Двухкоординатный электродвигатель Советский патент 1981 года по МПК H02K41/02 

Описание патента на изобретение SU881945A1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к двухкоординатным электро двигателям, и может быть использовано в механизмах металлообрабатывающих ста ков, координатографов, графопостроителей и т. д. Известен двухкоординатньА электродвигатель, состоящий из неподвижного магнитопровода из чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью и якоря с двумя системами взаимноперпендикулярных обмоток, охватывающих зубцы полюсов, расположенных с противоположных сторон неподвижного магнитопрово даГИ. Недостатком известного двигателя явл ется наличие двух взаимноперпендикулярньсс систем чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью, расположенных на двух параллельных сторонах магнитопровода, а также разделение полю сов якоря каждой координаты. Такое выполнение двигателя усложняет его конструкцию. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является двухкоординатный электродвигатель, состоящий из неподвижного магнитопровода в виде плиты из чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью, и якоря, с двумя системами взаимноперпендикулярных обмоток, охватывающих зубцы полюсов 21. Недостатком этого двигателя является повьцценная сложность, обусловленная наличием двух взаимноперпендикулярных систем чередующихся полос с различной магнитной прсжицаемостью на одной из поверхностей неподвижного магнитопровода. Цель изобретения - улучшение KOHCTV рукции двигателя. Указанная цель достигается тем, что зубцы каждого полюса якоря вьшолнены с щагом, равным шагу полос неподвижного магнитопровода, и расположены от носительно Последних под углом 45°. Такое выполнение двигателя позволяет обойтись одной системой чередующихся

nojioc с раакйчной магнита.ой проницаемостью, распаиоженной на неподвижном магнитопроводе, что существенно упрощает конструкцию ДЕИга-тепя,,

На фиг. 1 схемате:чно изображен двн. гателЬэ общий вид в плане, на фкг. 2 векторы ш:говьрс сил создаваемых коор Дйнатнь 4-н сяс1«мамм двигаа-епя.

Дв: Гл;коорд;гнаткь;:: электродвигатель (фиг, 1) состойг не якоря 1, вьтопненнаго в виде двух маткитопроводов 2,3, каждый КЗ которых включает в себя полюса соответственно, 4, 5; к 6, 7, с пазами длиной равной 2 Т , расположенньк под прямым ухлом друг к другу и соединенных между собой ярмами 8, 9 на icoTopbix; размещаются o6MOTKts возбуждения lOj 11„ МагнйтопровоДы 2, 3 распатюженььпод угном 9О°друг к другу между собой и соединены ферромагнит-. ной пластиной 12. В пазах полюсов 4 7 размещены .якорные обмотки 13 - 16, анаяоптчныв оймоткам двигателей посто кыного тока. Питание якорн.ых. обмоток 4oжeт осу цестЕЛятьс.я через плоский электромеханический коллек1Т)р или с помощью полупроводникового коммутатора, работающего от датчиков положения, установленных на якоре.

Неподвижный магнитопровод представ.няет собой ufmr-f 17„ набранную из чере дующнхся понос 18s 19 разной магнитной пргэннцаемости (нааример, стальных и алюмяниевь0с)в шириной равной (. ,,

Для создания магнитной цепи и обеспечення работы двигателя в соотаетствии с ностайгеенной цеиьЮ; якорь расположен над непсдвижньду магнитопроводом таким образом ч-:гобы напраш1ени.я потоков обыоток Бозбу к/:йэкия якоря и полос неподнЕжиого магнйтопроБода совпали.

ДЕН: атепь работает следующим обра;vOM.,

Якорь перемещается по плите на воз душной подутцке или на роликах в направлениях, определ.яемых результирующим уснпн-эм Fpa- создаваемым соотавляющиMil энектромагннтнь.к усилий (а (фиг.. 2; а1 зн скающ гх за счет взаимо дейсгвмн магнитного поля обмотки возбуждений к проводниками як орньж обмо токз обтекаемьнс токами управлений, гтри этом работают, тоиько те участки эпемеН тов с обмот5самИе которые находятся над участками неподвижного магнитопровода с высокой магнитной проводимостью (над стальными полосами)9454

При принятых на фиг. 1 направлениях . токов силы, действующие на полюса, обозначены стрелками.

Усилия f-f , симметричны от5 носительно центра масс якоря двигателя, что обеспечивает отсутствие ггаразитньк поворотных моментов. При перегч/гешении якоря ток в обмотках переключают таким образом, чтобы секции, находящиеся 0 против стальнь ЕХ полос неподвижного магнитопровода, всегда имели одно и тоже направление токов относительно магнитного потока возбуждения. Такая коммутация секций обеспечивает постоянное 5 направление действия тяговых усилий и равномерное перемещение якоря.

Усилия f 1 FI ) РЗ I f можно изменить как по величине, так и по направлению действия, изменяя тем самым дей0 ствие результирующей силы, как по величине, так к по направлению (фкг, 2а, б в, г, и д.), В результате якорь под действием такой силы перемещается по задаваемым траекториям. На фиг. 2а, б в, г

5 и Д показаны различные варианты действия составляющих сил, определяющих результирующую силу и направление перемещения якоря двигателя под ее Действием. Регулирование скорости движения якоря

Q двигателя можно осуществлять изменением потока возбуждения или изменением величины тока в якорных обмотках. Реверс в двйгатеяе осуществляется изменением направления токов в якорных обмотках или переключением полярности напря Кения обмотки возбуждения.

Формула изобретения

ДвухкоорДйнатный электродвигатель, состоящий из неподвижного магнитопровода в виде плоской плиты из чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью и якоря с двумя системами взакмо перпендикул$фньк обмоток, свсватывающих

зубцы полюсов, отличающийся тем, что с целью упрощения, зубцы каждого полюса якоря вьтолнены с шагом, равным щагу полос неподвижного магнитопровода и расположены относительно по-

0 следних под углом 45.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 504278, кл. Н 02 К 41/02, 1972.

5 2. Электропривод и автоматизация промышленных установсж, т. 6, Луценко В. Е. Рубцов В. Г. Электропривод с шаговыми двнгаталяш, 1978, с. ЗО-32.

t

ГАСЗ

t

ff

. I F,

гч

.1

S /3

Fpts

.

J3

Фиг.2

Похожие патенты SU881945A1

название год авторы номер документа
Двухкоординатный электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Сахаров Юрий Анатольевич
SU1037384A1
Двухкоординатный электрическийдВигАТЕль 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
SU849389A1
Линейный электродвигатель постоянного тока 1978
  • Артеменко Владимир Иванович
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Бондарь Мирон Борисович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
  • Рашкович Михаил Павлович
  • Тобак Элла Матусевна
  • Тростановский Борис Александрович
  • Фидель Виля Тулович
  • Шкловский Борис Исаакович
SU978284A1
Линейный электрический двигатель постоянного тока "Подэлин 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Королев Анатолий Владимирович
SU1001347A1
Двухкоординатный электрический двигатель 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Власов Николай Алексеевич
  • Корытин Александр Михайлович
SU972637A1
Двухкоординатный шаговый электродвигатель 1977
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Гониашвили Элисбар Семенович
  • Копылов Игорь Петрович
SU657539A1
ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ 1995
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2112309C1
ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1986
  • Серебряков В.И.
  • Морозова О.И.
  • Ламбрианов Л.Ф.
SU1371370A1
Линейный электродвигатель "Бимарпол 1978
  • Артеменко Владимир Иванович
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
SU942217A1
Линейный шаговый электродвигатель 1972
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
SU504278A1

Иллюстрации к изобретению SU 881 945 A1

Реферат патента 1981 года Двухкоординатный электродвигатель

Формула изобретения SU 881 945 A1

SU 881 945 A1

Авторы

Артеменко Владимир Иванович

Беликов Виктор Трифонович

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Мамзелев Виктор Александрович

Швец Владимир Иванович

Даты

1981-11-15Публикация

1978-05-04Подача