моцилиндров, штоки которых взаимосвязаны .с углублениями, выпа1ненными на соответствующих упорах кареток, а управляющие полости пневмоцилиндров сообщены с соответствующими выходами пневмораспределителя.
На фиг. J показана схема прохождения силового потока в ступенчатой коробке передач, для которой предиазначеио предлагаемое устройство; на фиг. 2 - устройство для переключения передач.
Ступенчатая коробка передач, для которой предназначено указанное устройство, имеет четыре параллельные кинематические цепи 1, 2, 3 и 4, которые соответствуют передачам. Первая и третья передачи обеспечиваются фрикционной муфтой 5 и синхронизатором 6 с зубчатыми муфтами 7 и 8. Вторая и четвертая передачи включаются с помощью фрикционной муфты 9 и синхронизатора 10 с зубчатыми муфтами 11 и 12. Фрикционные муфты в даииом примере выполнены по типу обычиых автотракторных сцеплений, т.е. нормально включенными. Устройство для переключения передач содержит переключающий механизм с подвижными каретками 13 и И, пневмораспределитель 15 с силовым цилиндром 16 и пневмоканалами 17 и 18 и механизмы 19 и 20 блокировки, выполненные в виде мембранных пневмоцилиндров. На каретках 13 и 14 жестко закреплены упоры 21 и 22. Правые части упоров имеют фигурные пазы 23 и 24 для взаимодействия через пневмоклапаны с пневмораспределителем 15, а на левых частях упоров выполнены углубления 25 и 26 для взаимодействия с механизмами 19 и 20 блокировки. На каретках установлены также подвижные в направлении хода кареток подпружиненные с двух сторон вилки 27 и 28 для переключения синхронизаторов 6 и 10. Каретки имеют пазы 29 и 30, в которые попеременно входит конец рычага 31 управления.
Управляющая полость 32 механизма 9 блокировки сообщается с пневмоканалом 17 пневмораспределителя. Аналогично управляющая полость 33 механизма 20 блокировки соединена с пневмоканалом 18 пневмораспределителя.
Устройство работает следующим образом.
Управляющая полость 33 механизма 20 блокировки в исходном положении через пневмоканал 18 сообщается с источником давления. Стержень механизма 20 блокиРОБКИ утоплен в углубление 26 подвижной каретки 14. Каретка 14 заблокирована, т.е. до тех пор пока не переключен пневмораспределитель, сдвинуть каретку 14 невозможно. Таким образом, ошибочный переход со второй передачи на четвертую исключен. Каретка 13 в это время разблокирована, т.е. ничто не мешает переходу на третью или первую передачи. Для перехода на третью передачу рычаг 31 управления переводят в иаз 29 каретки 13 и смещают ее вправо. Вилка 27, перемещаясь вместе с кареткой, переключает синхронизатор 6, включая муфту 8 и выключая муфту 7. Переключение синхронизатора происходит без нагрузки, так как в это время фрикционная муфта 5 еще выключена. При дальнейшем ходе каретки 13 вправо ее фигурный паз 23 воздействует на управляющий элемент пневмоклапана, подавая на пневмораспределитель команду на переключение фрикционных муфт. После снятия управляющего усилия с рычага управления, каретка 13 несколько отходит влево, но обратного переключения фрикционных муфт не происходит. Коробка передач работает на третьей передаче. При переходе со второй передачи на первую синхронизатор 6 не переключают (он уже стоит на первой передаче), а каретку 13 перемещают влево для подачи команды на пневмораспределитель для переключения фрикционных муфт. После перехода на третью передачу управления полость 33 механизма 20 блокировки через пневмоканал 18 сообщается с атмосферой и каретка 14 разблокируется. В то же время указанным образом осуществляется блокировка каретки 13, т.е. исключается в дальнейшем ощибочный переход с третьей передачи на первую (или с первой на третью).
За счет того, что устройство для переключения передач снабжено блокировкой, исключена возможность непоследовательного переключения передач, что повышает надежность работы трансмиссии и удобство управления транспортным средством.
Формула изобретения
Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства по авт. св. № 785069, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и удобства управления путем исключения возможности непоследовательного переключения передач, оно снабжено механизмами блокировки, выполненными в виде мембранных пневмоцилиндров, щтоки которых взаимосвязаны с углублениями, выполненными на соответствующих упорах кареток, а управляющие полости пневмоцилиндров сообщены с соответствующими выходами пневмораспределител .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 785069, кл. В 60 К 17/08, 03.11.78.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства | 1978 |
|
SU785069A1 |
Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства | 1979 |
|
SU897602A1 |
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1962 |
|
SU147461A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ | 2021 |
|
RU2767676C1 |
Погрузочный манипулятор | 1984 |
|
SU1216148A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2013227C1 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2170678C1 |
Пневмосистема управления коробкой передач | 1986 |
|
SU1318442A1 |
АВТОМОБИЛЬ С КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ | 2001 |
|
RU2289047C2 |
Ступенчатая коробка передачТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА C пЕРЕКлю-чЕНиЕМ пЕРЕдАч бЕз РАзРыВА МОщНОСТи | 1978 |
|
SU846335A1 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1978-12-26—Подача