В существующих системах блокировки между блок-аппаратами смежных станций осуществляется преимущественно по проводам воздушных линий. В таких системах рельсовая цепь на перегонах не используется.
В описываемой двухсторонней непрерывной блокировке блокировочная связь между станциями и разъездами осуществляется без проводов.
Согласно изобретению блокировочная связь на блок-перегоне осуществляется при помощи посылки импульсов тока по рельсовым цепям от станции отправления к станции приема и обратно, причем посылка импульсов тока со станции приема продолжается до прибытия поезда на эту станцию.
Благодаря использованию рельсовых цепей непрерывная блокировка обеспечивает ту же степень безопасности движения поездов, как и автоблокировка, поскольку рельсовые цепи используются также и для контроля за следованием поезда по перегону.
В предлагаемой блокировке блокировочная связь между раздельными пунктами осуществляется при помощи импульсных рельсовых целей. В качестве путевых реле ПР используются одноконтактные поляризованные реле с односторонним преобладанием, работающие от тока определенной полярности. Нормально все рельсовые цепи на межстанционном перегоне находятся без тока.
Для управления входными и выходными светофорами на станционных аппаратах устанавливается по одной сигнальной рукоятке PC на каждую половину станции. Для установления направления действия служат рукоятки направления РН.
Открытие выходного светофора на одной из станций, ограничивающих перегон, возможно лишь при установлении рукояток направления на обеих станциях в надлежащее положение. При повороте на станции отправления сигнальной рукоятки для открытия выходного сигнала на станцию приема посылается импульс непрерывного тока. Этим импульсом производится предварительная проверка рельсового пути на перегоне и блокировка реле станции приема, в результате которой устраняется возможность отправления на перегон встречного поезда. По заблокировании станции приема на станцию отправления автоматически посылается импульсный ток, вторично проверяющий перегон и своим действием открывающий выходной сигнал станции отправления.
Например, чтобы открыть выходной светофор Ч станции А, дежурные обеих станций (ДСП) должны предварительно повернуть рукоятки РН вправо, по направлению движения отправляемого поезда. Далее, ДСП станции А повертывает вправо рукоятку PC. При этом возбуждается импульсо-включающее реле ИВР. Через фронтовой контакт последнего в рельсовую цепь, прилегающую к входному сигналу Н со стороны перегона, посылается импульс непрерывного тока, который посредством промежуточных реле возбуждает путевое реле ПР на станции Б. Последнее замыкает цепь реле ФПР. Реле ФПР возбуждается, а затем самоблокируется и замыкает цепь блокирующего реле БР. При замыкании контактов реле БР возбуждается реле ИВР. Кроме того, на станции Б получает питание датчик Д импульсов (трансмиттер, релейная пульс-пара).
В результате возбуждения на станции Б реле ИВР, реле БР и датчика Д на станцию А с помощью реле ПР будет передаваться импульсный ток. К этому моменту якорь реле ИВР станции А (его цепь обрывается тыловым контактом вспомогательного реле BP, возбуждающегося вслед за реле ИВР) будет в нижнем положении, выключит из рельсовой цепи, прилегающей к светофору Н, питание и включит в нее путевое реле ПР. Последнее начнет работать под действием поступающего в него импульсного тока. Через контакт реле ПР будут получать импульсное питание его повторители ФПР и ТПР. Благодаря сопротивлениям, включенным параллельно обмоткам, якори реле ФПР и ТПР будут удерживаться в верхнем положении. Через контакт рукоятки РС, повернутой вправо, и фронтовой контакт реле ТПР получит питание сигнальное реле ЧСР выходного светофора, обесточится его обратный повторитель ОПЧСР и выходной сигнал откроется.
Возможность возбуждения на станции А реле ИВР теперь исключается, так как цепь его обрывается типовыми контактами реле ФПР. Станция Б остается заблокированой до прибытия поезда. При этом открыть выходной светофор не представится возможным, так как цепь сигнального реле НСР выходного светофора Н разомкнута контактами реле БР.
На аппарате станции Б горит лампа красного огня ИОЛ, извещающая ДСП об отправлении поезда со станции А.
Выходной светофор Ч станции А автоматически закроется, когда поезд займет станционный изолированный участок АП. При занятии поездом первой перегонной рельсовой цепи прекратит свою работу реле ПР и якори реле ФПР и ТПР отпадут. Возбуждение реле ИБР будет исключено при разомкнутых контактах противоповторного реле ППР, а при повороте в нормальное положение рукоятки PC - контактами этой рукоятки. По мере освобождения поездом перегонных рельсовых цепей они будут выключаться до момента открытия сигнала для отправления на перегон следующего поезда - встречного или попутного.
При открытии на станции приема входного светофора Ч возбуждается сигнальное реле ЧСР и отпадает реле ППР. Реле ИВР питается через контакт реле БПР. С занятием участка БП реле БПР отпадает, обрывает цепь реле ИВР и последнее лишает питания реле БР, которое отпускает вслед за реле ИВР. Одновременно происходит автоматическое закрытие входного светофора Ч.
При применении реле ФПР и ТПР - повторителей фронтового и тылового контактов путевого импульсного реле - исключается возможность открытия выходного светофора при попадании в путевое реле постороннего тока или при залипании якоря путевого реле в притянутом положении.
Могут быть случаи, когда вслед за отправившимся поездом потребуется отправить второй поезд в том же направлении. Если эти поезда четные, то ДСП станции А может заблаговременно, до прибытия первого поезда на станцию Б, подготовить выходной сигнал Ч к открытию для второго поезда. Для этого он должен, поставив сначала рукоятку PC в среднее положение, снова повернуть ее в положение «отправление». При этом на станции А будут поочередно возбуждаться и отпадать реле ИВР и BP. Первое из них, замыкая фронтовой контакт, будет посылать в рельсовые цепи перегона импульсы непрерывного тока, которые, однако, не достигнут станции Б, если перегон еще занят поездом. Посылка импульсов контролируется лампой желтого огня ИЛ, вспыхивающей при каждом возбуждении реле ИБР. Частота этих импульсов в несколько раз меньше частоты импульсного тока, генерируемого датчиком Д.
Как только перегон освободится от первого же поступившего в реле ПР станции Б импульса тока, последнее заблокируется и своими контактами пошлет на станцию А разрешительный импульсный ток, и выходной светофор Ч станции А автоматически откроется.
Блокировка станции Б и посылка импульсного тока на станцию А будет иметь место только при том условии, если сигнальная рукоятка PC на станции Б находится в среднем положении, а рукоятка РН повернута в положение «прием» (вправо). Если рукоятка РН будет в среднем положении или повернута на «отправление» (влево), то путевое реле ПР будет продолжать работать в соответствии с поступающими в него со станции. А импульсами тока, генерируемыми пульс-парой реле ИВР и BP. При замыкании и размыкании фронтового контакта реле ПР будет соответственно возбуждаться и отпадать реле ФПР. Так как при обрыве цепи реле ФПР последнее отпадет не сразу, то через тыловой контакт реле ПР и фронтовой контакт ФПР будет попеременно возбуждаться и отпадать также и реле ТПР. Через контакты ФПР и ТПР будет получать питание реле БР, которое благодаря замедлению будет удерживаться в верхнем положении.
Реле BP своими фронтовыми контактами замкнет цепь лампы запроса ЗЛ, которая будет мигать, а тыловыми контактами исключит при повороте сигнальной рукоятки влево возможность возбуждения реле ИВР, что вызывает прекращение поступления импульсов в реле ПР. При повороте рукоятки РН вправо произойдет блокировка станции Б с посылкой на станцию А импульсного тока для открытия выходного светофора, как указано выше.
Чтобы исключить мигание выходного светофора на станции Б при получении запроса со станции А при случайном повороте сигнальной рукоятки на «отправление», служит обратный повторитель сигнального реле выходного сигнала - реле ОПНСР. Те же функции на станции А выполняет реле ОПЧСР.
Наличие сигнализации запроса, осуществляемой по рельсам, делает предлагаемую систему равноценной автоблокировкой в отношении выполнения требования «Правил технической эксплуатации».
Возможны случаи, когда после открытия выходного светофора поезд почему-либо не будет отправлен и вместо него необходимо будет пропустить поезд встречного направления. При отмене отправления поезда на станции А дежурный станции А закрывает выходной светофор путем поворота рукоятки PC в среднее положение.
ДСП станции Б, где устройства заблокированы, должен предварительно снять блокировку. Для этого служит запломбированная кнопка искусственного деблокирования ДК, при нажатии которой отпадают реле ИВР и БР и прекращает работу датчик импульсов Д. После этого ДСП станции Б поворотом рукояток РН и PC на «отправление» может послать импульс тока на станцию А для блокировки ее устройств и получения обратного импульсного тока, необходимого для открытия выходного светофора Н.
Однако цепь реле БР на станции А разомкнута фронтовыми контактами реле ВПР. Реле ППР, обесточенное при открытии выходного светофора Ч, не может быть возбуждено до тех пор, пока не возбудится вспомогательное реле ЧВР, также обесточенное при открытии светофора. Ч. Реле ЧВР возбуждается нормально, когда поезд проходит по участку АП. При отмене же отправления поезда реле ЧВР может быть включено при помощи термического реле TP через несколько минут после закрытия выходного светофора Ч. Для этого ДСП станции А должен нажать кнопку отмены установленного направления ОНК. При срабатывании термического реле TP и его повторителя ПТР реле ЧВР возбуждается, блокируется в своих контактах и включает реле ППР. Тогда под действием импульса тока, полученного со станции Б, реле БР на станции А возбудится, включит реле ИВР и датчик Д, в результате чего на станцию Б будет посылаться импульсный ток, необходимый для открытия выходного светофора Н. Момент возбуждения реле ЧВР при отмене направления фиксируется лампой желтого огня, непрерывно говорящей до отпуска кнопки ОНК.
Выдержка времени при переходе устройства станции с режима «отправления» на режим «прием» в случае отмены «отправления» исключает возможность выхода на перегон встречных поездов, если машинист поезда, отмененного отправлением, не будет поставлен в известность об отмене отправления и не заметит перекрытия выходного светофора на красный огонь.
Рельсовые цепи на перегоне благодаря импульсной работе путевых реле имеют высокую шунтовую чувствительность. Работа реле НВР на станции Б аналогична работе реле на станции А, а реле АПР на станции А аналогично реле БПР станции Б.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для изменения направления движения при двухсторонней автоблокировке | 1945 |
|
SU69238A2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЛОК-ПОСТ ДЛЯ ОДНОПУТНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ | 1968 |
|
SU217434A1 |
Способ увязки полуавтоматической блокировки | 1956 |
|
SU118521A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЛОК-ПОСТ ДЛЯ ОДНОПУГНЫХ И ДВУХПУТНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 1966 |
|
SU177926A1 |
СИСТЕМА ПОЛУЧЕНИЯ НА ЛОКОМОТИВЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА СТАНЦИИ | 2005 |
|
RU2295469C1 |
Автоматический блок-пост при двухпутной релейной блокировке | 1955 |
|
SU107625A2 |
Двухсторонняя двухпроводная релейная полуавтоматическая блокировка | 1949 |
|
SU84700A1 |
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОБЛОКИРОВКИ | 2008 |
|
RU2388636C2 |
Устройство полуавтоматической блокировки для однопутных участков железных дорог | 1987 |
|
SU1426881A1 |
Релейная полуавтоматическая блокировка | 1950 |
|
SU93027A1 |
Двухсторонняя непрерывная блокировка без промежуточных сигналов на перегоне с использованием рельсовых цепей для автоматической проверки состояния перегона и блокирования встречного направления движения, отличающаяся тем, что блокировочная связь на блок-перегоне осуществляется с помощью посылки импульсов тока по рельсовым цепям от станции отправления к станции приема и обратно, причем посылка импульсов тока со станции приема продолжается до прибытия поезда на эту станцию.
Авторы
Даты
1950-09-30—Публикация
1948-08-03—Подача