Изобретение относится к техническому обслуживанию и ремонту машин и может быть использовано при дефектации деталей перед ремонтом и контроле их после восстановления.
Известен способ определения подъема ролика толкателя в топливных насосах дизельных двигателей и устройство для реализации способа, содержащее центры для размещения вала, толкатель и измеритель-, ный узел 1.
Недостатками этого способа являются /|Q низкая точность и эффективность, так как подъем толкателя определяется при прохождении под ним каждого кулачка вала.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату К изобретению является способ измерения износа ts кулачков вала, заключающийся б том, что проворачивают вал, измеряют перемещение толкателя при прохождении под ним кулачка вала и по нему оценивают износ 2.
Устройство для измерения износа ку- 20 лачков вала содержит основание, закрепленные на нем центры для размещения кулачкового вала, толкатель с роликом, установленный с возможностью перемещения в перпендикулярном к оси вала направлении, и измерительный узел.
Недостатками этого устройства являются низкая точность и эффективность измерения, что обусловлено необходимостью проведения расчетов.
Цель изобретения - повышение точности и эффективности измерения.
Цель достигается тем, что перемещение измеряют в двух точках поперечного сечения вала, а угол между ними выбирают равным углу между смежными кулачками.
Устройство для измерения износа кулачков вала снабжено вторым толкателем с зубчатой рейкой, взаимодействующим с ней зубчатым колесом, и передаточным звеном, с одной стороны сцепленным с зубчатым колесом, а с другой - взаимодействующим на измерительный узел в направлении, параллельном оси первого толкателя.
На чертеже представлено устройство для реализации способа измерения износа кулачков вала. Устройство содержит основание 1, центры (не показаны) для размещения вала 2, толкатель 3 с роликом 4, измерительный узел 5 (например, индикаторная головка).
Устройство снабжено вторым толкателем 6 с зубчатой рейкой 7, зубчатым колесом 8 и передаточным звеном 9. Толкатель 6 снабжен роликом 10, а оба толкателя 3 и 6 - пружинами И и 12. Вал 2 имеет градусный диск 13, а на основании 1 размещена риска 14.
На кронштейне 15, связанном с толкателем 3, размещен узел 5. Передаточное звено 9 имеет зубчатую рейку 16, сцепляющуюся с колесом 8, и снабжено ползуном 17 с фиксатором 18 и пружиной 19 для выбор}iи зазора в зубчатом зацеплении.
Звено 9 воздействует на наконечник 20 узла 5 в направлении, параллельном оси толкателя 3. Угол между толкателями 3 и 6 равен углу между смежными кулачками 21 и 22 (например, 120° для топливного насоса НД-22).
Устройство для реализации способа измерения износа кулачков вала работает следующим образом.
Исходным считают положение, когда ролики 4 и 10 толкателей 3 и 6 размещены между кулачками, а отметка 0° диска 13 находится напротив риски 14. Вал 2 проворачивают против часовой стрелки, при этом его кулачки 21 и 22, находящиеся в одинаковых фазах относительно осей соответствующих толкателей 3 и 6, поднимают их и вместе с ними перемещают кронштейн 15 с измерительным узлом 5, в виде индикаторной головки и рейку 16 с ползуном 17, в который упирается наконечник 20. Передаточное отнощение реечного редуктора равно 1:1, поэтому перемещение ползуна 17 равно перемещению толкателя 6. При перемещении толкателя 3 от центра вала 2 наконечник 20 выдвигается, тогда как движение толкателя 6 вызывает его перемещение в обратном направлении (вдвигает). Поэтому при идентичности профилей двух одновременно измеряемых кулачков 21 и 22 стрелка индикатора не отклоняется от нулевого положения. В случае нарушения идентичности профилей из-за износа или
технологических погрещностей, при повороте вала 2 на один и тот же угол, кронщтейн 15 и ползун 17 будут иметь неодинаковые перемещения, разность которых зафиксирует индикатор: Таким образом, непосредственно получают отклонения исследуемых профилей кулачкового вала при их износе.
Положительный эффект обусловлен повышением точности и эффективности измерения износа кулачков вала.
Формула изобретения
1.Способ измерения износа кулачков вала, заключающийся в том, что проворачивают вал, измеряют перемещение толкателя при прохождении под ним кулачка вала и по нему оценивают износ, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и эффективности измерения, перемешение измеряют в двух точках поперечного сечения вала, а угол между ними выбирают равным углу между смежными кулачками.
2.Устройство для измерения износа кулачков вала, содержащее основание, закрепленные на нем центра для. размещения вала, толкатель с роликом, установленный с возможностью перемещения в перпендикулярном к оси вала направлении и измерительный узел, отличающееся тем, что
оно снабжено вторым толкателем с зубчатой рейкой, взаимодействующим с ней зубчатым колесом, и передаточным звеном, с одной стороны сцепленным с зубчатым колесом, а с другой - воздействующим на измерительный узел в направлении, параллельном оси первого толкателя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник.
Л., «Машиностроение, 1974, с. 203-212.
2.Кривенко П. М., Федосов И. М. Дизельная топливная аппаратура. М., «Колос, 1970 с. 390-391 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА КУЛАЧКОВ ВАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2081405C1 |
Устройство для измерения износа кулачков вала | 1986 |
|
SU1420456A1 |
Устройство для измерения внутреннего диаметра трубы | 1985 |
|
SU1305523A1 |
Устройство для поэлементного контроля зубчатых колес | 1980 |
|
SU1242705A1 |
Полуавтомат для контроля биения и смещения исходного контура зубчатых колес | 1978 |
|
SU765640A1 |
Грейферное устройство для подачи заготовок в рабочую зону пресса | 1971 |
|
SU401092A1 |
Автомат сборки внутренних звеньев втулочнороликовых цепей | 1981 |
|
SU958034A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2008 |
|
RU2383876C2 |
Устройство для измерения размеров трубы | 1990 |
|
SU1747862A1 |
МАНИПУЛЯТОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ИЗДЕЛИЙ | 2007 |
|
RU2333829C1 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-04-14—Подача