - с управляющими входами четвертого и пятого ключей мостовой схемы, выход делителя соединен со вторым входом устройства сравнения, а выход генератора - со вторым входом трехпозицонного релейного усилителя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 468219, кл. G 05 В 11/18, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР 457070, кл. G 05 В П/16, 1975 прототип).

Похожие патенты SU847270A1

название год авторы номер документа
Импульсный регулятор перемещения пьезодвигателя (варианты) 1982
  • Иванов Евгений Александрович
  • Афонин Сергей Михайлович
  • Трубников Виктор Юрьевич
  • Парфенов Борис Георгиевич
  • Тарасов Геннадий Петрович
SU1023278A2
Импульсный регулятор перемещения пъезодвигателя 1983
  • Иванов Евгений Александрович
  • Афонин Сергей Михайлович
  • Лукичев Александр Юльевич
  • Тарасов Геннадий Петрович
SU1133582A2
Импульсный регулятор перемещения пьезодвигателя 1986
  • Аусявичюс Витас Витович
  • Лукошявичюс Антанас Альбинович
  • Паташене Лайма Романовна
  • Баурене Геновайте Казимеровна
  • Рагульскис Казимерас Миколович
  • Прохоров Александр Михайлович
  • Леонов Олег Генадиевич
  • Любарский Сергей Владимирович
SU1363134A1
Регулятор температуры 1979
  • Ванов Олег Дмитриевич
  • Иоффе Леонид Моисеевич
  • Мальцев Владимир Иванович
SU842745A1
Импульсный регулятор 1979
  • Матвеев Анин Матвеевич
  • Гаврилов Георгий Иванович
SU991369A2
Импульсный регулятор 1972
  • Кириченко Константин Иванович
SU457070A1
Устройство для автоматической стабилизации положения рабочего органа дорожно-строительных машин 1979
  • Грязев Клавдий Николаевич
SU883280A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1988
  • Бирюков В.Ф.
  • Ботуз С.П.
RU2012034C1
Релейно-импульсный регулятор 1983
  • Ботуз Сергей Павлович
SU1674058A1
Импульсный регулятор 1978
  • Матвеев Анин Матвеевич
  • Васильев Сергей Викторович
SU744437A1

Иллюстрации к изобретению SU 847 270 A1

Реферат патента 1981 года Импульсный регулятор перемещенияпьЕзОдВигАТЕля

Формула изобретения SU 847 270 A1

SU 847 270 A1

Авторы

Иванов Евгений Александрович

Сильченкова Владислава Венедиктовна

Афонин Сергей Михайлович

Чудаков Александр Васильевич

Даты

1981-07-15Публикация

1979-03-02Подача