Способ шлифования зубьев цилиндрических зубчатых колес и устройство для его осуществления Советский патент 1982 года по МПК B23F5/02 

Описание патента на изобретение SU925242A3

39 головки к основанию зуба,или перед окончанием шлифования эвольвентного профиля от головки к основанию зуба и отводят его непосредственно перед началом последующего шлифования противоположного профиля одноименной впадины от основания к головке зуба. Устройство снабжено дополнительным приводом прямолинейного перемеще ния шлифовального круга, установленным на кронштейне и кинематически связанным с механизмом подачи и приспособлением для правки, а механическая передача представляет собой шестерню с находящимися в зацеплении с ней двумя зубчатыми рейками, одна из которых закреплена на кронштейне, другая - на приспособлении для правки. Дополнительный привод кинематически связан с одной из реек. На фиг. 1 представлена схема способа шлифования цилиндрического коле са с.эвольвентным профилем; на фиг.2 устройство для шлифования цилиндрического колеса, общий вид; на фиг.З один вариант конструктивного исполне ния привода дополнительного прямолинейного перемещения; на фиг. k - дру гой вариант конструктивного исполнения привода дополнительного прямолинейного перемещения. Способ осуществляется следующим образом. Шлифование цилиндрического зубчатого колеса 1 с эвольвентным профилем производят в условиях обката с единичным деланием тарельчатым кругом 2, При этом одновременно с эволь вентным профилем а6, шлифуют переходную кривую бои дно впадины cd , Тарельчатому кругу 2 сообщают дополнительное прямолинейное перемещение в направлении дна впадины по стрелке А. Это перемещение можно производить на любой фазе движения обката: между двумя движениями деления в кон це шлифования эвольвентного профиля от головки к основанию зуба, перед окончанием шлифования эвольвентного профиля от головки к основанию зуба и отводят круг непосредственно перед началом последующего шлифования противоположного профиля одноименной впадины от основания к головке зуба. Устройство для шлифования цилиндрических зубчатых колес выполнено следующим образом. : . Устройство имеет основание 3, на котором расположены салазки 4 с возможностью продольного перемещения, т.е. параллельно оси 00 шлифуемого, зубчатого колеса 1, Возвратно-поступательное перемещение салазок k производится приводом 5бычного типа (не показан). На с.алазках k расположена каретка 5 с возможностью возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно оси 00. Салазки 4 связаны с кривошипно-шатунным механизмом 6, приводящим каретку 5 в возвратно-поступа- тельное перемещение с помощью ползуна 7 с регулируемым эксцентриситетом, На каретке 5 расположена с возможностью поворота относительно оси 00 зажимная оправка 8, несущая зубчатое колесо 1 и кинематически связанная с механизмом обката, представляющим собой, расположенную на салазках k с возможностью перемещения перпендикулярно оси 00 стойку 9, соединенную посредством обкатных лент 10 с рамой 11, , На стойке 9 помещен ползун 12, перемещающийся по пазу кулисы 13, размещенной с возможностью разворота на угол (в случае шлифования косозубых колес) на плите 1, установленной на основании 3 с возможностью поступательного перемещения параллельно оси 00. На основании 3 расположена инструментальная стойка 15 с возможностью поворота относительно вертикальной оси 0|0|. На инструментальной стойКе 15 смонтирован с возможностью перестановки по высоте суппорт 16, который несет два симметричных относительно друг друга кронштейна 17, установленных с возможностью встречного перемещения вдоль суппорта 16, На каждом кронштейне 17 расположена с возможностью перестановки по высоте шлифовальная бабка 18, На каждой шлифовальной бабке 18 расположен тарельчатый шлифовальный круг 2, На каждой из шлифовальных бабок 18 смонтировано с возможностью вертикального перемещения приспособление 19 для правки шлифовального круга 2, имеющее ролик для правки 20 и измерительный штифт 21, На каждой шлифовальной бабке расположена шестерня 22, входящая в зацепление с одной стороны с расположенной перпендикулярно соответствующему кронштейну 17 зубчатой рейкой 23 и с другой стороны с закрепленной перпендикулярно приспособлению 19 для правки зубчатой рейкой 2k. Для регулирования по высоте каждая шлифовальная бабка 18 имеет вертикальный ходовой винт 25.

Представлены два варианта конструктивного исполнения привода дополнительного прямолинейного перемещения шлифовального круга.

Согласно одному выполнению ходовой винт 25 расположен в горизонтальной клиновой плите 26, размещенной с возможностью перестановки по высоте в кронштейне 17. Клиновая плита 26 расположена на клиновой подставке 27 установленной на кронштейне 17 с возможностью перестановки в горизонтальном направлении, так что при смещении клиновой подставки 27 клиновая плита 2б смещается параллельно самой себе вверх или вниз.

На верхнем конце ходового винта 25 закреплено зубчатое колесо 28, входящее в зацепление с шестерней 29, расположенной на клиновой плите 26 и жестко связана с храповым колесом 30, взаимодействующим с защел кой 31, связанной со штоком гидрав- ; лического {пневматического) цилиндра 32, поршень которого подпружинен пружиной 33 в направлении, противоположном работе храпового колеса 30. Полость цилиндра 32 на противоположной храповому колесу 30 стороне соединена трубопроводом 3 с источником давления (не показан). Поворот храпового колеса 30 на один зуб и тем самым поворот ходового винта 25 производят цилиндром 35.

Для перемещения клиновой плиты 26 предусмотрен цилиндр 35 двойного действия, обе полости которого соединены трубопроводами 36 или 37 и посредством соленоидных клапанов 38 или 39 с насосом Q. Соленоидные клапаны 38 и 39 электрически связаны с блоком 1 управления и распределительным щитом . .

На клиновой плите 26 расположен датчик перемещения, взаимодействующий с кронштейном 17 шлифовальной бабки 18 и точно так же соединенный с блоком управления. При каждой пере становке клиновой плиты 2б по высоте относительно кронштейна 17 шлифовальной бабки датчик перемещения подает

соответствующий сигнал в блок управления.

На клиновой плите 26 закреплена вертикальная штанга k, вертикально направляемая на кронштейне 17 шлифовальной бабки 18 с возможностью перестановки по высоте. На штанге 3 закреплена зубчатая рейка 23.Согласно второму выполнению привода дополнительного перемещения ходовой винт 25 закреплен непосредственно в кронштейне 17 шлифовальной бабки 18 таким образом, что он может перемещаться по высоте только вместе с ним. На верхнем конце ходового винта 25 закреплена червячная пара червяк которой закреплен на валу шагового двигателя 45 и может быть соединен через муфту 46 сцепления с дргим червяком +7. Последний входит в зацепление с червячным колесом 8, закрепленным на ходовом винте 9, расположенном неподвижно в осевом направлении на кронштейне 17 шлифовальной бабки 18. Ходовой винт k может ввинчиваться в выполненную на зубчатой рейке 23 внутреннюю резьбу, с тем, чтобы любой поворот ходового винта 49 обуславливал смещение этой зубчатой рейки 23 по высоте

Работа устройства происходит следующим образом (в принципе оба устройства работают одинаково).

Шлифование производят в условиях обката, с единичным делением.

Шлифуемое цилиндрическое зубчатое колесо с эвольвентным профилем закреплено в оправке 8. Когда каретка совершает возвратно-поступательное движение на салазках k, в то время как инструментальная стойка 9 неподвижна, относительно салазок 4, зубчатое колесо 1 совершает движение обката, слагвощееся из поперечного движения каретки 5 и накладывающегося поворота колеса 1 вокруг собственной оси 00. Возвратно-поступательные движения салазок 4 вдоль оси 00 приводят тогда к тому, что стойка 9 совершает возвратно-поступетельные поперечные перемещения на салазках 4 и вследствие этого сообщает колесу 1 посредством обкатных лент 10 дополнительные делительные поворотные движения, накладывающиеся на делительные движения поворота, вызываемые возвратнопоступательными поперечными движениями каретки 5.

В случае обработки косозубого цилиндрического колеса кулису 13 устанавливают под углом, равным углу наклона зубьев с осью 00.

Обусловленное цилиндром 35 перемещение клиновой подставки 27 вправо дает, в свою очередь, движение клиновой плите 2б вниз и в этом движении участвуют ходовой винт 25 и штанга 43 Вследствие этого одновременно движутся шлифовальная бабка 18, а также зубчатая рейка 23 на такой же отрезок вниз, что и клиновая плита 26. Шестерня 22 смещает зубчатую рейку 2 и тем самым все приспособление для правки 19 на такую же величину вниз, чтобы шлифовальная бабка 18 опуска лась. Это опускание является движением подачи, не связанным с правкой шлифовального круга 2 и поэтому смещаю щим активную точку шлифования вниз, к основанию зуба.

Если требуется править шлифовальный круг 2, то посредством цилиндра 32 обусловливается вращение ходового винта 25 и тем самым опускание шлифовальной бабки 18, в котором не принимает участия клиновая плита 2б, а также зубчатая рейка 23. Вследствие этого опускание шлифовальной бабки 18 связано с вращением шестерни 9 вследствие чего последняя перемещает приспособление 19 для правки относительно шлифовальной бабки 18 вниз. При каждом вертикальном перемещении шлифовальной бабки 18, задаваемом только силовым цилиндром 32 и не связанном со смещением клиновой подставки 27, приспособление 19 для правки перемещается на удвоенную величину.

Предлагаемое устройство повышает точность и качество цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем.

Формула изобретения

с

1 . Способ шлифования зубьев цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем в условиях обката с единичным делением тарельчатым кругом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и качества колес, одновременно шлифуют эвольвентный профиль, переходную кривую и дно впадины, для чего шлифовальному кругу .сообщают дополнительное прямолинейное перемещение в направлении дна впадины.

2.Способ по п. 1,отличающ и и с я тем, что перемещение осуществляют в любой фазе движения обката.

3.Способ по п. ,отличающий с я тем, что перемещение осуществляют в конце шлифования эвольвент ного профиля от головки к основанию зуба.

4.С пособ по п. 1, отли чающий с я тем, что перемещение dcyществляют перед окончанием шлифования эвольвентного профиля от головки к основанию зуба и отводят его непосредственно перед началом последующего шлифования противоположного профиля одноименной впадины от основани к головке зуба.

5.Устройство для шлифования зубьев цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным пpoфилe l, включающее кронштейн с установленной на нем с возможностью перемещения от механизма подачи шлифовальной бабкой и размещенным на ней с возможностью перемещения в направлении подачи от регулируемого привода с механической передачей приспособлением для правки,отличающееся тем, что, с целью повышения точности и качества колес, оно снабжено дополнительным приводом прямолинейного перемещения шлифовального круга, установленным на кронштейне и .кинематически связанным с механизмом подачи

и приспособлением для правки, а механическая передача представляет собой шестерню с находящимися в зацеплении с ней двумя зубчатыми рейками, одна из которых закреплена на кронштейне, а другая - на приспособлении для правки.

6.Устройство по п. 5, о т л и чающ. ееся тем , что дополнительный привод кинематически связан с одной из реек.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Басе И.А. Профилирование червячных фрез с использованием ЭЦВМ. Минск, Наука и техника, 197,

с. 70-90.

2.Станок мод. SD -32-Х. Каталог фирмы МААС, с. 3,9. фиг. 10, П.

гcziaaa

Vгт

4

3 J/ J J7

Фиг.

оа

3S

Г

}9

1Н -36

J5

/7

Похожие патенты SU925242A3

название год авторы номер документа
Способ шлифования зубчатых колес и станок для его осуществления 1978
  • Даниель Альберт Фивиан
SU880244A3
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1994
  • Беляев А.И.
  • Сирицын А.И.
  • Лобанов Н.А.
  • Сирицын Д.А.
RU2074794C1
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС 1997
  • Беляев А.И.
  • Сирицын А.И.
  • Широких Э.В.
  • Сирицын Д.А.
RU2123915C1
Устройство для шлифования бочки валка 1977
  • Франческо Котта Рамузино
SU917687A3
ЧЕРВЯЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ 1998
  • Настасенко Валентин Алексеевич
RU2169061C2
Резьбошлифовальный станок Ткачика 1990
  • Ткачик Николай Григорьевич
  • Туцкий Петр Иванович
SU1754358A1
СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С МОДИФИЦИРОВАННЫМ ПРОФИЛЕМ 2003
  • Седов Борис Евгеньевич
  • Романов Виталий Борисович
RU2301725C2
Способ шлифования эвольвентных профилей цилиндрических зубчатых колес и станок для его осуществления 1985
  • Герд Роберт Зоммер
SU1574163A3
Автомат для вышлифовки винтовых поверхностей и заточки зубьев на цилиндрической поверхности и торце концевого инструмента 1984
  • Шаров Алегр Алексеевич
  • Баринов Валентин Иванович
  • Горелышев Кирилл Николаевич
  • Седова Клавдия Васильевна
  • Селищев Евгений Максимович
  • Дроздова Лариса Петровна
SU1172678A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Настасенко Валентин Алексеевич
  • Бабий Михаил Владимирович
RU2450905C2

Иллюстрации к изобретению SU 925 242 A3

Реферат патента 1982 года Способ шлифования зубьев цилиндрических зубчатых колес и устройство для его осуществления

Формула изобретения SU 925 242 A3

SU 925 242 A3

Авторы

Петер Блох

Хансйерг Бикель

Даты

1982-04-30Публикация

1980-06-19Подача