Устройство для управления подводным буксируемым аппаратом Советский патент 1981 года по МПК G05D1/00 

Описание патента на изобретение SU875347A1

1

Изобретение относится к Системам управления в пространстве подводными буксируемыми аппаратами, используемыми для океанологических исследований.

Известно устройство управления подводным буксируемым аппаратом (БА), в котором управление движением аппарата в вертикальной плоскости производится с помощью горизонтального руля, который регулируется с помощью дистанционного сервопривода для изменения угла атаки корпуса и, следовательно, гидродинамической силы, создаваемой аппаратом, и его глубины Г13.

В буксируемых аппаратах самолетной компоновки могут быть использованы устройства управления, построенные на базе авиационных автопилотов, которые обеспечивают стабилизацию высоты полета и ориентации летательных аппаратов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее датчики положения летательного аппарата и каналы управления горизонтальными и вертиУальными рулями и элеронами, которые можно рассматривать эквивалентными

датчикам положения и каналам управления БА. Для управления БА при маневрировании в вертикальной плоскости всостав устройства будут входить блок задания глубины движения БА, датчики глубины, дифферента и угловой скорости дифферента, котоЕ«е под-, ключены к каналу управления горизонтальным рулем 2. При этом реали10зуется линейный алгоритм управления ВА

«i -K tX -Nj-KaV-S T..

0 - скорость перекладки

где

горизонтального руля;

15 , - значение заданной и

текущей глубины, дифферента и угловой скорости ЮЛ соответст20венно,

)i Kiji,Kn - постоянные коэффициенты.

Такое устройство управления обеспечивает стабилизацию заданной глу25бины движения БА и перемещение БА в вертикальной плоскости при изменении заданного значения Yj, производимого оператором.

Недостатком этого устройства явля, ется то обстоятельство, что в процес30

се маневрирования БД в вертикальной плоскости резко возрастает натяжение буксирного троса, что может привести к отрыву последнего и утере БД.

большом рассогласовании Yj и Y горизонтальный руль БА перекладывается в крайнее положение, тем самым угол атаки БД и, следовательно, гидродинамическая сила, развиваемая аппаратс 1, достигают максимально возможных значений. При этом перемещение БД в вертикальной плоскости производится со скоростью /у , превышающей скорость буксировки Vo. Это обстоятельство приводит к тому,что полная скорость БД V в процессе маневрирования в вертикальной плоскости достигает значений 1,5-2 V. , что приводит к увеличению .натяжения буксирного троса в 2-4 раза по сравн0нию с натяжением в стационарном режиме движения БД на максимальной глубине.

Цель изобретения - повьтшение надежности устройства за счет уменьшения нагрузки на буксирный трос пр маневрировании аппарата.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее задатчик и датчик глубины и датчики дифферента и скорости изменения дифферента, подключенные соответственно к первому и второму входам блока управления горизонтальными рулями, введены последовательно соединенные сумматор и ограничитель, выходом подключенный к третьем входу блока управления горизонтальными рулями, причем первый и второй входы сумматора соединены соответственно с задатчиком и датчиком глубины.

На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 характеристика ограничителя; на фиг. 3 - скорости и угловые координаты БА в процессе маневрирования.

Устройство состоит из блока 1 управления горизонтальными рулями, Датчиков 2 глубины, дифферента 3, скорости изменения дифферента 4,задатчика 5 глубины, сумматора 6 и ограничителя 7, который может быть выполнен на базе операционного усилителя.

Устройство работает следующим образом.

В стационарных режимах движения и при малых величинах рассогласования 4Y - Y, - Y по разности лУ в сумматоре 6 вырабатывается сигнал соответствующий требуемому углу дифферента БД v, поступающий в качестве заданного значения в блок 1 управления горизонтальными рулями, где он сравнивается с сигналами, поступающими с датчиком 3 и 4. В соответствии с величиной рассогласования Vj и V в блоке 1 управления вырабатываются сигналы на поворот руля, БД отрабатывает заданное значение угла дифферента 1 Vj и тем самьм создается заглубляющая гидроJ динамическая сила, обеспечивающая перемещение БД по глубине и его стабилизацию на заданной глубине (в стационарном режиме движения БД угол дифферента v равен углу атаки «t ) .

При больших рассогласованиях dY ограничитель 7 производит ограничение заданного значения дифферента БД V . Тем самым ограничивается

- угол атаки oL и угол наклона траектории 0, т.е. гидродинамическая сила, развиваемая БД, и скорость его заглубления. Следовательно, уменьшается величина натяжения буксирного троса, которая пропорциональна квадрату. скорости БА и углу атаки БД, определяющего величину козффициента гидродинамической силы, величина упвч выбирается таким образом,чтобы в процессе маневрирования БЛ натяжение буксирного троса не превышало

значения натяжения троса в стационарном режиме движения БД на максимальной глубине,

Б зависимости от скорости буксировки VQ в ограничителе 7 предусмотрена регулировка величины VWCK.

Формула изобретения

Устройство для управления подводным буксируемым аппаратом, содержащее задатчик и датчик глубины и датчики дифферента и скорости изменения дифферента, подключенные соответственно к первому и второму входам блока управления горизонтальными рулями, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно содержит последова-.

5 тельно соединенные сумматор и ограничитель, выходом подключенный к третьему входу блока управления горизонтальными рулями, причем первый и второй входы сумматора соединены

0 соответственно с задатчиком и датчиком глубины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

5 1. Парамонов Д.Н. и др. Управляемый комплекс буксируемой гидрофизической аппаратуры. Сб. Методика и аппаратура для гидрофизических исследований. Труды АН УССР, т. 41,

0 Киев, Наукова думка, 1969, с,164179.

2. Двтопилот ДИ-5. Техническое описание, 1965 (прототип).

Физ1

.

Похожие патенты SU875347A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления подводным буксируемым аппаратом 1983
  • Константинов Станислав Дмитриевич
  • Леонтьев Олег Александрович
  • Попов Орест Сергеевич
  • Рыльчиков Владимир Михайлович
SU1124259A2
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ 2011
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Афанасьев Владимир Николаевич
  • Леденев Виктор Валентинович
  • Амирагов Алексей Славович
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Плеханов Вячеслав Евгеньевич
  • Максимов Владимир Николаевич
RU2483327C2
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Амирагов Алексей Славович
  • Никитин Александр Дмитриевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2419574C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНТОМ БУКСИРУЕМОГО ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА 2017
  • Гусев Александр Леонидович
  • Першин Евгений Александрович
RU2657701C1
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВОДНОЙ СРЕДЫ НА ХОДУ СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Карпюк Вячеслав Михайлович
  • Дыкман Владимир Захарович
RU2669251C1
СИСТЕМА НАВИГАЦИИ АВТОНОМНОГО НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2011
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2460043C1
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, ОСНАЩЕННЫЙ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ТРУБОПРОВОДОВ 2010
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Амирагов Алексей Славович
  • Никитин Александр Дмитриевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2463203C2
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
ПОДВОДНЫЙ БУКСИРУЕМЫЙ АППАРАТ 1990
  • Киляшов В.В.
  • Лев И.Г.
  • Череповский А.Б.
  • Козлов А.Г.
RU2096245C1
Буксируемый подводный аппарат, оснащенный гидроакустической аппаратурой для обнаружения заиленных объектов и трубопроводов и последующего их мониторинга 2015
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2610149C1

Иллюстрации к изобретению SU 875 347 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для управления подводным буксируемым аппаратом

Формула изобретения SU 875 347 A1

SU 875 347 A1

Авторы

Бруслиновский Борис Васильевич

Леонтьев Олег Александрович

Попов Орест Сергеевич

Рыльчиков Владимир Михайлович

Даты

1981-10-23Публикация

1979-12-10Подача