I
Изобретение относится к промышленности средств связи и может быть использовано для защиты радиэлектрониой, например телевизионной аппаратуры, от действия ударов или вибраций со стороны носителей преимущественно авиационного или подвижного транспорта.
Известен амортизатор, содержащий корпус, размещенные в нем связываемый с амортизируемым объектом шток с поршнем, упругие элементы, установленные на разрезной оси, шайбу, размещенную в нижней части корпуса, упоры, выполненные в верхней части корпуса на разных уровнях, и гибкую связь, связывающую шток с шайбой 1.
Недостатком известного амортизатора является превышение его размеров по сравнению со стандартными амортизаторами типов АКСС, АКСС-М, АКСС-И, АПН, АФД, что исключает его применение при модериизацин имеющейся в эксплуатации аппаратуры.
По основному авт. св. № 696208 известен амортизатор, содержащий корпус, размещенные в нем связываемый с амортизируе-. мым объектом шток с поршнем, упругие элементы, установленные на разрезной оси.
шайбу, размещенную в нижней части корпуса на разных уровнях, и гибкую связь, связывающую шток с шайбой, а стенки корпуса выполнены в виде наклонных к нижней части, корпуса рычагов с продольными пазами, в которых размещена кольцевая ось 2).
Недостатком данного амортизатора является уменьшенный по сравнению с дёформацией сжатия ход на отрыв, что снижает энергоемкость амортизатора и надежность ,- его работы при деформации на отрыв.
Цель изобретения - повышение энергоемкости и надежности работы при деформации на отрыв.
. Указанная цель достигается тем, что в 5 амортизаторе концентрично шайбе на основании установлена дополнительная кольцевая ось, несущая пружины кручения с прямолинейными концевыми участками и поворотные рычаги, связанные с пружинами кручения и имеющие выступы для ограничения 20 поворота вокруг оси, а концы рычагов оперты в торец шайбы.
При этом контактные поверхности рычагов, обращенные в сторону шайбы, выполйены криволинейными вогнутыйи, например по гиперболической кривой. На фиг. I иг-ображеч амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - силовые характеристики амортизатора. Амортизатор содержит корпус , стенки которого }ыполнены в виде наклонных к нижней части корпуса рычагов2 и 3 с продольными пазами 4 и 5, в которых установлена кольцевая qcb 6 с упругими пружинными элементами 7 и 8, шайбу 9, выполненную в виде чашки, н Гибкую связь 10, соединенную проушиной 1 с дополнительной шайбой 12, установленной на основании корпуса I. Концентричпо шайбе 12 на основании 1 установлена дополнительная кольцевая ось 13, несущая дополнительные пружины кручения 14 с прямолинейными концевыми участками, и поворотные рычаги 15, связанные с пружинами кручения. 14 и имеющие выступы 6 для ограничения noBOpota вокруг оси 13. Концы 17 рычагов 15 оперты в торец шайбы 12, а контактные поверхности 18 рычагов 5 выполнены Криволинейными вогнутыми, например, по гиперболической кривой. В шайбе 9 установлен с поМОШ.ЫО резьбового соединения шток 9, регулирующий натяг гибкой связи 0. Вес амортизируемой аппаратуры, установленной на шайбу 9, воспринимается только частью пружин кручения 7, верхние концевые участки которых находятся в контакте с дном ц гайбы 9. Гибкая связь 10 при этом имеет незначительное провисание (1-2 мм), необходимое для изоляции вибраций с амплитудами, меньшими величины провисания гибкой связи, пружины кручения 7 и 8 при сборке обжаты мелсду шайбой 12 и упора ми 20 на кольце 2i. При действии в любом направлении вибрации в работе участвуют только те пружины кручения 7 и 8, чьи прямолинейные концевые участки находятся в контакте с дном шайбы 9. у мортизатор при этом имеет низкую (3-4 Гц) частоту собственных колеба,ний (участок А силовой характеристики 1-11 фиг. 3). Действие удара со стороны носителя, например, в направлении снизу вверх, приводит к перемещению штока 19 с амортизируемой аппаратурой, при этом в работу- последовательно включаются упругие-элементы 7 и 8, и жесткость амортизатора возрастает и увеличивается его энергоемкость. Действие удара со стороны носителя в противоположном направлении - сверху вниз - приводит к перемещению шайбы 9 с амортизируемой аппаратурой вверх относительно корпуса ), выбросу провисания гибкой связи 10, перемещению дополнительной шайбы 12 вверх и подключению тех пружнн кручения 7 и 8, чьи прямолинейные концевые участки оперты в упоры 20. Одновременно шайба 12 воздействует на рычаги 15 и разворачивает их своим ходом вокруг оси 13. В работу включаются пружины кручения 14, размещенные tia дополнительной кольцевой оси 13. Усилие в амортизаторе последовательно возрастает скачкообразно со значения Р до Р (участки В, С и D силовой характеристики I-II (фиг. 3). Приведенная жесткость пружины кручения 14 по мере увеличения хода шайбы 12 вверх вдоль рычагов 15 резко уменьшается вследствие увеличения раЬстояния между точками контакта шайбы 12 с рычагами 15 и осью пружин кручения 14, а также поворота рычагов 15 вокруг оси 13. Одновременно при деформации на отрыв имеют место силы трения между контактными поверхностями 18 рычагов 15 и шайбой 12. Подбор пар трения (например, сталь по титану, титан по титану и др.), а также профилнрование контактных поверхностей 18 рычагов 15 позволяют получить оптимальное демпфирование. Сравнение заштрихованных зон силовых характеристик показывает значительное преимущество по энергоемкости предлагаемого амортизатора (кривые I-И) по сравнению с известным амортизатором (кривые 1И-IV). Причем нагрузки Р и .р со знаком «плюс - соответственно нагрузки в предлагаемом амортизаторе и известном амортизаторе при деформации на сжатие, нагрузки Р и р со знаком «минус - нагрузки при деформации на отрыв. При деформации на отрыв, равной Л4, край шайбы 12 входит в контакт с концами 17 рычагов 15, одновременно выступы 16 рычагов 15 входят в контакт с основанием корпуса i и движение шайбы 12 прекращаПредлагаемый амортизатор позволяет обеспечивать защиту аппаратуры от вибраций с частотой от 1 до 600 Гц и ускорениями до 10 д, ударов с укорениями до 40 д и длительностью импульса до 10 мс, ударов с ускорениями до 1000 д и длительностью импульса до 2 мс. Отношение амплитуды колебаний к вы,соте в предлагаемом амортизаторе может достигать 1,2-1,5, в то время как в стандартных амортизаторах оно равно, 0,1-0,3. Формула изобретения I. Амортизатор по авт. св. № 696208, отличающийся тем, что, с целью повышения энергоемкости и надежности работы при деформации на отрыв, в нем концентрично шайбе на основании установлена дополнительная кольцевая ось, несущая пружины кручения с прямолинейными концевыми участками и поворотные рычаги, связанные
с пружинами кручения и имеющие выступы для ограничения поворота вокруг оси, а концы рычагов оперты в торец шайбы.
2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что контактные поверхности рычагов, обращенные в сторону щайбы, выполнены криволинейными вогнутыми, например, по гиперболической кривой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
К Авторское свидетельство СССРпо заявке № 2438164/25-28, кл. F 16 F 7/08, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР № 696208, кл. F 16 F 7/08, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1977 |
|
SU932002A2 |
Амортизатор | 1979 |
|
SU781445A1 |
Амортизатор | 1977 |
|
SU696208A1 |
Амортизатор | 1977 |
|
SU889962A2 |
Амортизатор | 1978 |
|
SU748061A2 |
Амортизатор | 1980 |
|
SU937816A1 |
Амортизатор | 1976 |
|
SU600344A2 |
Амортизатор | 1988 |
|
SU1573255A2 |
Амортизатор | 1974 |
|
SU507724A1 |
Бампер транспортного средства | 1978 |
|
SU745738A1 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1978-01-06—Подача