Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза Советский патент 1981 года по МПК E02B7/20 

Описание патента на изобретение SU857345A1

I

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при сооружении новых и реконструкции действующих шлюзов.

Известно устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза, содержащее рабочие сегментные ворота и откатные аварийные ворота }.

Известно также устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове щлюза, включающее установленные в береговых устоях плоские подъемно-опускные ворота 2.

Однако в режиме транзитного пропуска воды через шлюз, например, с целью эвакуации плавающего льда из камеры шлюза при его работе в условиях продленной навигации, рабочие ворота на нижней голове и ремонтные ворота на верхней голове шлюза полностью открыты, а судоходное отверстие в верхней голове частично перекрыто подъемно-опускными воротами. При этом в случае заклинивания подъемно-опускных ворот, например, из-за попадания теплой древесины в их опорно-ходовые части, возникает аварийная ситуация, поскольку

через шлюз идет транзитный поток воды, а закрыть ворота верхней и нижней головы шлюза невозможно. Для ликвидации аварийной ситуации может потребоваться стро-. ительство (с последующей разборкой) временной перемычки перед шлюзом, что повлечет за собой вывод шлюза из работы на несколько дней.

Цель изобретения - повышение надеж.ности работы устройства путем обеспечения возможности устранения аварийной

щ ситуации, при частичном открытии судоходного отверстия в режиме тразитного попуска воды через шлюз.

Цель достигается тем, что устройство снабжено тормозными механизмами, установленными на береговых устоях, и полым

(5 цилиндрическим элементом с кингстонными отверстиями, размещенным с напорной стороны плоских подъемно-опускных ворот и подвешенным на гибких тягах, соединенных одним концом с тормозными механизмами, другим - с устоями.

На фиг. 1 изображена верхняя голова шлюза, продольный разрез; на фиг. 2 - полый элемент, общий вид; на фиг. 3 -

вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - вариант соединения полого цилиндрического элемента с гибкими тягами тормозных механизмов; на фиг. 6- вид В на фиг. 5.

Устройство состоит из плоских подъемно опускных ворот 1, полого цилиндрического элемента 2, выполняющего функцию пробки. Эл,&мент 2 подвешен на гибких тягах 3, соединенных с тормозными механизмами 4, расположенными на береговых устоях между плоскими подъемно-опускными 1 и ремонтными дйустворчатыми воротами 5 склинкетами 6 в них.

Элемент.2 имеет длину несколько меньшую, чем и ирина судоходного отверстия верхней головы и. конструктивно (фиг. 2, 3 и 4) сортоит из обгдйвки 7, покрытой снаружк слоем 8 резины, из продольных стрингеров 9 и поперечных диафрагм 10. При этом в диафрагмах 10 выполнены отверстия II для прохода человека внутри элемента 2 при ремонте и вырезы 12 для перетекания воды. По торцам элемент 2 закрыт торцевыми диафрагмами 13 с люковыми крышками 14.

В торцевых диафрагмах 13 имеются кингстонные отверстия, перекрываемые клапанами 15. К торцевым диафрагмам 13 jiprtкреплены бандажи 16 с кольцевыми желобами, в которых проходят гибкие тяги 3, соединенные с тормозными механизмами 4 и береговыми устоями.

Соединение полого элемента 2 с гибкими тягами 3 тормозных механизмов 4 конструктивно может быть выполнено (фиг. 5 и 6) с помощью серьги 17, шарнирно надетой на ось 18, скрепленную с люковой крышкой 14 торцевой диафрагмы 13 и расположенную на оси вращения элемента 2. Серьга 17 соединена пальцем 19 с подвижным блоком 20, через который проходят подвижкая и неподвижная ветви гибких тяг 3 от тормозных механизмов 4.

Работает устройство следующим образом При заклинивании плоских подъемноопускных ворот в режиме транзитногопопуска воды - через шлюз и возникновении вследствие этого аварийной ситуации элемент 2 подводится на плаву к плоским под1 емно-опускным воротам I и с помощью гибких тяг 3 соединяется с тормозными механизмами 4.

После этого в нем поочередно открывают клапаны 15 кингстонных отверстий. При заполненин водой внутренней полости элемент 2 теряет плавучесть и за счет постепенного стравливания гибких тяг 3 с тормозных механизмов 4, перемещающееся по обшивке плоских подъемно-опускных ворот 1, устанавлнвается на порог верхней головы (ниж нее положение на фиг. 1). перекрывая, таким образом, судоходное отверстие в верхней голове щлюза.

После перекрытия элементом 2, выполняющим роль пробки, щели, между плоскими подъемно-опускными воротами 1 и по,рогом верхней головы транзитный расход воды через шлюз практически прекращается. Протечки, остающиеся главным образом, по торцам элемента 2, не препятствуют закрытию ремонтных двустворчатых ворот 5, благодаря наличию в последних клин,ideTOB 6. Однако, н эти протечкн в случае необходимости можно уменьшить, уплотняя зазоры между элементом 2 и устоями верхней головы, например, с помощью мешков с песком.

После закрытия ремонтных двустворчатых ворот устраняют неисправность и устанавлив ают плоские подъемно-опускные ворота в закрытое положение.

После вытекания воды из внутренней полости элемента 2 клапаны 15 кингстонных отверстий закрывают, гибкие тяги 3 отсоединяют, пространство между плоскими подъемно-опускными 1 и двустворчатыми ремонтными воротами 5 заполняют водой через клинкеты 6 и элемент 2 всплывает. Затем открывают двустворчатые ремонтные ворота 5, элемент 2 выводят нз шлюза на плаву на штатное место хранення, гибкие тяги 3 тормозных механизмов 4 уби рают из судоходного пролета и шлюз готов к работе.

Положительный эффект предлагаемого устройства состоит в быстром устранении аварийной ситуации при частичном открытии судоходного отверстия в верхне- голове в режиме транзитного попуска воды через шлюз. Исключается необходимость возведения .для ликвидации аварийной ситуации временной каменно-земляной перемычки перед шлюзом, последующей ее разборки и связанного с этим простоя шлюза. Ожидаемый экономический эффект составит 330 тыс. рублей.

Формула изобретения

Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней гоЛове шлюза, включающее установленные в береговых устоях плоские подъемно-опускные ворота, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения возмож ностн устранения аварийной ситуации при частичном открытии судоходного отверстия в режиме транзитного попуска воды через шлюз, оно снабжено тормозными механизмами, установленными на береговых устоях, и полым цилиндрическим элементом с кингстоннымн отверстиями, размещенным с напорной стороны плоских подъемно-опускных ворот н подвешенным на гибких тягах,

соединенных одннм концом с тормозными механизмами, другим - с устоями.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Михайлов А. В. Судоходные шлюзы. М., 1966, с. 295-296.

2.Садовский Г. Л. Судоходные гндротехиические сооружения СССР, М., 1970, с. 108 (прототип).

13

Фиг.З

6-6

в

ФигЛ

Похожие патенты SU857345A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2006
  • Колосов Михаил Александрович
RU2335599C2
Предохранительное устройство для защиты ворот нижней головы шлюза 1976
  • Козак Григорий Иосифович
SU578400A1
Устройство для защиты ворот шлюза от навала судов 1982
  • Вознесенский Владимир Алексеевич
  • Кулагин Сергей Иванович
SU1079745A1
Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов 1980
  • Козак Григорий Иосифович
SU874862A1
Предохранительное устройство для защиты ворот нижней головы шлюза 1976
  • Козак Григорий Иосифович
  • Герасимова Галина Михайловна
SU626148A1
Судоходный шлюз 1986
  • Баланин Василий Васильевич
  • Колосов Михаил Александрович
SU1331954A1
Аварийно-ремонтное заграждение для каналов 1979
  • Петрашень Василий Иванович
SU885420A1
Устройство для защиты ворот шлюза от навала судов 1982
  • Арон Исаак Вульфович
  • Черняк Михаил Давыдович
SU1049617A1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Ольховик Евгений Олегович
  • Буцанец Артем Александрович
RU2776834C1
Устройство для защиты ворот судоходного шлюза 1983
  • Бродский Михаил Соломонович
SU1198155A1

Иллюстрации к изобретению SU 857 345 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза

Формула изобретения SU 857 345 A1

SU 857 345 A1

Авторы

Клюев Вадим Владимирович

Даты

1981-08-23Публикация

1980-01-21Подача