Изобретение относится к железнодо рожному транспорту и касается конструкции тягового оривода локомотива. По основному авт.св. 725928 известен тяговый привод локомотива, содержащий установленный на рагле тележки электродвигатель с полым валом якоря, внутри которого расположе соединенный с ним концом торсионный вал, на другом конце которого установлена шестерня, являющаяся веду|цей шестерней двухпоточного реда ктора, включающего в себя два установленных на сферических подшипникгис щ)Омежуто ных зубчатых колеса и ведомое зубчатое колесо, приводящее колесную пару, причем упомянутый другой конец торсионного вала расположен в подшип никовой обойме, опирающейся на одну из опор, связанных с корпусом редук тора, и выполнена с подшипниками, ра положенными по обе стороны ведущей шестерни и с рычагами, свободные кон цы которых выполнены с радиусной поверхностью, взаимодействующей с соответствующей поверхностью опоры, а на торсионном вгшу жестко закреплено фрикционное кольцо, взаимодействующе с кольцом подшипника обоймы и одним концом полого вала якоря, другой конец которого подпружинен относительно торсионного вала fl3Однако в этом приводе взаимодействующие поверхности на рычагах и опорах недоступны для .контроля и нерезтулируемы. Причем положение подшипниковой обойки с ведущей шестерней не подается центрированию и последующей регулировке в ходе эксплуатации. Цель изобретения - повыиение надежности привода и снижение ремонтных расходов в эксплуатации. Цель достигается тем, что рычги и подшипниковой обойми выполнены со съемными опорами, имеющими выпуклые сферические опорные поверхности, с которыми взаимодействуют ввинченные в в корпус редуктора опоры, имеющие вогнутые сфер ические опорные поверхности, при этом в корпусе редуктора установлен центровочный винт с коническим хвостовиком, взаимодействующий с центровочным отверстием торсионного вала двигателя. На фиг. 1 изображен предлагаемый тягов1Лй привод; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. i; на фиг. 3 - раэрез Б-Б на фиг. i; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1.
Тяговый привод состоит из электродвигателя 1 с полым валом 2 якоря, закрепленного на раме 3 тележки с помощью кронштейна 4 и клеммового зажима 5. Корпус 6 тягового ре/дуктора прифланцован к корпусу электродвигателя болтами 7. Передаточный механизм СОСТОИТ из двух пластинчатых муфт 8 и и полого вала 9, захватывающего ось 1
В корпусе тягового редуктора расположены конец торсионного вала 11 с напрессованной на нем ведущей шеетерней 12, установленной на роликовых подшипниках 13 в подшипниковой обойме 14, которая одним из своих плеч 15 и 16 через съемные опоры 17 и 18 с выпуклыми сферическими поверхностями может опираться на вогнутые сферические поверхности ввинченных в корпус редуктора опор 19 и 20 с контргайками 21 и 22 на их выступающих из редуктора внешних частях. Две промежуточные шестерни 23 установлены на на сферических подшипниках 24, опираю1цихся на оси 25, вставленные в отверстия корпуса редуктора с внешней стороны. Ведомое зубчатое колесо 26 смонтировано в корпусе, редуктора на подшипниках 27 и находится в зацеплении с двумя промежуточными шестернями 28. Предусмотрен двухком-гпонентный фрикционный демпфер, состоящий из фрикционной пары, образованной торцом полого вала 2 якоря электродвигателя и фрикционным кольцом 29, напрессованным на торсионный вал 11 нагружающего устройства, смонтированного на другом конце торсионного вала 11 и состоящего из пружины 30 и нажимной гайки 31.
Привод работает следующим образом.
Крутящий момент от вала 2 якоря электродвигателя через шлицевую втулку 32 передается на торсионный вал 11 и на вед1щую шестерню 12 редуктора, а от нее на две промежуточные шестерни 23 и далее на ведомое зубчатое колесо 26, от которого через ведущую пластинчатую муфту 8, полый вал 9 И ведомую пластинчатую муфту 8 на колесную пару 33, где крутящий момент преобразуется в активную силу тяги, приводящую в движение локомотив.
При равномерном распределении нагрузок между промежуточными шестернями, например при вращении ведущей шестерни 12 по часовой стрелке, вектор (равнодействующей силы подшипниковой обоймы направлен по центру опоного плеча 16 (при противоположном врсщении - по центру плеча 15) и последняя находится в равновесии. Если поток мощности распределится неравномерно 1ежду шестернями, на рычаге 16 съемная опора 18 выпуклой сферической поверхностью упирается в вогнутую сферическую поверхность
опоры 20, ввинченной в корпус редуктора, возникает восстанавливающий момент, который поворачивает обойму 14 относительно опоры 20 до тех пор, пока потоки мощности не уравняются. . Так как Перемещения .подшипниковой обоймы при выравнивании нагрузок неЬеличик, то податливый торсионный вал не оказывает им заметного сопротивления. За счет большой длины опорных плеч 15 и 16, даже незначительное неравенство потоков создает большую величину восстанавливающего момента, который и обеспечивает стабильную работу двухпоточного зубчатого редуктора, в связи с чем резко снижаются 5 рабочие нагрузки на зубья и опорные подшипники шестерен, что ведет к значительному повышению их долговечности .
Торсионный вал вместе с ведущей шестерней образует добротную колебательную систему. Под действием крутящего момента якоря податливый торсионный вал закручивается на значительный угол относительно пэлого вала якоря, и крутильных колебаний .ведущей шестерни неизбежно сопровождаются трением колыша 29 о торец полого вала 2, что приводит к их быстрому затуханию. В то же время поворотные перемещения обоймы 14 вызывают поперечное скольжения кольца 29 по торцу полого вала 2, за счет чего не возникают автоколебания при выравнива5 НИИ нагрузок в системе двухпоточной зубчатой передачи.
Наличие в корпусе редуктора центровочного винта 34, заходящего по направляющей своим коническим хвостовиком в центровочное отверстие торси.онного вала, ввинчиваемых опор 19 и 20 с контргайками 21 и 22 на их выступающих из редуктора внешних частях, позволяет регулировать зазоры между соответствующими сферическими поверхностями - центрировать ведущую шестерню, а также осматривать сферические поверхности опор и заменять
0 ввинчивсюмые опоры без разборки колесно-моторного блока.
Формула изобретения
Тяговый привод локомотива по авт.св. 725928, отличающий с я тем, что, с целью повышения надежности привода и снижения ремонтных расходов.в эксплуатации,
рычаги подшипниковой обоймы выполнены со cbeMHbiivM опорами с выпуклыми ... сферическими опорными поверхностями, взаимодействующими с ввинченными в корпус редуктора опорами, имеющими
вогнутые сферические опорные поверхности, при этом в корпусе редуктора установлен центровочный винт с коническим хвостовиком, взаимодействующий с центровочным потверстнем торсибнного вала двигателя.
Источники информгщии, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР , кл. В 61 С 9/50, 06.10.77 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тяговый привод локомотива | 1977 |
|
SU725928A1 |
Тяговый привод локомотива | 1982 |
|
SU1063673A1 |
Тяговый привод локомотива | 1974 |
|
SU506532A1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОЛ1ОТИВА | 1972 |
|
SU424751A1 |
Тяговый привод локомотива | 1976 |
|
SU556982A1 |
Тяговый привод локомотива | 1975 |
|
SU765067A1 |
Тяговый привод локомотива | 1986 |
|
SU1523441A1 |
Опорно-рамный тяговый привод локомотива | 1978 |
|
SU749717A1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА С ЗУБЧАТЫМ РЕМНЕМ | 2012 |
|
RU2507096C1 |
Групповой тяговый привод локомотива | 1983 |
|
SU1127791A1 |
,А -А
(риг.1
6 -S
фигЗ
Авторы
Даты
1981-10-15—Публикация
1979-10-16—Подача