1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к крутосклонным тракторам.
Известен механизм выравнивания колесного трактора для работы на крутых склонах, содержащий свободно , вращакяциеся вокруг полуосей бортовые передачи, снабженные приводом их поворота от силовых цилиндров посредством двух тяг и коромысла, расположенных под днищем трактора на специальном кронштейне, причем силовые цилиндры подсоединены к источнику давления и сливу через золотниковый распределитель, управляемый датчиком крена f 1 .
Недостатками указанного механизма являются ограниченная проходимость вследствие уменьшения клиренса и небольшая надежность.
Известен также механизм выравнивания крутосклонного трактора, содержащий поворотные бортовые редукторы, поперечный вал с кривошипами.
продольную тягу, шарнирно связанную с одним из кривошипов и с одним из бортовых редукторов, и привод в виде силового цилиндра, одним концом шарнирно связанного с другим бортовым редуктором 2.
Недостатками известного устройства являются конструктивная сложность, малая надежность, обусловленная опасностью опрокидьшания на поперечtoном склоне при падении давления в силовом цилиндре, а также ограничение, которое налагает на габарит кабины транспортного средства по ширине колеи, в силу перемещения вышерасполо15женного по склону колеса вверх при выравнивании. Величина колеи лимитирована шириной междурядий пропашных культур и составляет для большинства из них 1400 мм, а ширина кабины
10 Едины1 и требованиями допускает колею не менее 1600 мм.
Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и расширение функциональных возможное тей.
Указанная цель достигается тем, что второй конец силового цилиндра связан со вторым кривошипом, при этом кривошипы поперечного вала направлены в одну сторону, а на остове трактора установлены органичители хода бортовых редукторов вверх.
На фиг. I схематически изображен механизм выравнивания, в пространстве; на фиг. 2 - компоновка на остове трактора , на фиг. 3 - принцип работы на поперечном склоне.
Механизм выравнивания крутосклонного трактора содержит правый J и левый 2 бортовые редукторы, установленные одним концом на остове 3 трактора с возможностью поворота в продольных вертикальных плоскостях, причем второй конец каждого редуктора снабжен полуосью 4 для крепления ведущего колеса 5. Левый 2 бортовой редуктор шарнирно связан со штоком силового цилиндра 6 двухстороннего действия, корпус которого кинематически связан с правым бортовым редуктором }. Упомянутая кино атическая связь выполнена в виде поперечного вала 7 с кривошипаьга 8 и 9, первый из которых 8 шарнирно соединен с корпусом силового цилиндра 6, а второй 9 - с правь м бортовь1м редуктором посредством шарнирной тяги 10. Поперечный вал 7 установлен на остове 3 трактора с возможностью поворота в опорах 11. Обе полости силового цилиндра 6 сообщены с источником 12 давления, снабженным предохранитедьньм клапаном 13, и сливом 4 через трехпозиционный гидравлический распределитель 15, золотник которого шарнирно связан тягой 16 с маятником 17, подвешенным на кронштейне 18, причем корпус гидравлического распределителя I5 и кронштейн I8 неподвижно закреплены на остове 3 трактора.
На остове 3 трактора установлены также ограничители (упоры) 19 и 20, предназначенные для предотвращения поворота бортовых редукторов, соответственно I и 2 вверх относительно исходного положения.
Механизм работает следующим образом.
При движении трактора по горизонтальной поверхности остов 3 трактора также как и маятник 17 занимает вертикальное положение. Маятник 17 при этом удерживает золотник распределителя 15 в нейтральном положении, обеспечивающем запирание обеих полостей силового цилиндра 6 и подсоединение на слив 14 нагнетательной магистрали источника 12 давления. Правый I и левый 2 бортовые редзп торы при этом занимают горизонтальное noложение, опираясь иа упоры 19 и 20, предотвращающие поворот, аследовательно, и перемещение колес 5 вверх. При въезде трактора на поперечный склон, например левый (фиг.З), остов 5 3 получает некоторый боковой крен. Маятник 17, продолжая занижать вертика&1ьиое положение под действием силы тяжести, перемещает при этом золотник распределителя 15 посредством тяги I6 влево относительно нейтрального положения. В результате этого распределитель 15 сообщает штоковую полость силового цилиндра 6 с источником 12 давления, а бесштоков то на слив 14. Под действием давления рабочей жидкости шток силового цилиндра, втягиваясь в корпус последнего, поворачивает бортовой редуктор 2 по Часовой стрелке, обеспечивая перемещение колеса 5 левого борта вниз, а следовательно, и выравнивание остова 3 трактора в вертикальной плоскости. Как только остов 3 примет вертикальное положение, маятник 17 возвращает золотник распределителя 15 в нейтральное положение, обеспечив подсоединение насоса 12 на слив 14 и запирание полостей силового цилиндра 6. Силовой цилиндр 6 в запертом состоянии удерживает колесо 5 левого борта в некотором положении относительно остова 3 до следующего изменения крутизны склона.
В случае дальнейшего возрастания угла склона устройство работает аналогичным образом. При уменьшении угла склона распределитель 15, управляемый маятником 17, подсоединяет к источнику 12 давления уже бесштоковую полость силового цилиндра 6, а его штоковую полость сообщает на слив 14. В результате этого шток силового цилиндра 6, получая перемещение в обратном направлении, обеспечивает перемещение колеса 5 левого борта вверх до тех пор, пока остов 3 не примет вертикального положения, а силовой цилиндр 6 не будет заперт распределителем 15, или до тех пор.
пока редуктор 2, несущий колесо 5 указанного борта, не вступит во взаимодействие с ограничителем 20. После этого, если остов 3 не будет по-прежнему занимать вертикальное положение, что свидетельствует о въезде трактора уже на первый склон, перемещение под действием давления рабочего тела источника 2 давления получит корпус силового цилиндра 6 относительно его штока в направлении указанном на г.2 стрелкой, т.е. вперед. Перемещаясь, корпус силового цилиндра поворачивает посредством вала 7 с кривошипами 8 и 9 и тяги 10 правый бортовой редуктор i по часовой стрелке, обеспечивая перемещение вниз колеса 5 уже правого борт трактора. Такое перемещение колеса 5 правого борта трактора обеспечивает выравнивание остова 3 последнего иа правом склоне. Как только остов 3 примет вертикальное положение, силовой цилиндр 6 запирается распределителем 5, заблокировав колесо 5 правого борта от перемещения в вертикалной плоскости относительно остова 3 до следующего изменения крутизны склона.
Таким образом, предлагаемый механизм осуществляет выравнивание остов 3 трактора на л.евом и правом поперечных склонах за счет перемещения колеса 5 соответствукяцего борта вниз Колесо противоположного борта, расположённого выше по склону, занимает при этом исходное положение, а несущий его бортовой редуктор опирается на соответствукяцкй ограничитель 19 или 20 своего хода вверх
Предохранительный клапан 13 предназначен для сброса давления в нагнетательной магистрали источника 12 давления в промежуточных (между крайними и нейтральной позициями) положениях золотника распределителя I 5 .
Передние направляклцие колеса трактора (не показаны) установлены на свободно качающейся бал.ке, обеспечивающей их самостоятельное приспособление к поверхности склона независимо от положения остова 3 в поперечной плоскости.
Предлагаемый механизм выравнивания улучшает проходимость трактора в междурядиях пропашных культур на склонах, что увеличивает производительность труда за счет повьппения
уровня механизации сельскохозяйственных технологических операций по воздельюанию пропашных культур.
Кроме того, механизм выравнивания
позволяет использовать на крутосклонном тракторе унифицированную кабину серийной базовой модели, так как при таком конструктивном решении лимитированная ширина междурядий не
накладывает ограничения на поперечный габарит кабины вследствие отсутствия перемещения колес вверх относительно исходного положения в ее зону.
Изобретение обладает более высокой надежностью против опрокидьгоания при выходе из строя силового цилиндра или отсоединении одной из бортовых передач, так как колесо не
имеет возможности для перемещения вверх относительно исходного положения. В такой ситуации устойчивость трактора с предлагаемым механизмом выравнивания такая же, как и у трактора обычной равнинной конструкции, а у трактора с известным механизмом выравнивания значительно хуже, так как колесо стремится занять крайнее верхнее положение, чему ничто не
препятствует.
Формула изобретения
Механизм выравнивания крутосклонного трактора, содержащий поворотные бортовые редукторы, поперечный вал с кривошипами, продольную тягу, шарнирно связанную с одним из кривошипов и с одним из бортовых редукторов, и привод в виде силового цилшадра, одним концом шарнирно связанного с другим бортовым редуктором, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повьппения надежности и расширения функциональных возможностей, второй конец силового цилиндра связан со вторым кривошипом, при этом кривошипы поперечного вала направлены в одну сторону, а на остове трактора установлены ограничители хода бортовых редукторов вверх.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР №171279, кл. В 60 G 19/10, 196.
2.Авторское свидетельство СССР S493378, кл. В 60 G 19/10, 1975 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1981 |
|
SU1031800A2 |
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1981 |
|
SU986815A1 |
Крутосклонное колесное транспортное средство | 1988 |
|
SU1593986A1 |
Бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства | 1981 |
|
SU1009816A2 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1982 |
|
SU1133126A1 |
Система стабилизации крутосклонного транспортного средства | 1987 |
|
SU1498640A1 |
Механизм навески сельскохозяйственных машин | 1980 |
|
SU976874A1 |
Крутосклонный трактор | 1977 |
|
SU701857A1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1983 |
|
SU1133127A1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1987 |
|
SU1458252A1 |
5
Й/2.3
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-02-05—Подача