Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а именно, к устройствам для управления механизмами выравнивания крутосклонных тран спортных средств. Известен маятниковый датчик крена крутосклонного транспортного средства, содержгиций подвеигенный в корпусе маятник, шарнирно связанный с золотником гидравлического распределителя устройство не позволяет регулировать в процессе движения чувст вительность датчика крена в соответствии с дорожньми условиями и режимом движения, а, следовательно, имеет ограниченные функциональные возможности. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем регулирования чувствительности в процессе движения. Цель достигается тем, что.маятни подвешен на подвижном относительно корпуса элементе, в маятнике выполнены вертикальные направляющие, в которых расположен ползун, шарнирно связанный с кронштейном, установлен ным в корпусе с возможностью вертикального перемещения посредством пр вода. Привод выполнен в виде винтовой пары, гайка которой жестко связана с кронштейне, а винт посредством гибкого вала с маховичком, расположенным у рабочего места водителя. На чертеже схематично изображен маятниковый датчик крена и схема его подсоединения к источнику давления и исполнительному силовому цилиндру механизма выравнивания транспортного средства. Маятниковый датчик крутосклонного транспортного средства содержит подвешенный посредством горизонтальной оси 1 на подвижн « относительно корпуса 2 элементе 3 маятник 4, шарнирно связанный тягой 5 с золотником 6 гидравлнческого распределителя, корпус 7 которого установлен на корпусе 2. Датчик снабжен также ползуном в, расположенным в вертикальных направляющих .9, выполненных в маятнике 4 выше центра массы последнего. Ползун 8 шарнирно связан с кро«итейном 10 горизонтальной осью 11. Кронштейн 10 установлен в корпусе 2 подвижно в вертикальном направлении при помощи направляющих 12. Для перемещения в указанном направлении кронштейн 10
снабжен приводом, выполненны в виде винтовой пары, гайка 13 которой прикреплена к кронштейну 10, а винт 14 установлен в корпусе 2 с возможностью вращения и связан гибким валом 15 с маховиком 16, расположенным в зоне рабочего места водителя трансIпортного средства.
На фигуре схематически изображен также силовой цилиндр 17 механизма выравнивания транспортного средства и источник давления 18 с предохранительным клапаном 19 и сливом 20, а также система сообщающих их трубопроводов 21.
Работает устройство следующим образом.
При движении транспортного средства по горизонтальной поверхности его (рстов и установленный на нем корпус 2 датчика крена, также как и маятник 4, занимают вертикальное положение. При этом маятник 4 удерживает золотник б распределителя в нейтральном положении относительно его корпуса 7, обеспечивающем запирание полостей силового цилиндра 17 и подсоединение источника давления 18 на слив 20.
При въезде транспортного средства на поперечный склон остов, а, еледоват.ельно, и корпус 2 получают боковой крен. Маятник же 4, занимая под действием силы веса вертикальное положение, поворачивается при этом вокруг горизонтальной оси 11, перемещая посредством тяги 5 золотник 6 относительно корпуса 7 в одну из . крайних позиций. Как только золотник 6 займет крайнее положение, одна из полостей силового цилиндра 17 окажется подсоединенной к источнику давления 18, а вторая - на слив 20. Под действием давления рабочей жидкости шток силового цилиндра 17 перемещается относительно его корпуса осуществляя выравнивание остова транспортного средства в вертикальной плоскости. В положении остова, близком к вертикальному, в пределах чувствительности датчика крена, маяник 4, возвращая золотник 6 в нейтральное положение, обеспечит, запирание полостей силового цилиндра 17. Процесс выравнивания прекратится. Угол чувствительности датчика крена, при превышении которого золоник б занимает в корпусе 7 одно из крайних положений, обеспечивающим подсоединение силового цилиндра 17 к источнику давления 16, зависит от конструкции золотника б, а также от кинематики ево связи с маятником 4, а именно, от расстояния между точко подсоединения шарнирной тяги 5 к .направляющим 9 и осью поворота 11 маятника 4 при крене корпуса 2. Изменяя величину этого расстояния.
можно производить регулирование угла чувствительности датчика крена: при увеличении упомянутого расстояния чувствительность датчика крена возрастает, т.е. угол, в пределах кото. рого гидравлическая система находится в запертом состоянии, уменьшается, а при уменьшении упомянутого расстояния чувствительность датчика крена-снижается, т.е. угол, в пределах которого гидравлическая система
заперта, увеличивается.
Изменение расстояния между осью 11 шарнирного крепления ползуна 8 к кронштейну 10 и точкой подсоединения шарнирной тяги 5 к направляющим
5 9 осуществляют вращением винта 14 непосредственно с рабочего места водителя с помощью маховичка 16 и гибкого вала 15. Винтовая пара в составе гайки 13 и винта 14 выполнеQ на самотормозящейся, что исключает произвольное перемещение кронштейна 10 под действием силы веса и инерционных сил.
Сброс давления в нагнетательной
магистрали источника давления 18 в промежуточных положениях золотника 6, когда упомянутая магистраль оказывается запертой, осуществляет предохранительный клапан 19, отрегулированный на определенное давление.
0 Перемещение золотн{1ка в левом и правом положениях ограничивают выступы, выполненные на корпусе 7.
Формула изобретения
1.Маятниковый датчик крена крутосклонного транспортного средства, содержащий подвешенный в корпусе
0 маятник, шарнирно связанный с золотником гидравлического распределителя, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей пууем регулирования чувствительности в процессе движения, маятник подвешен на подвижном относительно корпуса элементе, в маятнике выполнены вертикальные направляющие, в которых расположен ползун, шарнирно связанный с кронштейном, установленным в, корпусе с возможностью вертикального перемещения посредством привода.
2.Датчик ПОП.1, отличающ и и с я тем, что привод перемещения кронштейна выполнен в виде винтовой пары, гайка которой жестко связана с кронштейном, а винт посредством гибкого вала связан с маховичком, расположенным у рабочего места
Q водителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 0112762, кл. В 60 G 19/10,. 1957.
/5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автомат-стабилизатор крутосклонногоТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU816801A1 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1980 |
|
SU893594A1 |
Привод колес крутосклонного трак-TOPA | 1979 |
|
SU795998A1 |
Бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства | 1981 |
|
SU1009816A2 |
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1981 |
|
SU986815A1 |
Крутосклонное колесное транспортное средство | 1988 |
|
SU1593986A1 |
Автомат-стабилизатор крутосклонного транспортного средства | 1980 |
|
SU948698A1 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1981 |
|
SU1031800A2 |
Устройство управления выравниванием остова транспортного средства | 1984 |
|
SU1240640A2 |
Автомат-стабилизатор | 1982 |
|
SU1049271A1 |
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1979-05-11—Подача