Изобретение относится к транспорт ным средствам, а именно к тягово сцепным средствам. Известно тягово-сцепное устрой- ство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве с возможностью схватывания указанного сцепного шара корпус замка, в продольном отверстии которого размещен подпружиненный прижим, а в поперечном его отверстии - фикеирующий штырь, причем упомянутый корпус замка оборудован рукояткой, несущей стопор 1. Однако устройство обладает низким удобством монтажа и демонтажа, обусловленным их продолжительностью (процессы отвинчивания и вывинчивания резьбового элемента занимают большой промежуток времени), характеризуется также повышенным износом взаимодействующих поверхностей корпуса замка (эксплуатация устройства проводится в условиях повышенной загрязненности окружающей среды; и не исключена .воз можность попадания образивных частиц в резьбовую пару и во внутреннюю полость корпуса). Кроме того, резьбово элемент не имеет фиксации относитель но корпуса, и при вибрациях и трясках возможно его самопроизвольное отвинчивание, что повлечет за собой потерю рукоятки и снижение надежности запирания. Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации и повышение надежности устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено размещенным подвижно в продольном отверстии корпуса замка толкателем, в котором выполнены два взаимно перпендикулярных паза и сообщенное с одним из указанных продольных пазов поперечное отверстие под упомянутый фиксирующий штырь, при этом стопор выполнен в виде кулачка со сквозным отверстием и размещен в одном из продольных пазов толкателя, а рукоятка установлена во втором продольном пазу толкателя с возможностью свободного поворота в корпусе замка, кроме того, на кулачке выполнена лыска, а в продольном отверстии корпуса замка сО стороны, противоположной прижиму, установлена заглушка. На фиг.1 изображено тягово - сцепное устройство, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А - А на фиг.1.
Устройство содержит установленный на одном транспортном средстве сцепной шар 1, взаимодействующий с одной стороны с корпусом 2 :сцепного замка, укрепленного на другом транспортном средстве, л с другой стороны с прижимом 3, установленным в продольном отверстии 4 корпуса 2. В прижиме 3 выполнена кольцевая канавка, где установлено уплотнительное кольцо 5. В отверстии 4 корпуса 2 также установлен со свободой осевогр перемещения толкатель 6. Между толкателем б и прижимом 3 установлены тарельчатые пружины 7. В толкателе 6 выполнены взаимно перпендикулярные продольные пазы 8,9 и сообщающиеся, с продольным пазом 8 поперечное отверстие 10. В продольном пазу 8 толкателя 6 установлен стопор 11 рукоятки 12, установленной со свободой разворота в корпусе 2 и пазу 9.
Стопор 11 выполнен в виде кулачка со сквозным отверстием 13 и лыской
14.В поперечное отверстие 10 толкателя 6 и сквозное отверстие 13 кулачка устанавливается фиксирующий штырь
15.В корпусе 2 предусмотрена Заглушка -16, а его полость заполнена консистентной смазкой.
Процесс сцепки осуществляется следующим образом.
Фиксирующий штырь 15 удашяют, а толкатель 6 посредством кулачка и рукоятки 12 переводят в крайнее правое положение (показано пу11ктиром) .
На шар 1 накладывают корпус 2 сценого замка и переводят толкатель 6, деформируя пружины 7, в крайнее лево положение (показано на фиг.1 сплошными линиями). При переводе толкателя в крайнее левое положение слышен характерный щелчрк при смещении лыски 14 - кулачка с плоскостью боковой стенки паза 8. вставляют фиксирующий штырь 15 в поперечное отверстие 10 толкателя 6 и отверстие 13 кулачка, при этом между прижимом 3 и толкателем б присутствует зазор, обеспечивающий действие резьбового элемента, но недостаточный для расцепки . .
Посредством штыря 15 и кулачка осуществляется двойное запирание прижима .
Расцепление осуществляется в обратном порядке.
Предложенная конструкция имеет следующие преимущества по сравнению
с известной; повышается удобство эксплуатации, так как резко снижается время для сцепления и расцепления; исключается попадание механических включений в полость корпуса замка,что уменьшает износ и повышает надежность исключается вероятность потери одного из составных элементов устройства во время движения.
Предложенная конструкция обладает технико-экономическим эффектом - повышает эксплуатационные характеристики устройства.
Формула изобретения
1.Тягово-сцепное устройство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве с возможностью схватывания указанного сцепного шара корпус замка, в продольном отверстии которого размещен подпружиненный прижим, а в поперечном его отверстии - фиксирующий штырь, причем упомянутый корпус замка оборудован рукояткой, несущей стопор, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации и повышение надежности устройства, оно снабжено размещенным подвижно в продольном отверстии корпуса замка толкателем, в котором выполнены два взаимно перпендикулярных паза и сообщенноес одним из указанных продольных пазов поперечное отверстие под упомянутый фиксирующий штырь, при этом стопор выполнен в, виде кулачка со сквозным отверстием и размещен в одном из продольных пазов толкателя, а рукоятка установлена во втором продольном пазу толкателя с возможностью свободного поворота в корпусе замка.
2.Устройство по п. 1, о т л и.чающееся тем, что на кулачке выполнена лыска.
3.Устройство по п. 1, о т л ич ающее с я тем, что в продольно отверстии корпуса замка со стороны, противоположной прижиму, установлена заглушка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 403583, кл. В 60 D 1/06, 1971 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм запирания тягово-сцепного устройства | 1988 |
|
SU1614931A1 |
Тягово-сцепное устройство одноколейного транспортного средства | 1988 |
|
SU1527020A1 |
Контроллер управления железнодорожным транспортом и способ его работы | 2022 |
|
RU2788226C1 |
Контроллер управления железнодорожным транспортом и способ его работы | 2023 |
|
RU2808302C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1980 |
|
SU950551A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1982 |
|
SU1110677A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2067933C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1979 |
|
SU839742A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290322C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1981 |
|
SU996236A1 |
Авторы
Даты
1981-10-23—Публикация
1980-02-20—Подача