Изобретение относится к устройствам для автоматического изменения угла опережения впрыска топлива в топливных насосах двигателей внутреннего сгорания. Такие устройства обеспечивают автома тическое регулирование момента начала подачи топлива в камеру сгорания двигателя в соответствии со скоростным режимом его работы. В этих устройствах для углового смещения кулачкового .вала топливного насоса относительно вала его привода используется радиальное перемещение двух симметричных инерционных гру зов. Известны муфты изменения угла опережения впрыска топлива, содержащие ведущую и ведомую полумуфты, центробежньте грузы, поджимные пружины и коромьгсла, причем, центробежные грузы размещены в одной из полумуфт с возможностью радиального перемещения и связаны пружинами, которые соединены с . коромыслами, установленными у периферии грузов 1 При таком выполнении как в исходном, v так и при любгал промежуточном положении обоих грузов на них действуют приложенные в акбиальной плоскости расположения их центров тяжести равные между собой две суммарные силы поджимных пружин, что обеспечиваетСтабильную характеристику работы муфты, при неравных xapaKTep icTmcax двух (или четЫретО поджимных пружин. Однако эта муфта имеет недостатки, заключающиеся в том, что она не имеет регулировок предела и величины регулируемого угла, а также и предварительного натяга поджимных пружин. Иэ-за отсутствия регулировки предварительного натяга поджимных пружин технологически трудно с достаточной точностью обеспечить требуемое начало работы муфты опережения впрыска топлива при требуемой частоте воащения двигателя внутреннего сгорания. Из-за отсутствия регулировок преде- ла и величины регулируемого угла исключается возможность использования одной конструкции унифишфованной муфты на ряде 2-х, 4-х и 8 цилинаровых двигателей и их модификациях с разной номинал ной частотой вращения и номинальной мощ ностью, имеющих разные углы опережения 4прыска топлива. Указанные недостатки, в свою очередь, вызывают усложнение конструкции и технологии изготовления в процессе производства {Зяда двигателей усложняется также и их эксплуатация, вследствие увеличенной номенклатуры запасных частей. Таким образом, конструкция известной муфты не обеспечивает ее широкую применяемость при производстве двигателей внутреннего сгорания с различшлм ЧИСЛОМ цилиндров и разными скоростными и мощностными номинальными показателями. Цель изобретения - расширение области применения муфты изменения угла oneрежения впрыска топлива на двигателях внутреннего сгорания с разной величиной регулируемого угла опережения впрыска топлива и различной частотой вращения их коленчатого вала. Указанная цель достигается тем, что муфта дополнительно содержит промежуточные регулировочные элементы, размещенные между коромыслами и центр бежными грузами. Муфта дополнительно содержит дистанционные элементы, а грузы выполнены со сквозными радиальными отверстиями, причем, регулировочные элементы выполнены в виде винтов и размещены в отверс тиях грузов с наружной стороны, а диетан пионные элементы расположены в тех же о.тверстиях с внутренней стороны. Коромысло может быть выполнено с углублением, а регулировочный винт - с выступом взаимоде ствующим с углублением. Коромысло может найти выступ, а рег лировочный элемент - углебление, взаимо действующее с выступом, взаимодействую-45 вых
щим с углублением.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2. 50
Муфта содержит расположенные соосно две полумуфты 1 и 2, ведущую, имеющую привод от коленчатого вала двигателя, и ведомую, связанную с кулачковым валом топливногочасоса (не показано). Муфта 55 имеет установленные с возможностью радиального перемещения Ш1Я сегмейтовидных центробежных груза 3, связанных
ными мощностными показателями и разной номинальной частотой вращения и имеющими различные как общий угол опережен ш впрыска, так и величину регулируемого угла опережения, обеспечивается установкой в разных комплектах муфт между каждым грузом 3 и втулочной частью 10 одной из полумуфт дополнительных съейных регулировочных элементов 11, имеющих в разных комплектах разную радиальную высоту.
Исключение из комплекта муфты этих съемных регулировочных элементов 11 между собой .по меньщей мере двумя подпружиненными пружинами 4, объединенными посредством двух опор, выполненных в виде коромысла 5 и охватывающих грузы 3 с периферий. Между коромыслом 5 и каждым центробежным грузом 3 размещен по меньшей мере один внешний промежуточный регулировочный элемент 6, выполненный в виде винта, имеющего на . внешнем торце выступ 7, контактирующий с углублением 8, выполненным .на внутренней поверхности коромысла 5. Регулировочный элемент 6 установлен с периферийной стороны сквозного радиального отверстия 9, выполненного в каждом центробежном грузе 3. С противоположной / стороны сквозного радиального отверстия в грузе 3 у втулочной части 10 установлен дополнительный внутренний съемный регулировочный дисташхиЬнный элемент 11, который в разных комплектах Муфт может быть выполнен с разной ра диальной толщиной или вообще отсутствовать. Полумуфты 1 и 2 связаны между собой с возможностью углового смещения одна относительно другой посредством размещенных в наклонных пазах 12 каждого груза 3 поворотных опорных вкладышей 13, установленных на продольньтх пальцах 14, жестко посаженных во 15. каждой полумуфты. Периферийный ход центробежных грузов ограничивается жестко соединенным с одной из полумуфт ободом 16. Для предотвращения осевого смещения полумуфты 1 относительно полумуфты 2 на ее втулочной части 1О установлено замкнутое кольцо 17 и промежуточное регулироЬочное кольцо 18. Муфта снабжена набором комплектов съемных регулировочных элементов разной .радиальной толщиной этих элементов в каждом комплекте. Широкая применяемость предложенной муфты на 2-х, 4-X, Ь-ти и 8-цш1ИНДродвигателях и их модификациях с разили установка их с опреаелениой конкретной высотой изменяет ход грузов 3 да№ной му4№ы, а. следовательно, и величину регулируемого угла опережения впрыска.
Изменение предварительного натяга 5 поджимных пружин 4 осуществляется изменением глубины установки в радиальном отверстии 9 каждого груза 3 регулировочного элемента 6, на внешний торец которого опирается коромысло 5, О объединяющее эти поджимные пружины 4.
Муфта работает следуюштол образом.
Для обеспечения наивыгоднейших условий пуска двигателя на малой, пус- . КОБОЙ частоте вращения установлено15
оптимальное опережение впрыска топлива, при этом полуМуфты 1 и 2 неподвижны одна относительно другой, а центробежные грузы 3, поджатые поджимными пружинами 4, удерМсиваются в исходном 20 положении неподвижно относительно полумуфт 1 ., После запуска двигателя частота вращения его коленчатого ваЛа возрастает до заданной величины, для которой существует рптимальньш угол опережения впрыска топлива, увеличивающийся вместе с увеличением частоты -вращения коленчатого вала двигателя.
При возрастании .частоты вращения под действием центробежных сил грузы 3 совместно с коромыслами 5 и обоими регулировочными элементами 6 и 11, преодолевая сопротивление пружин 4 и сил сопротивления топливного насоса, перемещаются к периферии до упора в 35 обод 16 полумуфты 2. При этом опорные поворотные вкладыши 13 скользят в наклонных пазах 12 грузов 3, одновременно поворачиваясь на продольных паль-. цах .14 полумуфт 1 и 2. Вследствие того,40 что п&зы 12 грузов 3 выполнены под углом к продольной плоскости, проходят щей через пальцы 14 полумуфт 1 и 2, рри движении грузов 3 к периферии ведомая полумуфта 2 смещается относи- 45 тельно ведущей полумуфты 1 в сторону . вращения на дополнительный угол, в результате чего с увеличением хода груза к периферии общий угол опережения,автоматически увеличивается.50
При уменьшении частоты вращения центробежная сила грузов уменьшается, при этом поджимные пружины 4 смещают грузы 3 к оси вращения, а ведомая пору- муфта 2 поворачивается относительно- ве- 55 дущей полумуфгы 1 в обратном направлении, в результате чего автоматически
тленьшается общий угол опережеш1Я впрыска топлива.
Такое выполнение позволяет изготавливать унифицированную муфту 1Ш одной технологической линии и использсжать ее на двигателях с разным общим углом опережения впрыска топлива, а также разной величиной регулируемого угла в ряду 2-х, 4-х, 6-ти и 8-цилиндровых двигателей семейства. Сокращение номенклатуры муфт и запчастей к ним одновременно упрощает эксплуатацию двигателей.
Таким образом, изобретение позволяет расширить область применения муфты оп режения впрыска.
Формула изобретения
1.Муфта изменения угла опережения впрыска топлива, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, центробежные грузы, поджимные пружины и коромысла, причем
центробежнь1е грузы размещены в одной из полумуфт с возможностью радиального перемещения и связаны пружинами, которые соединены с коромыслами, устЬнов- ленными у периферии грузов, отличающаяся тем, что, с целью расширеНИН области прим.енения, дополнительно содержит промежуточные регулировочные элементы, размещенные между коромыслами и центробежными грузами.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит дистанционные элементы, а грузы выполнены со сквозными радиальными отверстиями, пр.ичем-регулировочные элементы выполнены в виде винтов и размещены в отверстиях грузов с наружной стороны, а дистанционные элементы расположены -в тех же отверстиях с внутренней стороны , i
3.Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что коромысло выполне нЬ с углублением, .а регулировочный - с выступом, взаимодействующим с углублением.
4.Муфта по пп. 1 и 2, отличающая .с я тем, что коромысло имеет выступ, а регулировочный элемент углебление, взаимодействующее с. выступом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 365О125, кл. 64-25, опублик. 978.
ui.2
П /J .З
Авторы
Даты
1982-05-15—Публикация
1980-09-08—Подача