(54) МУФТА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕНЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
Изобретение относится к топливной аппаратуре дизелей, а преимущественно к муфтам привода топливных насосов. Известны муфты автомагического изменения угла опережения впрыска топлива, содержащие ведущую и ведомую полумуфты с закрепленны ми в них параллельно оси муфты пальцами, . на которых размещены cyxapw, две пары центр бежных грузов с радиальными и наклонными пазами, две возвратные пружины и промежуточ ный направляющий злемент, свободно размещенный на ступице одной из полумуфт, npfr , чем сухари размещены в наклонных пазах грузов, с радиальными пазами которых связан промежуточный направляющий элемент, а грузы связаны между собой пружинами 1 . В таких муфтах угол между рабочими плоскостями радиальной направляющей и наклонного паза каждого груза также выбран меньще угла трения. Однако наличие у этих муфт двух пар центробежных грузов, каждая, из которых связана с промежуточным направляющим элементом, выполненным в виде. ДИС ка, позволяет обеспечить необходимое Язменение угла опережения впрыска при малых радиальных ходах грузов, так как изменение угла опережения при радиальном перемещении одной пары грузов складывается с изменением угла опережения при радиальном перемещении другой пары. Недостатком известной муфты является то, что промежуточный диск, размещенный в средней части муфты, уменьшает свободный объем между дисками полумуфт и делит зтот обьем на две изолированные части, вследствие чего каждая пара грузов должна быть снабжена своим комплектом пружин, размещение которых между промежуточным диском и полумуфтами требует увеличения длины муфты. Цель изобретения - уменьщение габаритов муфты. Указанная цель достигается тем, что промежуточный направляющий злемент выполнен в виде рычагов, связанных со втулкой,, в грузах со стороны радиальных пазов выполнены выемки, образующие гнезда, а пружины размещены в этих гнездах. 3 Муфта может содержать анкерные стержни и втулки, причем втулки свободно установлены на стержнях, а пружины связаны с грузами через втулки. На фиг. I показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 4 (взаиморасположение пружин и грузов). Муфта автоматическопэ изменения }тла one режения впрыска топлива сформирована из ведущей полумуфты 1, ведомой полумуфты 2 и кожуха 3, который закреплен на п полу муфте 1 и связывает ее с ведомой, полумуфтой 2, на ступицу которой она свободно насажена. На ступице полумуфты 2 также свободно сидят втулка 4, выполненная заодно с рычагами 5 прямоугольного сечения, и дистанционирующая втулка 6, которая удерживает диск ведущей полумуфты 1 на вполне определенном расстоянии от диска ведомой полумуф ты 2. В диске ведущей полумуфты 1 жестко закреплены пальцы 7, на которых свободно сидят сухари 8, а в диске ведомой полумуфты 2 запрессованы пальцы 9 со свободно сидящим на них сухарями 10. Между дисками ведущей и ведомой 2 ползмуфт размещены центробежные грузы 11 и 12, охватывающие своими радиальными пазами рычаги 5, которые являютс направляющими центробежных грузов, этом в наклоннЬ|1е пазы грузов 11 вставлены сухари 8, а в наклонные пазы грузов 12 сухари 10. В цилиндрических гнездах, образевашп 1х выкружками, которые выполнены в грузах 11 н 12, размещены. пружины 13, опирающиеся с одной стороны на втулки 14, а с другой стороны на шайбы 15, которые зафиксированы на анкерных стержнях 16 пруясинными кольцами 17. Передача крутящего моглента от двигателя к тстливному насосу высокого давления и изменоние угла опережения при изменениях скоростного режима осуществляются предлагаемой муфтой следующим образом. Крутящий момент от двигателя передается на полумуфту 1, которая передает его через пальцы 7, сухари 8 и грузы 11 рыча гам 5, вьшодаенным заодно со втулкой 4. Так как рычаги 5 входят также в радиальные пазы центробежных грузов 12, то крутящий момент через грузы 12, cjrxapH 10 И пальцы 9 передается ведомой полумуфте 2, а от нее кулачковому валику топливного насоса. При увеличении скорости вращения муфты грузы 1 под действием увеличивающихся центробежньк сил движутся в радиальном направлении вдоль рычагов 5, сжимая пружины 13 до тех пор, пока не наступит равновесие между центробеж ными силами и силами упругости пружин. В процессе перемещения центробежные грузы П, упираясь наклонными пазами в сухари 8, поворачивают втулки 4 на некоторый угол -в направлении времени кулачкового валика и увеличивают угол опережения впрыска. Синхронно с грузами 11 при увеличении скорости вращения муфты движутся в радиальном направлении также грузы 12, преодолевая сопротивление пружин 13, которые втулками 14 связаны как с грузами 11, так и с грузами 12. Перемещаясь от центра к периферии, грузы 12 упираются своими наклонными пазами в сухари 10 и поворачивают ведомую полумуфту 2 относительно втулки 4 на такой же угол в направлении вращения муфты, на который грузы II поворачивают втулку 4 относительно ведущей полумуфты 1, т. е. увеличивают вдвое поворот ведомой полумуфты 2 относительно ведущей полумуфты 1. При уменьшении скорости вращения центробежные силы, действующие на пружины 13 со стороны грузов 11 и 12, уменьшаются, и грузы, двигаясь под действием пружины 13 вдоль рычагов 5, разворачивают ведомую полумуфту относительно ведущей в обратном направлении, пока.lie наступит равновесие между центробежными силами и силами упругости пружин. Так как угол между радиальными к наклонными пазами центробежных грузов выполнен меньше угла трения, радиальные составляющие усилий, возникающих на наклонных пазах грузов при передаче крутящегоГ момента, уравновешиваются силами трения, возникающими в радиальных и наклонных пазах, и такхсе в местах контакта с дисками полумуфт.. Характерной особенностью работы топливного насоса высокого давления является то, что крутящий момент, передаваемый муфтой, меняется в течение одного оборота кулачкового валика от нуля до максимума столько раз, сколько имеется кулачков на валике, при этом большую часть времени крутящий момент близок к нулю, резко изменяясь в период впрыска топлива. В предлагаемой муфте перемещения грузов при изменении скорости вращения в основном происходят между впрысками топлива, а в период впрыска топлива они тормозятся передаваемым крутящим моментом, поэтому изменение крутящего момента не влияет на работу муфты. Преимуществом предлагаемой муфты автоматического изменения угла опережения впрыска топлива является более рациональное использование объема, заключенного между кожухом и дисками полумуфт. У этой муфты внутренний объем практически полностью занят деталями, реагирующими На изменение скорости вращения муфты а промежуточный элемент, связывающий смежные грузы, размещен полностью внутри этих грузов, что позволяет уменьшить габариты муфты не только по диаметру, но и по длине. Формула изобретения 1. Муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с закрепленными в них параллельно оси муфты кольцами, на которых размещены сухари, две пары центробежны грузов с радиальными и наклонными пазами, две возвратные пружины и промежуточный направляющий элемент, свободою размещенный на ступице одной из полумуфт, причем сухари /размещены в наклонных пазах грузов, с радиальными пазами которых связан промежуточ/2
-J
ВА
Фш.1 ный направ;1яющий элемент, а грузы свнлам)|| между собой пружинами, отлнч1ющпя с я тем, что, с целью уменьшения габаритов, промежуточный направляюишй элемент выполнен в виде рычагов, связа{П{ых со втулкой, в грузах со ст ороны радиальных пазов выполнены выемки, образующие гнезда, а пружины размещены в указанных гнездах. 2. Муфта по п. , отличающая-. с я тем, что она содержит анкерные стерж- . ни и втулки, причем втулки свободно уетановле-ны на стержнях, а пружины связаны с п узами через втулки. Источники информации, принятые во внимаше при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 536321. кл. F 02 М 59/00, 1977:
/f
12
(риг. 2
10
17
15
13
агЛ
(риг. 5
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1979-12-07—Подача