(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для автоматического выключения сцепления транспортного средства | 1982 |
|
SU1054120A1 |
Устройство для управления сцеплением транспортной машины | 1972 |
|
SU536639A1 |
Устройство для управления фрикционным сцеплением транспортного средства | 1983 |
|
SU1131688A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМИ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2294847C2 |
Система управления транспортного средства | 1989 |
|
SU1781099A1 |
Транспортное средство для аттракционов | 1984 |
|
SU1206131A1 |
Устройство для управления сцеплением транспортной машины | 1972 |
|
SU548453A2 |
Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля | 1974 |
|
SU512086A2 |
Трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1740203A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 1993 |
|
RU2085411C1 |
I
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств комбииированного управления сцеплением и переключением передач.
Известно устройство для управления сцеплением транспортного средства, содержащее злектрический выключатель, один из контактов которого представляет собой втулку, расположенную на штанге рукоятки переключеюш передач, а второй контакт, размещенный в . пластмассовой втулке и закрепленный на втулке рычага переключения, выполнен в виде кольца с несколькими отогнутыми ущкаМи. Замыкание цепи выключателя происходит за счет контактирования между собой втулки . на щтанге и ушков контактного кольца в случае приложения усилия к рукоятке для переключения передач 1.
Однако в данном устройстве JTUKO контактного кольца представляет собой пружинный элемент, часть которого выходит из паза пластмассовой втулки за пределы внутреннего ее диаметра для обеспечения контактирования втулки штанги и ушка до того, как щтанга
упрется в пластмассовую втулку. При такой конструкции ушка трудно обеспечить точную и стабильную величину его выхода за пределы внутреннего диаметра пластмассовой втулки. Вследствие зтого необходимо иметь повышенный зазор между втулкой штанги и пластмассовой втулкой, что является нежелательным из-за увеличения при этом зоны нечувствительности работы выключателя.
10
При этом вследствие малого хода относительного перемещения ушков по втулке штанги в процессе работы выключателя, эффект самозачистки контактов будет незначительным, а под действием дуги, возникающей при раз15мыкании контактов, из-за их нагрева может произойти потеря пружинящих свойств ушков и даже приваривание контактов друг к друту.
В известном устройстве фиксация штанги в исходном положении за счет ее прижатия
20 с помощью пружины к стопорному кольцу втулки переключения, помимо неудобства монтажа и демонтажа устройства не обеспечивает также и хорошей центровкн штанги
иэ-зв наличия зазора между стопорным, кольцом и канавкой, в которую оно входит.
Наиболее близким по техшческой сущности к предлагаемому является устрЫ1ство для управления муфтой сцепления транспортного q)eдcтвa. Это устройство содержит электрический выключатель, состоящий из неподвижного контакта, вьшолненного в виде стакана и смонтированного на рьпшге переключения передач, и подвижного контакта, размещенноро внутри рукоятки указанного рычага, уста-, новлешюй на рычаге с радиальным зазором и прижатой к уступу рычага при помощи пружины, которая установлена между опорными поверхностями рычага и рукоятки 2.
Недостатками известного устройства является то, что оно не обеспе швает самозачистку контактов в процессе работы выключателя что влечет за собой уменьшение срока службы его контактирующих поверхностей. При этом в устройстве через контактирующие поверхности происходит передача полного усилия требуемого для переключения передач, что связано с возможностью деформации данных поверхностей и их повреждения в случае затрудненных условий переключения передач. Все зто отрицательно влияет на надежность устройства в целом.
Цель изобретения - повышение надежности работы устройства за счет самозачистки контактов и предотвращение их повреждения при передаче усилия от рукоятки к рычагу в проЕ(ессе переключения передач.
Эта цель достигается тем, что в устройстве для управления сцеплением транспортного едства, содержащем злектрический выклю1атель, состоящий из неподвижного контакта, расположенного на рычаге переключения передач, и подвижного контакта, размещенного внутри рукоятки рычага переключения передач. Рукоятка переключения передач установлена на рычаге с радиальным зазором и сопряжена с выступом рычага при помош:и пружины, одна из сопрягаемых поверхностей контактов выполнена переменного радиуса, относительно оси рычага переключения передач, увеличивающегося в сторону, противоположную внешней поверхности рукоятки, а на боковш поверхности рычага переключения передач выполнен упор для рукоятки.
При этом подвижный контакт вьшолнен в виде диска с коническим отверстием, а неподвижный контакт вьшолнен в виде конуса.
На чертеже схематично показаио устройство для управления сцеплением транспортного средства.
Ус1ройство для управления сцеплением транспортного средства додержит электрический выключатель, состоящий из неподвижноГО контакта 1, расположенного на рычаге 2 пере лючения передач и подвижного контакта 3, размещенного внутри рукоятки 4 указанного рычага, неподвижный контакт 1 выполнен в виде конуса, который посредством полой заклепки 5 и изоляционных втулок 6 и 7 закреплен на основании 8, навернутом на рычаг 2. К торцу заклепки 5 припаян проводник 9 соединительного провода 10. Этот провод проходит внутри рычага 2 переключения передач. .
Подвижный контакт 3 вьшолнен в виде дика с коническим отверстием и установлен в верхней части корпуса 11 включателя, на который с натягом надета рукоятка 4. Нижняя часть корпуса 11 вьшолнена в виде цилиндра 12, имеющего меньший диаметр по сравнению с остальной частью корпуса.
Торец цилиндра 12 корпуса 11 прижат к уступу 13 основания 8 при помоцда пружины 14.
Упором для пружины 14 является стакан 15, упором для которого является стопорное кольцо 16.
Верхний торец 17 основания. 8 является упром для рукоятки 4.
В нижней части основания установлена ограничительная втулка 18, внутренняя поверхност 19 которой является упором для наружной поверхности 20 цилиндра 12 нижней части корпуса 11. Вехшчина зазора между поверхностями 19 и 20 в исходном положении рукоятки меньше величины зазора между взаимодействующими поверхностями 21 и 22 контактов 1 и 3, выполненных с переменными радиусами, а также меньше величины зазора между наружной поверхностью 23 основания 8 и внутренней поверхностью 24 цилиндра 12 корпуса 11.
Устройство работает следующим образом.
Для включения или выключения передачи необходимо нажать сбоку на рукоятку 4 переключения передач, например слева направо.
В результате рукоятка 4 совместно с корпусом 11 перемещается направо до тех пор, пока поверхность 20 корпуса 11 не упрется в поверхность 19 втулки 18.
Точка соприковновения поверхностей 19 и 20 является центром вращения для рукоятки 4 и корпуса 11 при их дальнейшем перемещении под воздействием усилия, прилагаемого к рукоятке.
При этом левая часть корпуса перемещается влево и вверх и одновременно осуществляется сжатие пружины 14, причем этот процесс продолжается до тех пор, пока не при-, дут в соприкосновение поверхности 21 и 22 контактов 1 и 3. Далее, если усилие нажатия на рукоятку превысит усилие пружины 14,
будет иметь место перемещение поверхности 22 подвижного контакта 3 по поверхности 21 неподвижного контакта 1. Такое перемеи ейй прекратится, когда корпус 11 упрется в поверхно(;ть стаканй 15.
После этого усилие, требуемое для перекинь чения передач, будет передаваться от рукоятки 4 к рычагу 2 через корпус 11, стакан 15 и основание 8, в связи с чем, усилие прижатия взаимодействующих между собой поверхностей 21 и 22, контактов. 1 и 3 не превысит усилия сжатия пружины 14.
За счет того, что соприкосновение между собой взаимодействующих поверхностей 21 и 22, контактов 1 и 3 происходит раньше, чём корпус 11 упирается в стакан 15, при каждом срабатывании устройства происходит nepeMCiiueние поверхности 21 по поверхности 22. Вследствие этого обеспечивается самозачистка взаимодействующих поверхностей контактов, обеспечивающая надежную работу устройства.
Ограничение в предлагаемом устройстве величины усилия прижатия друг к другу взаимодействующих поверхностей контактов исключает повреждение этих поверхностей при любой величине усилия, требуемой для переключения передач..
Указанные положительные качества предлагаемого устройства были экспериментально подтверждены при длителыП)1Х испытаниях больщого числа его образцов на автомобилях различных моделей.
Формула изобретения
Устройство для управления сцеплением транспортного средства, содержащее электрический
выключатель, состоящий из неподвижного контакта, расположенного на рычаге переключения передач, и подвижного контакта, размещенного айутри рукоятки рьпага переключения передач, рукоятка установлена на рычаге переключения передач с радиальным зазором и сопряжена с выступом рьгчага с помощью пружины, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности устройства, одна из сопрягаемых поверхностей контактов
выполнена переменного радиуса относительно оси рычага переключения передач, увеличивающегося в сторону, противоположную внещней поверхности рукоятки, а на боковой поверхности рычага переключения передач 1вьшолнен
для рукоятки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1981-10-23—Публикация
1979-09-04—Подача