1
Изобретение относится к транспортному ма шиностроеиию, а именно к транспортным, средствам, предназначенным для движения по склонам и сильно пересеченной местности, и направлено на решение задачи повышения устойчивости транспортных средств.
Известно устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее механизм вертикальной стабилизации, управляемый сигналами маятникового датчика, корпус которого шарнирно прикреплен к остову транспортного средства и снабжен тягой для наклона его относительно остова, свободным концом шарнирно присоединенной к механизму вертикальной стабилизации 1 .
Недостатком этого устройства является его большая инерционность, сложность конструкции и, как следствие, малая надежность всей конструкции в целом. Кроме того, подобная схема вертикальной стабилизации требует усложнения кинематической цепи привода ведущих колес транспортного средства.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому резульTaiy является устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, управляемый датчиком крена 2.
Недостатком зтого устройства также является его инерционность.
Цель изобретения - умекьщение инерционности.
10
Эта цель достигается тем, что устройство снабжено логическими элементами И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов направляющей, размыкающей, размыкающие контакты каждого из
tj которых включень между источником питания и одним из входов одного из элементов И, другой вход каждого из которых соединен с одним из выходов датчика крена, а выходы подключены ко входам сумматора,
П выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, причем балластный груз выполнен с резьбовым отверстием, а привод его перемещения солсржит двигатель 39 и связанный с его валом ходовой винт, проходящий через резьбовое отверстие груза. На чертеже представлена принципиальная схема устройства горизонтальной стаб.шшза1щи Устройство содержит размещенные на остове 1, связанный с ходовой частью 2 транспор ного средства усилитель 3, двигатель 4, датчик S крена, ходовой винт 6 и балластный груз 7, выполненный с резьбовым отверстием под этот винт. Устройство содержит также сумматор 8, первый 9 и второй 10 логические элементы И, источник 11 питания, первы 12 и второй 13 кольцевые выключатели с размыкающими. На остове 1 неподвижно установлена направляющая 14, по которой пере мещается груз 7, находящийся в зацеплении с винтом 6, который механически связан с валом двигателя 4 посредством зубчатой пере дачи 15. Цепь управления двигателей 4 через усилитель 3 .соединена с выходом сумматора 8, первый вытатающий вход которого соединен с выходом первого логического элемента И 9, а второй - с выходом второго логического элемента И 10. Первый вход первого логического элемента И 9 соединен с первым выходом датчика 5 крена, . закреплен ного на остове 1, а второй вход - с источн ком II питания через контакты первого выключателя 12. Первый вход второго логического элемента И 10 соединен со вторым выходом, датчика 5 крена, а второй - с источником 11 питания через контакты второго выключателя 13. Устройство горизонтальной стабилизации работает следующим образом. При наклоне остова транспортного средств вправо с первого выхода датчика 5 крена поступает сигнал на первый вход первого логического элемента И 9. Поскольку на второй вход первого логического элемента И уже подан сигнал от источника 11 питания через контакты выключателя 12, то на выходе упомянутого логического элемента И 9 появляется сигнал, который, усилившись, приводит двигатель 4 по вращение в том направлении, которое обеспечивает перемещение груза 7 посредством винтовой передачи влево по- направляющей 14. Если при частичиом смещении груза 7 влево остов не придет в вертикальное положение и с первого выхода датчика 5 крена будет посту пать сигнал на логический элемент И 9, то этот груз, дойдя до своего предельного лево го положения, разомкнет контакт выключателя 12. В результат е прекращается подача сигнала на второй вход первого логического элемента И 9, а следовательно, и на цепь управления диигателсм 4. При перемещении груза 7 влево перемещается влево и центр тяжести остова, что обеспечивает его большу устойчивость при наклоне вправо. При наклоне остова влево со второго выхода датчика 5 крена поступает сигнал иа первый вход второго логического элемента И 10. В результате на цепь управления двигателем 4 поступает усиленный сигнал противоположного знака, так как на второй вход упомянутого логического элемента И 10 поступает также сигнал от источника 11 питания через контакты выключателя 13. Под действием сигнала управления двигатель 4 вращается в противоположном направлении и перемещает груз 7 по направляющей 14 вправо с помощью винта 6. Перемещение груза впрсшо происходит или до прекращения подачи сигнала со второго выхода датчика 5 крена (в случае вертикального расположения остова 1) или до размыкания грузом 7 контактов выключателя 13. Таким образом, введение в состав устройства горизонтальной стабилизации ходового винта, сумматора, первого и второго логических элементов И, источника питания, первого и второго выключателей с размыкающими контактами автоматически обеспечивает устойчивадть (горизсяггальную стабилизацию) транспортных qJeдcтв достаточно простым, малоинердасяпщм и быстродействующим устройством. Технитеская реализация предлагаемого устрсйства не вызывает затруднений, поскольку в ней используются типовые электронные и электромеханические элементы. Устройство горизонтальной стабилизации успеишо может быть использоваио не только в колесных транспортных средствах, но и в аппаратах других видов. Например, для горизонтальной стабилизации подвижных аппаратов, у которых может нарушаться горизонтальная устойчивость за счет изменения положения центра тяжести, вызванного работой ма1Н1пулятора этого аппарата с предметами различного веса и габаритов. Формула изобретения Устройство горизонтальной стабилизации транспортного средства, содержащее датчик крена и подвижный вдоль направляющей балластный груз, связанный с приводом его перемещения, отличающееся тем, что, с целью уменьшения инерционности, оно снабжено логическими элементами И, сумматором и концевыми выключателями, размещенными у концов направляющей, размьи ающие контакты каждого из которых включены между источником питания и одним из входов одного из элементов И, другой вход каждого из которых соединен с одним 5901137 из выходов датчика крена, а выходы подключены ко входам сумматора, выход которого соединен с приводом перемещения балластного груза, прнчем груз выполнен с резьборым отверстием, а привод его перемещеяяя содержит двигатель и связанный с его млом ходовой винт, проходящий через резьбовое отверстие груза. S кл кл Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .Авт(фское свидетельство СССР N 5723%, В 62 О 49/08. 1975. .Авторское свидетельство СССР N 397411; В 62 D 37/04, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматической стабилизации положения остова крутосклонного транспортного средства | 1989 |
|
SU1703500A1 |
Транспортное средство для работы на склоне | 1986 |
|
SU1500516A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2018453C1 |
ПРОТИВОСКАТНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2038234C1 |
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ОСТОВА | 1991 |
|
RU2093371C1 |
Устройство стабилизации крутосклонного трактора | 1987 |
|
SU1556936A1 |
Устройство предотвращения опрокидывания грузоподъемных машин | 2022 |
|
RU2780882C1 |
Система автоматической стабилизации положения остова крутосклонного транспортного средства | 1989 |
|
SU1675129A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2423280C1 |
Гусеничный транспортер | 2023 |
|
RU2798887C1 |
Г
Авторы
Даты
1982-01-30—Публикация
1980-05-07—Подача