Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Советский патент 1982 года по МПК G06G7/70 

Описание патента на изобретение SU907560A1

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение в тренажерах для поцготовки воаителей гусеничных машин. Известно устройство цля моцелирова- ния цинамики авижения гусеничной машины, соцержащее функциональный преобра-г зовагель, блок задания нелинейности и послецовательно соединенные вхоаной интегратор, через соответствующий мостово выпрямитель подключен к источнику пос тоянного напряжения, первый интегратор, усилитель, второй интегратор, в обратную связь Которого включен мостовой выпрямитель LIJ . Недостатком устройства является отсутствие возможностей моделирования взаимодействия движителя гусеничной .машины с грунтом. Наиболее близким по техннческой сущ нести к предлагаемому является устройство для моделирования механической пе редачи, содержащее источник цвухполярного напряжения, выход которого через первый мостовой выпрямитель соединен соответственно с первым входом и выходом .первого интегратора соединенным с первым входом второго интегратору втфой мостовой выпрямитель, первая пара противоположных вершин которого соединена соответственно с первым входом и выходом третьего интегратора, соединенным со вторым входом второго интегратора, датчик угла наклона местности, одновременно соединенный со входами первого и второго блоков воспроизведения нелинейности, вькоды которых соответственно соединены со вторым входом третьего интегратора и вторыми входами первого и второго функциональных преобразователей, выход первого функционального преобразователя непосредственно и через первый инвертор подключен соответственно к первому и второму входам блока воспроизведения нелинейности типа сухое трение, выход которого соединен с третьим входом третьего интегратора и со вторым входом первого интегратора. ВЫХОД второго функционального преобраз вателя соединен со входом второго imвертора, выход и вход которого подключены соответственно ко второй паре про тивоположных вершин второго мостового выпрямителя, датчик вида грунта соединен с первыми входами первого и второ функционйт ных преобразователей 23. Недостатком известного устройства является то, что оно не учитывает зави симость коэффициента полезного действи гусеничного движения от скорости движения и от коэффициента сопротивления грунта, что снижает точность моделирования. Так, коэффициент полезного действия (КПД) при коэффициенте сопротивления грунта ,02 и скорости движения км/ч, ,34, а ,2 и км/ч, ,84, т.е. погрешность моделирования на различных режимах может быть более 50%. Цель изобретения - повьпиение точности моделирования динамики движения путем учета изменения коэффициента по- лезного действия гусеничного движителя. Поставленная цель достигается тем, что в устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины, содержащее источник двухполярного постоянного напряжения, выход которого через первый мостовой выпрямитель сое динен соответственно с первым входом и выходом первого интегратора, выход которого соединен с входом второго ин тегратора, второй мостовой выпрямитель одна вершина второго мостового выпрямителя подключена к выходу третьего интегратора, а противоположная вершина второго мостового выпрямителя подк-лю- чена к первому входу третьего интегратора, выход которого соединен с вторым входом первого интегратора, датчкк угла наклона местности, соединенны выходом со входом первого и второго блоков воспроизведения нелинейности, выход первого блока воспроизведения нелинейности соединен с первыми входами первого и второго блоков умножения, выход первого блока умножения не- посрецственно и через первый инвертор подключен соогветственно к первому и второму входам блока воспроизведения нелинейностн типа сухое трение, выход которого соединен с вторым входом тре- тьего ингегратора, выход второго блока умножения соединен с входом второго инвертора, выход и вход которого пооключены к другой паре вершин второго . мостового выпрямителя соответственно, выход датчика вида грунта соединен с вторыми входами первого и второго блоков умножения, выход второго блока воспроизведения нелинейности-соединен с третьим входом третьего интегратора, введен блок выделения модуля напряжения, функциональный преобразователь и третий блок умножения, причем первый вход которого соединен с выходом второго интегратора, а выход -со входом блока воспроизведения нелинейности типа сухое трение, вход блока выделения модуля напряжения соединен с выходом третьего интегратора, первый и второй входы функционального преобразователя соответственно соединены с вьсходом датчика вида rpj-HTa и с шиной постоянного напряжения, третий вход функционального преобразователя подключен к выходу блока выделения модуля напряжения, а выход соодинен с вторым входом третьего блока умножения. На фиг. 1 приведена схема предлагаемого устройства; на 4иг. 2 - зависимость, воспроизводимая третьим функциональньп 4 преобр азователем. Устройство содержит источник 1 двух- полярного постоянного напряжения, первый 2 и второй 3 мостовые выпрямители, инвертор 4, первый 5 и второй 6 интеграторы, блок 7 умножения, блок 8 воспроизведения нелинейности типа сухое трение, третий интегратор 9, юлок Ю выо.еления модуля напряжения, инвертор 11, первый блок 12 воспроизведения нелинейности, датчик 13 угла наклона местности, второй блок 14 воспроизведения нелинейности, блоки 15 и 16 умножения, функциональный преобразователь 17, датчик 18 вида грунта. Входной интегратор 5 через мостовой выпрямитель 2 подключен ft источнику 1 двухполярного напряжения, выход первого интегратора 5 соединен с последовательно соединенными вторым интегратором 6, блоком 7 умножения, блоком 8 воспроизведения нелинейности типа сухое трение, третьим интегратором 9, блоком Ю выделэния модуля напряжения, функциональным преобразователем 17, выход которого соединен с вторым входом блока 7 умножения, второй и третий входы функционального преобразователя 17 соединены соответственно с выходом блора 10 выделения модуля напряжения и .выходом датчика 18 вида грунта, выход которого также соеоинен с первыми вхо аами блоков 15 и 16 умножения, вторы вхоаы которого соецинены с выходом первого блока 12 воспроизвецепия нелинейности. Вьгхоц цатчика 13 угла наклона мес ности оановременно соединен со входами первого 12 и второго 14 блоков во произведения нелинейности. Выход после него соединен со.вторым входом третье интегратора 9. Выход блока 15 умножения непосред ственно и через первый инвертор 11 по ключен соотвегственно к первым и вторым входам блока 8 воспроизведения не линейности типа сухое трение. Выход блока 16 умножения соединен со входом второго инвертора 4, выход и вход которого подключены соответственно ко второй паре противоположных вершин второго мостового выпрямителя 3, дру гая пара вершин которого соединена с первым входом и выходом третьего интегратора 9. Работа устройства описывается спе- дующей системой дифференциальных урав нений: Ё.ем.-,м,,) dt -1 I (.„. JL.N h3K -() если M..,/MCU,,TO f --f c причем, WV|,,M(4) М2.-ЛЛх- Ме1, гдечУщ - угловая скорость вращения ведущего колеса; 1) - момент инерции, приведенный ведущему колесу со стороны вращающихся частей трансмис сии и гусеничного движителя; М - крутящий момент, приложенны к ведущему колесу; ЛЛ - момент упругих сил, возникающих в гусеничном авижителе g - суммарная податливость гусеничного движителя; V - линейная скорость гусеницы; - радиус ведущего колеса; -J - момент инерции массы маши ны, гфивеценный к ведущему колесу;У - КПД гусеничного авижитет ДД - момент внещних сил, действующий на гусеничный цвижитель Первое уравнение системы решается с помицью суммирующего интегратора 5, на один вход которого поступает напряжение ))J, пропорциональное крутящему моменту М. на другой -и/1д)2 Р°порциональное моменту упругих сил выхода блока 8 воспроизведения нелийейности типа сухое трение. . Напряжениеицд(2форм1фуется с помощью суммирующего интегратора 6, на один вход которого подастся напряжение U0KC выхода суммирующего интегратора 5 и напряжение Uv с выхода суммирующего интегратора 9. Учет коэффициента 7 осуществляется входным резистором суммирующего интегратора 6. В результате на выходе последнего формируется напряжение, пропорциональноеи (, т.е. рещается второе уравнение системы. Напряжениеи помощью блока 7 умножения умножа- Тся на напряжение Уъ, пропорциональное КПД гусеничного авижи- теля. С выхода блока умножения напряxteimej пропорциональное моменту, приводящему в движение гусеничную машину поступает на блок 8 воспроизведения нел11нейности- типа сухое трение, с помощью которого имитируется сцепление гусеницы с грунтом. На выходе этого блока формируется напряжение, пропорциональное моменту, который непосредственно приводят в движение всю массу мащины, т.е. блок 8 рещает условие (4) системы. Рещение этого условия осуществляется след.ующим образом. Если амплитуда напряжения0 м. (последнее подается на управляющие входы и определяет уровень ограничения),. то напряжениеи д гиез изменения проходит в блок. Если же U i-f-j. UMCH напряжение и -ограничивается блоком до напряжения, поданного на управляющие входы, т.е. 0,0 величины U/i/vCU, Таким образом, на выходе блока 8 N«2. ллси,. Эго напряжение поступает на вход суммирующего интегратора 9, на другие входы которого поступают напр51жение и/л1ги . {фичем 1), идлл+Омх . Послецнее напряжение .поступает на вхоц интегратора через мостовой выпрямитель 3 для того, чтобы не возникло движения от момента сопротивления грунта, В результате на выходе суммирующего интегратора 9 формируется напряжение Uy I пропорциональное линейной скорости движения мащины, т.е. рещается третье уравнение системы. Haпpяжeни ;U лx 0/ и Омсц формируются из выражений ,((, (7 .-QbK coeoL (6) гце MX - момент сопротивления авижению, опреаеляемый сопротивлением грунта; Сд - вес машины; - рааиус ведущего колеса; - коэффициент сопротивления грунта; fj - угол наклона местности; , - момент сопротивления авижению, опреаеляемый углом наклона местности; CU момент сцепления гусеницы с грунтом; - коэффициент сцепления гусеницы с грунтом. Выражение (6) решается следующим образом. С цатчика угла наклона местности (датчиком может быть либо потенциомет

либо устройство считывания какого-ли либо носителя информации) снимается напряжение 0 , пропорциональное углу наклона местности, которое поступает на блок 14 воспроизведения нелинейности, воспроизводящей конусную зависимость. Наггряжение(1.чд|ПОступает на вхоа блока 16 умножения, который реализует функцию произведения f coSoiс учетом коэффициента ЙПзк другой вход блока 16 подается напряжение, определяемое вид грунта с датчика 18 вида грунта (датчиком вица грунта может быть переключатель, потенциометр или устройство считывания с какого-либо носителя информации).

Таким образом, на выходе блока 16 умножения напряжение пропорциональное Удд , которое поступает на противоположные вершины мостового выпрямителя 3 с противоположным знаком за счет инвертора 4.

Напряжение Одлсцформируется точно также, как и только в этом слугчае используется блок 15 умножения. Напряжение подается на управляющие вхоцы олока 8 воспроизведения нелинейности типа сухое трение с разным знаками. Для изменения знака служит инвергор 11.

Напряжение U формируется с помощью функционального преобразователя 17, реализующего зависимость, привености моделирования позволит сократить время обучения на реальных гусеничных машинах, что, в свою очередь, приведет к экономии моторесурса учебных машин, топлива и затрат на содержание учебных трасс.

Формула изобретения

Устройство для моделирования динамики движения-гусеничной машины, содержащее источник двухполярного постоянного напряжения, выход которого через первый мостовой выпрямитель соединен соответственно с первым входом и выходом первого интегратора, выход которого соединен с входом второго интегратора, второй мостовой выпрямитель, одна вершина второго мостового выпрямителя подключена к выходу третьего интегратора, противоположная вершина второго мостового выпрямителя подключена к первому входу третьего интегратора, выход которого соединен с вторым входом первого интегратора, датчик угла наклона местности, соединенный с вхоаами первого и второго блоков воспроизведения нелинейности, выход первого блока воспроизведения нелинейности соединен с первыми входами первого и второго блоков умножения, выход первого блока умножения непосредственно и через первый инвертор подключен соответственно ценную на фиг. 2. На первый вхоа функционального преобразователя поступает напряжение Uy пропорциональное линейной скорости цвижения гусеничной машины, опрецеляюшее наклон линии, соответствующей постоянному значению |-ь . НапряжениеУхгрГОЦЭ тся на второй вхоц функционального преобразователя с датчика 18 виаа грунта. Постоянное напряжение, подаваемое на третий вхоц функционального преобразователь 17, определяет величину Uu при нулевой скорости. Таким образом, преолагаемое устройство в отличие от известного позволяет учитывать влияние КПД на цинамику гусеничной машины, причем сам КПД учитывается здесь как функция скорости и сопротивления движения. Все это повышает точность моделирования динамики движения гусеничной машины. Использование данного устройства в тренажере аля обучения водителя гусеничной машины за счет повышения точк первому и второму входам блока воспроиэвецения нелинейности типа сухое трение, выхоц которого соединен с вторым входом третьего интегратора, выхоа второго блока умножения соецинен с вхо дом второго инвертора, вход и выход которого подключены к другой паре вершин второго мостового выпрямителя соответственно, выход датчика вица грунта соединен с вторыми входами первого и второго блоков умножения, выхоа второго блока воспроизведения нелинейности соединен с третьим входом третьего инrerparc ja, отличающеес,я тем что, с целью повышения точности моделирования путем учета изменения коэффи циента полезного действия гусеничного движителя, оно содержит блок выделения модуля напряжения, функциональный преобразователь и третий блок умножения, причем первый вход которого соединен 9 0 с выходом второго интегратора, а выход - с входом блока воспроизведения нелинейности типа сухое трение, вход блока выделения модуля напряжения соединен с выходом третьего интегратора, первый и второй входы функционального преобразователя соответственно соединены с выходом датчика вица грунта и с шиной постоянного напряжения, третий вход функционального преобразователя подключен к выходу блока выделения модуля напряжения, а выход соединен с втфым входом третьего блока умножения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Авторское свидетельство СССР . 641465. кл. Q06 G 7/70, 1975. 2. Авторское свидетельство СССР по аявке N 28555ОЗ/18-24, л. G06 G 7/70, 1979 (п ототип).

Похожие патенты SU907560A1

название год авторы номер документа
Устройство для моделирования динамикидВижЕНия гуСЕНичНОй МАшиНы 1979
  • Бельке Андрей Андреевич
SU851426A1
Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Баранов Василий Владимирович
SU972530A2
Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 1982
  • Бельке Андрей Андреевич
SU1083207A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Москалев Владимир Семенович
  • Коваленко Юрий Георгиевич
RU2297048C1
Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
SU940186A2
Кинотренажер водителя гусеничной машины 1987
  • Артемьев Ю.А.
  • Бельке А.А.
SU1531707A1
Устройство для моделирования механической передачи 1981
  • Бельке Андрей Андреевич
SU982031A1
Устройство для моделирования механической передачи 1982
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Макаров Валерий Владимирович
SU1068953A1
Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 1979
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Макаров Валерий Владимирович
SU883929A1
Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 1981
  • Бельке Андрей Андреевич
SU1003115A1

Иллюстрации к изобретению SU 907 560 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины

Формула изобретения SU 907 560 A1

SU 907 560 A1

Авторы

Бельке Андрей Андреевич

Даты

1982-02-23Публикация

1980-07-07Подача