Изобретение относится к транспортному машиностроёниК), а именно к крутосклонным транспортным средствам.
Целью изобретения является повышение безопасности работы на склоне.
На фиг. 1 показана гидравлическая и кинематическая схемы крутосклонного колесного транспортного средства; на фиг. 2 - схема работы транспортного средства на правом склоне; на фиг. 3 - то же, на левом склоне; на фиг. 4 - конструкция дросселей; на фиг. 5 - кинематическая связь дросселей с бортовыми поворотными рычагами.
Крутосклонное колесное транспортное средство содержит остов 1 с механизмом выравнивания, состоящим из поворотных бортовых редукторов 2 и 3, кинематически связанных посредством поворотно установленного на остове 1 поперечного вала 4 с кривошипами 5 и 6 на концах. Кривошип 5 шарнирно соединен с корпусом поворотного редуктора 3 через силовой цилиндр 7 двустороннего действия, а кривошип 6 шарнирно соединен с корпусом поворотного бортового редуктора 2 посредством тяги 8. Штоковая и бесштоковая полости силового цилиндра 7 посредством трубопроводов 9 и 10 сообщены с источником 11 давления, снабженным предохранительным клапаном 12,исосливом ТЗчерезтрехпозицион- ный гидрораспределитель 14, золотник 15 которого шарнирно связан тягой 16 с маятниковым датчиком крена, маятник 17 которого подвешен на оси 18. Маятник 17 также связан с поршнем 19 двухполостного гидравлического демпфера 20, полости 21 и 22 которого гидравлически сообщены между собой через двухпозиционный золотниковый распределитель 23, два регулируемых дросселя 24 и 25 и третий дополнительный дроссель 26, которые установлен последовательно, причем параллельно дросселям 25 и 26 подсоединен обратный клапан 27. Золотник 28 распределителя 23 снабжен фиксатором рабочих положений и управляется гидравлически от давления в полостях силового цилидра 7. Полости силового цилиндра 7 связаны с торцовыми полостями двухпозиционного золотникового распределителя 23 посредством трубопроводов 29 и 30. Орган 31 управления дросселем 26 посредством гибкой тяги - толкателя 32 ки- нематически связан с корпусом поворотно- го бортового редуктора 2, а орган 33 управления дросселем 25 посредством гибкой тяги - толкателя 34 кинематически связан с корпусом поворотного бортового редуктора 3. На остове 1 установлены упоры 35 и 36, предназначенные для предотврщения поворота вверх относительно исходного положения бортовых редукторов 2 и 3 с установленными на них хвостовой частью колесами 37 и 38.
Крутосклонное транспортное средство
работает следующим образом.
При движении транспортного средства по горизонтальной поверхности остов 1, также как и маятник 17, занимает верти- 0 кальное положение. Маятник 17 при зтом удерживает золотник 15 распределителя 14 в нейтральном положении, обеспечивающем запирание обеих полостей силового цилиндра 7 и подсоединение на слив 13 5 нагнетательной магистрали источника 11 давления. Правый 2 и левый 3 поворотные бортовые редукторы при этом занимают горизонтальное положение, опираясь на упоры 35 и 36, предотвращающие поворот 0 редукторов, а следовательно, и перемещение колес 37 и 38 вверх. Давление в полостях силового цилиндра 7 при этом отсутствует и золотник 28 распределителя 23 находится в одном из фиксированных 5 положений.
При въезде транспортного средства на поперечный склон, например правый, остов 1 получает некоторый боковой крен, и маятник 17 начинает поворачиваться вокруг оси 30 18 против часовой стрелки, перемещая вправо золотник 15 и поршень 19. Перемещаясь вправо, поршень 19 демпфера 20 выдавливает жидкость из полости 22 через распределитель 23, обратный клапан 27, 35 дроссель 24 в полость 21. Одновременно золотник 15 соединяет бесштоковую полость силового цилиндра 7 с источником 11 давления, и шток цилиндра 7 начинает выдвигаться и поворачивать поперечный вал 4 40 с кривошипами 5 и 6. который посредством тяги 8 поворачивает бортовый редуктор 2 и перемещает колесо 37 вниз, осуществляя : выравнивание остова 1. Так как трубопровод 10 находится под давлением, то золот- 45 ник 28 распределителя 23 находится в крайнем левом фиксированном положении. Одновременно с поворотом бортового редуктора 2 благодаря тяге - толкателю 32 происходит поворот органа 31 управления 50 дросселем 26, что уменьшает его проходное сечение, т.е. увеличивает сопротивление дросселя. Чем больше перемещение колеса 37 вниз (т.е. больше крутизна склона), тем больше сопротивление дросселя 26. Сопро- 55 тивление дросселя 25 при зтом не изменяется,
По мере выравнивания остова 1 маятник 17 начинает возвращаться в первоначальное положение и перемещает золотник 15 и поршень 19 влево. При зтом последний
выдавливает жидкость из полости 21 демпфера 20 через распределитель 23 и дроссели 26, 24 и 25 в полость 22. Когда остов 1 занимает вертикальное положение, маятник 17 возвращается в первоначальное положение, и золотник 15 закрывает полости силового гидроцилиндра 7, а нагнетатель- . ную магистраль источника 11 давления подсоединяет на слив 13. Так как бортовой редуктор 2 уже не касается упора 35, а удерживается цилиндром 7, то трубопровод 10 находится под давлением и золотник 28 распределителя 23 по-прежнему удерживается в крайнем левом фиксированном положении (фиг.2). Если при движении транспортного средства по правому склону крутизна поперечного склона увеличивается, остов 1 наклоняется вниз по склону и маятник 17, поворачиваясь против часовой стрелки, перемещает золотник 15 и поршень 19 вправо. При перемещении вправо поршень 19 вытесняет жидкость из полости 22 через распределитель 23, обратный клапан 27, дроссель 24 в полость 21. При этом золотник 15 сообщает бесштоковую полость силового цилиндра 7 с источником 11 давления, в результате чего происходит выравнивание остова 1. По мере выравнивания остова 1 маятник Т7 начинает возвращаться о первоначальное положение и перемещат влево поршень 19, который вытесняет жидкость из полости 21 через распределитель 23 и дроссели 26, 24 и 25 в полость 22. Когда остов 1 занимает вертикальное положение, маятник 17 возвращается в исходное положение, и золотник 15 запирает полости силового цилиндра 7, а нагнетательную магистраль источника 11 давления подсоединяет на слив. Золотник 28 по-прежнему находится в крайнем левом положении.
Если при движении транспортного средства по правому склону крутизна поперечного склона быстро уменьшается (например, верхнее по склону колесо 38 въезжает в выемку или нижнее 37 наезжает на кочку или камень), остов 1 наклоняется вверх по склону, и маятник 17 начинает поворачиваться по часовой стрелке и перемещать золотник 15 и поршень 19 влево. При этом последний вытесняет жидкость из полости 21 через распределитель 23 и дроссели 26, 24 и 25 в полость 22. Так как гидравлическое сопротивление последовательно соединенных дросселей 26, 24 и 25 больше, чем сопротивление одного дросселя 24,то перемещение поршня влево происходит медленнее, чем вправо, обеспечивая некоторое запаздывание включения системы выравнивания остова транспортного средства, причем это запаздывание тем
ольше, чем больше крутизна поперечного клона, на котором происходит переезд неравенства, так как орган 31 управления росселем 26 связан с бортовым редуктором 2 нижнего по склону колеса 37 и сопротивление дросселя 26 тем больше, чем больше крутизна поперечного склона, по которому движется транспортное средство. Если в это время крутизна склона начинает
увеличиваться (колесо 38 начинает выезжать из выемки или колесо 37 съезжать с кочки),остов 1 возвращается в вертикальное положение, а маятник 17 - в нейтральное положение, не успев включить систему выравнивания остова.
Таким образом транспортное средство позволяет исключить срабатывание системы на кратковременный крен остова транспортного средства вверх по склону при переезде неровностей и обеспечить быстрое
срабатывание системы на крен остова вниз
по склону, т.е. при увеличении крутизны
склона, повышая безопасность работы.
При движении транспортного средства на левом поперечном склоне золотник 28 распределителя 23 находится в крайнем правом фиксированном положении (фиг.З), так как на левом склоне под давлением находится трубопровод 9. Теперь запаздывание обеспечивается при перетекании жидкости из полости 22 в полость 21 демпфера 20, т.е. имеется запаздывание включения системы выравнивания остова на уменьшение склона при движении на левом склоне, причем величина этого запаздывания пропорциональна первоначальной крутизне склона.
Выбором параметров дросселей 24, 25 и 26, а также передаточного числа кинематической связи органов управления дросселей 26 и 25 с механизмом выравнивания
обеспечивается нужное запаздывание
включения системы выравнивания остова
транспортного средства и гашение колеба ний маятника.
Использование изобретения позволит повысить безопасность работы на склоне, увеличить рабочие скорости движения, а следовательно, и производительность труда
при работе на поперечном склоне.
Формула изобре1ения Крутосклонное колесное транспортное средство, содержащее остов, ходовую часть, колеса которой установлены на остове с помощью поворотных бортовых редукторов , опирающихся на остов через упоры и связанных приводом поворота с силовым цилиндром, подключенным к источнику давления через трехпозиционный гидрораспределитель, управляемый маятниковым датчиком крени с двухполостным гидравлическим демпфером, полости которого сообщены между собой через двухпозици- онный распределитель, управляемый давлением в полостях силового , и два последовательно установленных дросселя с обратным клапаном, подключенным параллельно одному из них, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности
0
работы на склоне, параллельно обратному клапану установлен третий дополнительный дроссель с органом регулирования гидравлического сопротивления, подключенный последовательно к другому дросселю, при этом орган гидравлического сопротивления одного из этих двух дросселей кинематически связан с одним поворотным бортовым редуктором, а другого - с другим поворотным бортовым редуктором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1981 |
|
SU986815A1 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1980 |
|
SU893594A1 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1981 |
|
SU1031800A2 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1980 |
|
SU939307A1 |
Система стабилизации крутосклонного транспортного средства | 1987 |
|
SU1498640A1 |
Автомат-стабилизатор управления гидроцилиндром двойного действия остова транспортного средства | 1988 |
|
SU1602794A1 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1982 |
|
SU1133126A1 |
Бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства | 1981 |
|
SU1009816A2 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1983 |
|
SU1133127A1 |
Автомат-стабилизатор крутосклонного транспортного средства | 1980 |
|
SU948698A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и повышает безопасность движения колесного транспортного средства по склону. С этой целью установленный на остове 1 (фиг.1) транспортного средства датчик крена с маятником 17 снабжен гидравлическим демпфером 20, две полости которого 21 и 22 связаны друг с другом через два дросселя 24 и 25 и дополнительный третий дроссель 26, которые установлены последовательно, при этом дроссели 25 и 26 связаны кинематически с бортовыми поворотными редукторами 2 и 3. Благодаря связи бортовых поворотных редукторов 2 и 3 с дросселями 25 и 26, исключается срабатывание маятникового датчика крена от случайных единичных качаний транспортного средства, что повышает безопасность его работы на склоне. 5 ил.
Фиг. г
7J
;
7 /5
ю
к гидро- цилиндрц 9
29
13
П Ю
К гидро- и ишндру
30 В
26
Фиг
Фаг. 5
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1981 |
|
SU986815A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1990-09-23—Публикация
1988-11-14—Подача