(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть испопь зовано при исследовании управляемости транспортного средства. Известно устройство для исследования управляемости транспортного средства, содержащее интегрирующий блок, вход которого связан с выходом измерителя характеристик движения автомобиля, а выход - с регистрирующим прибором. Это устройство для повыщения точности и ускорения процесса измерения при движении транспортного средства по криволинейной траектории снабжено тележкой, установленной с возможностью перемещения по криволинейной направляющей, жестко закрепленной на полотне дороги, и продольным рычагом, срюдняя часть ко торого щарнирно соединена с кузовом транспортного средства, один из концовс тележкой а другой связан с поперечной тягой рулевой трапеции и с измерителем характеристик движения транспортного средства, выполненным в виде датчика угла отклонении продольной оси транспортного средства от заданной траектории Щ. Недостатком известного устройства является малая точность исследования и сложность конструкции. .Наиболее близким по технической сущности к достигаемому результату является устройство для исследования управляемости транспортного средства, содержащее тележку, продольный рычаг, поворотный вокруг оси, установленной на исспедуемом транспортном средстве, и шар- нирно соединенный одним концом с рулевым приводом транспортного средства, задающий механизм, установленный на тележке, и измерительную систему, включающую датчик угла поворота рулевого привода относительно среднего положения, интегрирующий блок, подключенный к датчику угла поворота, и регистрирующий прибор, включенный на выходе интегрирующего блока 2. Недостатком известного устройства является малая точность исследования управпяемости из-за непрерывного нарастания в процессе исследования отклонения действительной траектории движения транспортного средства от заданной. Цель изобретения - повышение точности исследования управляемости транспортного средства. Эта цель достигается тем, что задающий механизм выполнен в виде приводного двигателя, связанного посредством редук,тора с кривошипом, при этом другой ко ней упомянутого продольного рычага связан с последним с возможностью возвратно-вращательного движения. На чертеже схематически изображено предложенное устройство. Впереди испытываемого транспортного средства 1 размещена тележка 2. На основе транспортного средства 1 установлена ось 3 поворота продольного рычага 4, один конец которого шарнирно соединен с рулевым приводом 5 транспорт ного средства. На тележке 2 размешен задающий механизм, содержащий электродвигатель 6, соединенный с регупято ром 7 напряжения, редуктор 8, на выходном валу 9 которого закреплен кривошип 1О, шарнирно соединенный с другим концом продольного рычага 4. Измерительная система содержит датчик 11 угла поворота, связанный с рулевым приводом транспортного средства 1 и подключенный к входу интегрирующего блока 12, выход которого подключен к регистрирующему прибору 13, датчик 14 частоты враще ния управляемого колеса 15 и тахогенератор 16, установленный на валу электро двигателя 6. Для устранения вертикальных перемещений конца продольного рычага 4, связанного с рулевым приводом 5, на продольном рычаге 4 имеется шарнир 17. В процессе исследования тележка 2 движется прямолинейно. При вращении электродвигателя 6 конец продольного рычага 4, связанный с кривошипом 10, совершает вращательное движение в вертикальной плоскости. Одновременно дру-. гой конец продольного рычага 4, связанный с рулевым приводом 5, благодаря шарниру 17 совершает возвратно-вращательное движение в горизонтальной плоскости вокруг оси 3. В результате этого при движении транспортного средства 1 угол поворота управляющих колес 15 непрерывно изменяется по заданному закону, определяя траекторию движения трано портного средства. При отклонении продольной оси транспортного средства от заданного прямолинейного направления продольный рычаг 4 вместе с основой транспортного средства 1 поворачивается вокруг своего конца, соединенного с кривошипом 10. Это приводит к повороту управляющих колес 15 в сторону уменьшения отклонения продольной оси транспортного средства от заданного прямолинейного направления. При движении транспортного средства 1 датчик 11 непрерывно измеряет угол отклонения продольной оси транспортного средства 1 от заданного направления движения (ошибку слежения), и при этом регистрирующий прибор 13 указывает величину, по которой оценивается управляемость транспортного средства. Использование предложенного устройства позволит проводить испытания транспортного средства в дорожных условиях, не требуя при этом значительных размеров площади, повысить безопасность транспортного средства, испытываемого в дорожных условиях Формула изобретения Устройство для исследования управляемости транспортного средства, содержащее тележку, продольный рычаг, поворотный вокруг оси, установленной на исследуемом транспортном средстве, и шарнирно соединенный одним концом с рулевым приводом исследуемого транспортного средства, задающий механизм, установленный на тележке, измерительную систему, включающую датчик угла поворота рулевого привода относительно среднего положения, интегрирующий блок, подключенный к датчику угла noBopoira, и регистрирующий прибор, включенный на. выходе интегрирующего блока, отличающееся тем, что, с целью повышения точности исследования, задающий механизм выполнен в виде приводного двигателя, связанно го посредством редуктора с кривошипом, при этом другой конец упомянутого продольного рычага свя- зан с последним с возможностью возвратнс -вращательного движения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 662840, кл. G 01 М 17/О6, 1977. 2. Авторское свидетельство СССР КР 662841, кл. G 01 М 17/06, 1977 (прототип).
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-10-29—Подача