1
Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к полуприцепам с управляемыми колесами.
Известно устройство для управления колесами полуприцепа, содержаихее управляющий кулачок, жестко связанный с седельно-сцепным устройством транспортного средства, силовой гидроцилиндр поворота, шарнирно соединенный одним своим концом с поворотным элементом управляемой оси полуприцепа, а другим - с рамой полуприцепа, гидрораспределитель, гидравлически соединенный напорной гидролинией с гидронасосом, сливной - с гидробаком и рабочит ми гидролиниями - с рабочими полостями упомянутого гидроцилиндра (1.).
Недостатком данного устройства является недостаточная маневренность, поскольку угол складывания автопоезда не может быть больше угла поворота колес полуприцепа, и недостаточная надежность из-за невозможности ручного управления колесами полуприцепа.
Цель изобретения- улучшение маневренности, а также повышение надежности устройства.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено следящим кругом, установленным на седельно-сцепном устройстве с возможностью поворота относительно управляющего кулачка, тремя электрическими выключателями, установленными на следящем круге с возможностью взаимодействия с управляющим кулачком, гибкой связью и двумя гидравлическими ограничительными клапанами, установленными на полуприцепе и гидравлически соединенными с упомянутыми рабочими и сливной гидролинями, причем следящий круг кинематически свя зан с поворотным элементом управляемой оси полуприцепа, гидрораспределитель выполнен с электромагнитами включения, электрически связанными с тремя упомянутыми
5 электрическими выключателями н бортовой сетью транспортного средства.
На чертеже изображена принципиальная электрогидрокинематическая схема устройства, которая включает в себя кинемати30 ческую, гидравлическую и электрическую части.
Кинематическая часть устройства состоит из управляющего кулачка I, жестко связанного с седсльно-сцепным устройством транспортного средства посредством клина 2, следящего круга 3, расположенного свободно на одной оси с кулачком I и с гибкой связью в виде тросов 4, связанного с поворотным элементов 5, закрепленным на оси 6 полуприцепа. В гидравлическую часть входят гидробак 7, фильтр 8, гид|)онасос 9, предохранительный клапан 10, установленные на тягаче, и гидрораспределитель 11 с электромагнитами включения, силовой гидроцилиндр поворота 12 и два гидравлических ограничительных клапана 13 и 14, устанавливаемые на полуприцепе. Гидросистема тягача соединяется с гидросистемой полуприцепа через соединительные муфты 15. Электрическая часть устройства, устанавливаемая на тягаче, включает в себя источник тока 16 и пульт управления, расположенный на передней панели кабины водителя, на котором смонтированы предохранитель 17, переключатель 18, кнопочные выключатели 19 и 20, сигнальные лампочки 21 зеленого цвета, 22 красного цвета, лампочка 23, подсвечивающая табло «Стой Неисправность и реле напряжения 24 с нормально замкнутыми контактами 25. Электрическая часть устройства, устанавливаемая на полуприцепе, состоит из двух электрических выключателей 26 и 27 нормально ра.чомкнутых, выключателя 28 нормально замкнутого, расположенных на следящем круге 3, и электромагнитов включения 29 и 30 гидрораспределителя. Электрические цепи тягача и полуприцепа соединяются штепсельным разъемом 31. На управляющем кулачке выполнены выступы 32 и паз 33, а на поворотном элементе - толкатель 34. Поворот оси полуприцепа осуществляется гидроцилиндром 12 двухстороннего действия, а подача масла в ту или иную полость гидроцилиндра осуществляется гидрораспределителем 11, управляемым двумя электро магнитами 29 и 30. Работа механизма поворота может осуществляться в автоматическом режиме и в режиме ручного управления. Работа в автоматическом режиме производится при движении автопоезда вперед или назад, когда необходим поворот оси полуприцепа .в строгом соответствии с углом складывания автопоезда. Переход на ручное управление производится в случаях, когда необходим поворот оси полуприцепа независимо от угла складывания автопоезда (при маневрировании в сложных условиях, особенно при движении задним ходом). В автоматическом режиме (переключатель 18 в верхнем положении) устройство работает следующим образом. При повороте тягача относительно полуприцепа, например, в правую cfopoHy, поворачивается управляющий кулачок 1, жестко связанный с автомобилем-тягачом клино.м 2, и своим выступом 32 включает выключатель 26, замыкая цепь электромагнита 29, который перемещает золотник гидрораспределителя II, открывая подачу масла в одну из полостей гидроцилиндра 12. Гидроцилйндр 12 поворачивает ось 6 полуприцепа и связанный с ним поворотный элемент 5 влево, а через тросы 4 следящий круг 3 вправо, который возвращается в нейтральное положение относительно управляющего кулачка 1, отключая тем самым выключатель 26 и размыкая цепь, питающую электромагнит 29. Золотник гидрораспределителя возвращается в нейтральное положение и подача масла в гидроцилиндр прекращается. При дальнейшем повороте тягача снова включается золотник и поворот продолжается. При достижении максимального угла поворота управляемой оси полуприцепа толкатель 34 поворотного элемента 5 включает в работу ограничительный клапан 13. При этом масло, поступающее в полость цилиндра 12 через ограничительный клапан 13, перетекает в сливную магистраль и дальнейший поворот оси прекращается, даже если угол складывания автопоезда продолжает увеличиваться. Аналогично происходит поворот в левую сторону. При этом в работу включаются выключатель 27, электромагнит 30, другая полость гидроцилиндра и в дальнейшем ограничительный клапан 14. В случае возникновения разности между углом складывания автопоезда и углом поворота оси полуприцепа более 5-6°, что может создать аварийную ситуацию при движении, приводной элемент выключателя 28, который в нормальном положении находится в середине паза 33 кулачка 1 независимо от угла поворота оси полуприцепа, выходит из паза и размыкает цепь обмотки рвг ле 24. При этом контакт 25 реле 24 замыкается и загорается лампочка 23, высвечивая табло «Стой Неисправность. Включение лампочки 23 свидетельствует о неисправности в системе гидрооборудования, обрыве или ослаблении троса 4 сигнализации, обрыве электрической цепи управления и сигиализацин. Лампочка 23 также включается при превышении угла складывания автопоезда свыше допустимого, предупреждая водителя о необходимости быть особенно внимательными. Переход иа ручное управление произво.дится переводом переключателя 18 в иижнее положение. При этом загорается лампочка 22 красного цвета, а система автоматического управления и сигнализации отключается и лампочка 2 гаснет. Управление электромагнитами 29 и 30 гидрораспределителя 11 ароизводится кнопочными выключателями 19 и 20 водителем
вручную. Электромагнит остается включенным до тех пор, пока нажата кнопка. При этом ось полуприцепа поворачивается независимо от угла складывания автопоезда. При отпускании кнопки положение оси не меняется. Оно не меняется и при переводе переключателя 18 в нейтральное положение. При переводе переключателя 18 в верхнее по ложение ось полуприцепа устанавливается автоматически в соответствии с углом складывания автопоезда.
Применение данного устройства позволит неограниченно расширить возможности автопоезда при маневрировании в сложных условиях, так как оно позволит увеличивать угол складывания .автопоезда до 90-100 при повороте управляемой оси полуприцепа до 40° (дальнейший поворот оси опасен, так как теряется поперечная устойчивость полуприцепа относительно егр продольной оси). Кроме того, возможно ручное управление осью полуприцепа, т.е. разворот оси вне зависимости от угла складывания, что очень важно при сложных маневрах задним ходом.
При углах складываА ия автопоезда и пределах допустимых для оси полуприцепа (от О до±40°) устройство обеспечивает точное отслеживание, т.е. угол поворота оси полуприцепа равен (или пропорционален) углу складывания. При возникновении рассогласования (или потере пропорции) этих углов устройство сигнализирует водителю, ликвидируя при этом аварийную ситуацию, так как заиос полуприцепа влево или вправо небезопасен для встречного транспорта или пешеходов.
Формула изобретения Устройство для управления колесами полуприцепа, содержащее управляющий кулачок, жестко связанный с седельно-сцепным устройством транспортного средства, силовой гидроцилиндр поворота, шарнирно соединенный одним своим концом с поворотным элементом управляемой оси полуприцепа, а другим - с рамой, полуприцепа, гидрораспределитель, гидравлически соединенный напорной гидролииней с гидронасосом, сливной - с гидробаком и рабочими гидролиниями - с рабочими полостями упомянутого гидроцилиндра, отличающееся тем, что с целью улучшения маневренности, а также повышения надежности, оно снабжено следящим кругом, установленным на седельно-сцепном устройстве с возможностью поворота относительно управляющего кулачка, тремя электрическими выключателями, установленными на следящем круге-с возможностью взаимодействия с управляющим кулачком, гибкой связью и двумя гидравлическими ограничительными клапанами, установ ленньгми на полуприцепе и гидравлически соединенными с упомянутыми рабочими и сливной гидролиниями, причем следящий круг кинематически связан с поворотным Эле
5 ментом управляемой оси полуприцепа, гидро распределитель выполнен с электромагнитами включения , электрически связанными с тремя упомянутыми электрическими выключателями и бортовой сетью транспортного
0 средства.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Закин Я. X. Конструкция и расчет автомобильных поездов. Л. «Машиностроение 1968, с. 160, рис. 111.44 (птотип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
Система рулевого управления многозвенного большегрузного седельного автопоезда | 1988 |
|
SU1664643A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛИННОБАЗНОГО АВТОПОЕЗДА | 2015 |
|
RU2604376C1 |
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОЛЬШЕГРУЗНОГО СЕДЕЛЬНОГО АВТОПОЕЗДА | 2006 |
|
RU2312034C1 |
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2014 |
|
RU2554717C1 |
Система для управления колесами прицепного звена автопоезда | 1990 |
|
SU1761576A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 1994 |
|
RU2094282C1 |
Устройство для управления колесами полуприцепа | 1979 |
|
SU856883A1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда | 2020 |
|
RU2753024C1 |
Рекуперативный гидропривод лесовозного тягача с полуприцепом | 2023 |
|
RU2802087C1 |
Авторы
Даты
1981-10-15—Публикация
1979-12-06—Подача