Предметом изобретения является зубчато-внитовси механизм для преобразования вращательного движен я при перпендикулярном или при сооаном расположении ведущего и ведомого валов. Одним из осповных элементов кине гатической схемы данного механизма является винтовая нарезка, вьшолпеиная на поьерхпости тороилальнон полости, образованной кольиевыми проточками из торцах дисков, посажеиных на ведущем и ведомом валах или на одном из них. В указанную тороида.тьную полосты введены зубчатые сколеса, взаимодействующие с винтовой нарезкой и установленные из неподвижных осях с мощью кольцевого .держателя.
Преобразование крутящего момента и изменение числа достигается наличием на частях тора, сЕ язанных с ведущим i валами, нарезки различного профиля и uiaraТаким образом, данный лгеханизм по иринпипу действия близок к известным червячным передачам с промежуточным колесом, но отличается от последних наличием соосиых валов и большими воз ложностями построения компактных коробок скоростей.
Расстояния -между соседними зубчатыми колесами, введенными в тороидальп ю полость, изл еренные по линии виптово нарезхи, изменяются по мере враи:спия тпра. Это ссойстио механизма позволяет между зубчатыми ко.тесами в винтовом пазу, об)азовап; ом нарезкой, камеры нер-ме;;п л)го обьема н исиользовать механизм для коловратного насоса пли двигателя.
Отличительной особенностью описываемого механизма является выполнение его рабочих частей в виде виитозой зубчатой нарезки на внутренней поверхностк тора, передаюп,ей вращеь-ие на зубчатку, этом применяются промежуточные зубчатки, входяппте в заис-пленис
оооротов ведомым
№ 91600-- - -с винтовой карезкой, а иарсзки па половинах тора изготовляются с разным члслом .
На фиг. 1 изображен зубчато-винтовоГ механизм, нродназначен ;ь и для редукторй, числа сборотс;; обиши БНД; на фи;. 2-(, для коробкн передач.
Одним из кинематических элементов механизма является винтовая нарезка, выполненная на внутренней гговерхноети половин 1 и 2 кольцевого цилиндра-тора. Каждая иоловина закреплена на одном из сооеиых между собой валов, ведущем 3 и ведомом 4- Плоскость разъема этих половин перпендикулярна оси тора. Вторым элементом являтся одно или несколько зубчатых колес 5, взаимодействующих с указанной винтовой нарезкой и установленных в полости тора на неподвижных осях, 3aK ieiLieiiHbix в кольцевом .держателе 6, жестко связанном с неиодвижнь, корпус.эм 7.
С целью исполью:зак я механизма в качестве редуктора числ1а оборотов, уста1навливаемого между соосными вала1Ми 3 и 4, нарезка на обеих половинах тора, сидяпих на ведуи1.ем 3 и ведомом 4 валах, сделана различного, относительно ко.,тьцевой оси тора, тага и подъема и выполнена таким образом, что для обеи.х половин тор.а произведения чисел заходов на чис.та оборотов нарезки, приходящиеся па один оборот тора, равны co6oii. Последнее является ус.човкем по.тучения правильного зацепления |д;гя данного механизма.
Для использоваиня ме.ханнзма в качестве коробки передач тороидальная но,ГОСТЬ выполнена в нескольких кольцевых частях тороидных щестерен, 1геомет)ически предстаз.ляющих сОбой 6 тора, с нарезкой различного подъема и щага, удовлетворяющей указанному выще условию.
Пояса 8 тора свободно посажены на ведущем 3 и ведомом 4 сооспых валах, соединяемых с Toii пли иной из щестереп посредством скользящих щцонок 9 и находящихся в постоянном зацеплении с установленными на осях, закренланньгми в неп1одвиж.шм кольцевом держателе 6 зубчатыми колесами.
При использоват-1н механизма в качестве коловратного пасоса или двигателя винтовая нарезка на обеих половинах 1 и 2 поверхности кольцевого цилиндра, выполненного в разъемном роторе, образует замкнутую рабочую нолость. Рабочая полость разделена зубьями, помещенными впутри кольцевого цилиндра зубчатых колес, на камеры изменяюнгегося объема, ограниченные плотно нрилегающим к внутренней поверхности тсро11.-1ально полости ко,Нзневь: М .держателем указанных зубчатых ко.:ес.
Ротор заключен в тгеподвпжный корпус, разделенный кольцевым держателем зубчатых колес на всасывающую и нагнетательную нолости.
Предмет изобретен и я
1. Зубчато-винтовой механизм для преобразования вращательного движения, отличающийея тем, что одним из составляющих его кинематических элементов является винтовая иарезка, выполне1П1ая на внутренней поверхности кольцевого цилиндра-тора, составленного 3 двух ноловин, закренленных па сооспых между собой ведущем и ве1ДОМОМ валах или на одно.м из HI-JX с п..;оскостью разъема этих половим, перпендикулярной оси тора. Вторым элемеи1ом яв,:1яется одно или несколько зубчатых колее, взаимодействующих с указанной винтовой нарезкой и установленных г-, полости тора на неподвижных осях.
закрепленных в кольцевом держателе, жестко связанном с неподвижным корпусом.
2.Форма выполнения механизма по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью нснользования его в качестве редуктора числа оборотов, устанавливаемого между соосными валами, нарезка на обеих полсзипах тора, сидяших на ведущем и валах, сделана различного, относительно кольцевой оси тора, шага и подъема и выполнена таким образом, что для обеих половин тора произведения чисел заходов на числа оборотов нарезки, приходящиеся на один оборот тора, равны меЖ|ду собой.
3.Форма выполнения механизма по пп. I и 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью использования его в качестве коробкп передач, половины тора составлены из нескольких кольцевых частей-тороилных шестерен, геометрически представляюших собой пояса тора, свободно посаженргые на ведунлем и ведомом соэсных валах, соединяемых с той или иной из шестерен посредством ско.чьзящих пшонок и находящихся в постоянном зацеплении с установленными на осях, закрепленными в неподвижном кольцевом держателе, зубчатыми колесами.
4.Форма выполнения механизма по п. 1, отлп чающаяся тем, что, е це.тью использования его в качестве коловратного насоса и.чи двигателя, винтовая нарезка на обеих половинах поверхности кольцевого цилиндра, выполненного в разъемном роторе, образует замкнутую рабочую полость, разделенную зубьями помеи|енных внутри кольцевого цилиндра зубчатых колес на камеры изменяющегося объема и ограниченную плотно прилегающим к внутренней поверхности тороидальной полости кольцевым держателем указанных зубчатых колес.
5. Форма Bbino. механизма но пп. 1 и 4, отл и ч а ю щ а яс я тем, что ротор заключен в неподвижный корпус, разделенный кольцевым держателем зубчатых колес на всасывающую ц нагнетательн -ю полости.
- 3 -NO 91600
0WS./
Фиг. 2
Авторы
Даты
1951-01-01—Публикация
1944-10-18—Подача