Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности для управления колесами полуприцепа. Известно устройство для управлени колесагли полуприцепа, содержащее поворотный рычаг, установленный шарнир но на полуприцепе и соединенный посредством тросового привода с поворот ной тележкой полуприцепа, гидроцилиндр с системой управления, шток и корпус которого соответственно шарнирно закреплены на поворотном рычаге и раме тягача, причем на раме тягача установлены подпружиненные стопорные пальцы, выполненные с возможностью взаимодействия с отверстиями на упомянутом поворотном рычаге, и кинематически связанные с механическим приводом их управления 1. Недостатком дднного устройства яв ляется отсутствие необходимой маневренности, так как при поворотах тросовый привод обладает относительным удлинением, что приводит к погрешнос тям поворота тележки относительно угла складывания автопоезда и соответственно к ограничению маневреннос ти длинобазного автопоезда при нии передним и задним ходом. Кроме .того, в процессе движения на поворотах при разгоне и торможении на тросовый привод воздействуют значительные динамические нагрузки, которые резко сокргццают долговечность тросового привода. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств полуприцепа путем улучшения маневренности при движении передним и задним ходом и уменьшение динамических нагрузок в тросов 4 приводе. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено подпружиненными ограничителями, установленными в отверстиях поворотного рычага,выполненных в виде пазов, а система управления выполнена в виде двух гидрод аспредеяителей, первый из кото.-ч . рых - с механическим управлением гидравлически соединен с гидронасосом и с торцовыми -полостями второго гидрораспределителя, выполненного с гидравлическим управлением, причем последний гидравлически соединен с гидронасосом, гндробаком и упомянутым гидроцилиндром, полости которого через дроссели соединены с торцовыми полостями второго гидрораспредели«еля при этом золотник и корпус последнего соединен соответственно с полуприцепом и рамой тягача.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сверху; на фиг.2 разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 гидросхема управления поворотом.
Устройство для управления колесами полуприцепа 1, соединяющегося с рамой тягача 2 при помощи седельного устройства 3, состоит из тросового привода 4, связывающего тележку 5 полуприцепа 1 с поворотньом рычагом 6 который шарнирно крепится на полуприцепе 1 шкворнем 7. Поворотный -рычаг б coejEjHHBH со штоком 8 силовым гидроцилиндром 8, установленным на раме тягача 2 и управляемого при помощи первого гидрораспределителя 10 с механическим управлением и второго гидрораспределителя 11 с гидравлическим управлением, параллельно подсоединенных к соответствуняцим полостям гидроцилиндра 9. Гидрораспределитель 10 соединен с рукояткой 12 ручного управления поворотом тележки 5, а золотник 13 и корпус 14 гидрог распределителя 11 шарнирно крепятся к полуприцепу 1 и раме тягача 2. Золотник 13 фиксируется возвратными пружинами 15 и 16, а, рукоятка 12 ручного управления и золотник 17 гидрораспределиталя 10 фиксируются пружинами 18 и 19. Для стабилизации потока лшдкости в гидросхему включены постоянные дроссели 20 и 21, а для распределения жидкости установлен кран 22, который управляется при помощи рейки 23 выступами 24 на механическом приводе 25 подпружиненных стопорных пальцев 26, установленных подвижно в направляющих 27 рамы тягача 2. Стопорные пальцы 26 входят в пазы 28 поворотного рычага 6, в которых подвижно установлены ограничители 29 с пружинами 30.
Устройство для управления колесами полуприцепа 1 работает в двух режимах: автоматическом и ручном.
При автоматическом режиме стопорные пальцы в пазах 28 поворотного рычага 6 взаимодействуют с ограничителями 29. Кран 22 гидросистемы установлен так, что жидкость, подается к гидрораспределителю 11. При движении автопоезда по прямой золотник 13 гидрораспределителя 11 фиксируется возвратными пружинами 15 и 16 в таком положении, при котором золотник В гидроцилиндра 9 занимает среднее положение, а следовательно, поворотный рычаг 6 расположен перпендикулярно продольной оси автопоезда. При маневрировании автопоезда или при движ НИИ на повороте натягивается одна из ветвей тросового привода 4 и поворачивает на некоторый угол поворотный рычаг 6. При этом ограничители 29 с пружинами 30, расположенные в пазах
28, взаимодействуют со стопорными пальцами 26 и гасят динамические нагрузки, возникающие в тросовом приводе 4. Одновременно с зтим смещается золотник 13 гидрораспределителя 11 и рабочая жидкость поступает в соответствукадую полость гидроцилиндра 9, передвигая золотник 8 и поворачивая поворотный рычаг 6 в про ивоположную воздействию усилия от тросового привода 4 сторону, тем самым компенсирует относительн ое удлинение тросового привода 4 и ликвидирует погрешность поворота тележки относительно угла складывания автопоезда. При ручном управлении подпружиненные стопорные пальцы 26 посредством механического привода 25 выводятся из пазов 28 поворотного рычага 6. При этом рейка 23 крана 22 под действием выступов 24 поворачивается и жидкость поступает в гидрораспределитель 10. Ручное управление рационально применять на небольших скоростях на тех участках, где тросовый привод 4 не обеспечивает вписываемости длиннобазного автопоезда в полосу движения, а также при маневрировании автопоезда задним ходом, где необходимо обеспечить поворот тележки 5 независимо от угла складывания автопоезда. Управление осуществляется рукояткой 12, соединенной с золотником 17 гидрораспределителя 10. В нейтральном положении рукоятка 12 фиксируется пружинами 19, а золотник 17 пружиной 18.
Годовой экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства на одном длиннобазном автопоезде составляет около 20 тыс. руб.
Формула изобретения
Устройство для управления колесами полуприцепа, содержащее, поворотный рычаг, установленный шарнирно на полуприцепе и соединенный посредством тросового привода с поворотной тележкой полуприцепа, гидроцилиндр с системой управления, шток и корпус которого соответственно шарнирно закреплены на поворотном рычаге и раме тягача, причем на раме тягача установлены подпружиненные стопорные пальцы, выполненные с возможностью взаимодействия с отверстиями на упомянутом поворотном рычаге и кинематически связанные с механическим приводом их управления, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств полуприцепа путем улучшения маневренности при движении передним и задним ходом и уменьшения динамических нагрузок в тросовом приводе, оно снабжено подпружиненными ограничителями, установленными в отверстиях поворотного рычага, выполненных в виде пазов, система управления выполнена в виде двух гидрораспределителей, первый из которых - с механическим управлением гидравлически соединен с гидронасосом и с торцовыми полостями второго гидрораспределителя, выполненного с гидравлическим управлением, причем «послбщний гидравлицески соединен с гидронасосом, гидробаком и упомянутым гидроцилиндром, полости которого через дроссели соединены с торцовыми полостями гидрораспределитвля, при этом зопотнкк и корпус последнего соединены соответственно с полуприцепом и рамой тягача.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 156420, кл. В 62 О 13/02, 1963 tпрототип).
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛИННОБАЗНОГО АВТОПОЕЗДА | 2015 |
|
RU2604376C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
Устройство для управления колесами полуприцепа | 1979 |
|
SU872366A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА | 2009 |
|
RU2440265C2 |
Система для управления колесами прицепного звена автопоезда | 1990 |
|
SU1761576A1 |
Привод управления поворотом транспортного средства | 1987 |
|
SU1533932A1 |
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОЛЬШЕГРУЗНОГО СЕДЕЛЬНОГО АВТОПОЕЗДА | 2006 |
|
RU2312034C1 |
Устройство для управления колесами прицепа-роспуска | 1984 |
|
SU1194754A1 |
Устройство управления автопоездом | 1988 |
|
SU1655833A1 |
Система рулевого управления многозвенного большегрузного седельного автопоезда | 1988 |
|
SU1664643A1 |
Zff ,ZS
2Ъ It, /
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-11-16—Подача