(5) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА Изобретение относится к получению моторного топлива (бензина, дизельного топлива г газо-турбинного топлива) из прибалтийских сланцев и мо жет найти применение в нефтяной, сланцеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Известен способ получения моторны топлив из сланцев путем их полукоксования в генераторах 1. однако основным жидким продуктом в данном способе является смола, а выход бензиновой и дизельной фракций низок и составляет в среднем на органическую массу сланца Суммарный выход смолы составляет не более 60, к тому же она загрязне минеральной частью, твердыми коксообразными продуктами. Кроме того, для генераторов нужен кусковой еланец, а при современных методах добы получается до 80% сланцевой мелочи. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ получения моторного топлива путем термического а заимодействия сланца с растворителем при АОО-430°С, давлении 30-50 ат и соотношении сланец: растворитель 1:1, 3:2,0. Полученные дистилляты отделяют от зольного экстрак« та и коксуют последний. При зтом кокс отделяют от жидких продуктов. При термическом растворении степень ожижения органической массы сланцасоставляет 85-90, выход бензИ ювой фракции , газообразование 6,67,3 на органическую массу сланца .OMC. При коксовании дополнительный выход бензиновой фракции не npe-i вышает 4,2-6,8%, дизельной фракции 2,2-4,2;, газо-турбиннного топлива 11,8-21,8,а газообразование составляет 7,7-8,9% на ОМС. Бензиновые и дизельные фракции подвергают гидроочистке, в результате которой получают бензин А-72 и дизельное топливо марки ДЛ 23.
39
Недостатками этого способа являются низкий выход моторных топлив, который составляет 5-55% и значительное коксо- и газообразование (соответственно 2,3-28 и 15-16,5%) которые являются нежелательными продуктами процесса.
Цель изобретения - увеличение выхода моторного топлива и уменьшение образования побочных продуктов.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения моторного топлива путем термического взаимодействия сланца с растворителем с последующим отделением полученных дистиллятов от зольного экстракта, коксованием последнего, отделением полученного при этом кокса от жидких продуктов и их гидроочисткой, термическое взаимодействие сланцев с растворителем и коксование зольного продукта ведут в присутствии полидиметилсилоксана с вязкостью 1-10 Ст при , взятого в количестве 0,01-0,2 в расчете на продукт термического взаимодействия
Сырьем для получения моторного топлива служит рядовой или обогащенный прибалтийский горючий сланец Рядовой сла.:ец,: А 47,06;
(С01рс1Гн 13,3; W« 0,77; 1,94; С 80,12; Н 9.03. Обогащенный кероген-70, Z: Wj 0.8 А 26,6; (С07ет„ 3,8 5о6щ 2,08; ,73; 9,43.
Процесс термического растворения проводят или в автоклаве, или на непрерывно-действующей установке с объемом реактора 3л.
Режим термического растворения сланца в автоклаве.
Температура ОО-АЗО С, соотношени сланец: растворитель 1:1 ,3:2,0,время выхода на режим 2 ч, время растворения 8-10 мин.
Режим термического растворения на непрерывно-действующей установке.
Давление ат, температура 400-430°С, соотношение сланец: растворитель 1:1,3 : 2,10, время нахождения пасты в реакторе 5-20 мин.
В качестве пастообразователя служит фракция генераторной смолы или регенерированный растворитель. Характеристика фракции с т.кип. 220340 С; .njo 1,5540; 0,992 г/ /см ; вязкость, сПз при 45,4;
964
при 9,65; элементный состав,: С 82,4; Н 9,4; S 0,64; N 0,55; содержание 0,1%, температура вспышки , температура застывания 20°.
Суммарный продукт термического растворения, содержащий в своем составе нерастворившуюся органическую массу сланца и его минеральную часть,
дистиллируют с отбором бензина, фракций регенерированного растворителя UOO-300°C), а остаток (продукт с т.кип. ЗРО°С) подвергают коксованию. При коксовании получают газ
5 разложения, воду, бензин разложения, регенерированный растворитель и высококйпящие дистилляты (300-500°С, В остатке получают кокс и минеральную часть сланца.
Гидроочистку бензиновых фракций (фракция термическогорастворения + + фракция коксования) проводят в две ступени под давлением 100 ат,объемной скорости 1,5 , подачи Hij на
5 1 кг сырья 400 л. 1 ступень - катализатор ч M1S (WS, - 20 от общего объема катализатора), температура 350. 2 ступень - катализатор - ( 80% от общего объема катализатора), температура 420°С.
Бензин получают марки А-72. Гидроочистку дизельных фракций проводят в тех же условиях, что гидроочистку бензиновых дистиллятов,но во 2-й ступени применяют в качестве катализатора NiS - и температуру . В результате гидроочистки получают дизельное топливо
0 марки летнее .
Пример. В 2-х литровый вращающийся автоклав загружают пасту , приготовленную смещением керогена70 и сланцевого дистиллята из Кохтла-Ярве (.565 г) и полидиметилсилоксан с вязкостью 1,0 Ст в количестве 0,15% на пасту. Термическое растворение проводят при 415°С в течение 10 мин. Время нагрева автоклава 2ч.
После окончания опыта из автоклава через газовые часы выпускают газ (4,5% ), состав которого анализируют хроматографически. Состав газа,об..%: Hij S- 28,1; .б; СО 2,9; 5 ,1; СпН,„.46,3.
Образовавшиеся при растворении жидкие и твердые продукт 1 выгружают из автоклава и подвергают дистилляции. Отбирают воду термического растворе ния (i,0), бензин (21,5%). Фракции регенерированного растворителя (т.кип. 200-300°С), а в остатке остается зольный экстракт ( продукт с т.кип. 300°С), идущий на коксование.
При коксовании экстракта при получают дополнительно газа 3,8 на ОМС, воды разложения 1,2%, бензина 2,6%,фракций дизельного топлива (200350 С) 8 и фракций газо-турбинного топлива (350-500 С) 39,8 и в остатке получают зольный кокс в количестве Н.б на органическую массу сланЦа.
Сырая бензиновая фракция термического растворителя содержит 3,6% фенолов, имеет плотность 0,7бб7 r/ci Групповой составД: непредельные угле водороды- 15,3, ароматические углеводороды 21,t, нафтены 28,9, парафины 3,7. Сырая бензиновая фракция, полученная при коксовании, имеет плотность 0,8053, содержит 9,6% фенолов.
Регенерат-растворитель (.200ЗЗО С) содержит фенолов 26,3%, плотность его О,9667 г/см.
В табл . 1 приведены показатели процесса гидроочистки дистиллатных фракций.
При гидроочистке бензиновой фракции получают бензин А-72 с выходом 98,5% на пропущенную сырую бензиновую фракцию.Бензин А-72: йодное число 1,; содержание серы 0,,октановое число 72 (табл.О. При гидроочистке дизельной фракции получают бензина П,0%, дизельного топлива 8,9%. Дизельное топливо летнее ; йодное число 13,0; содержание серы 0,18; цетановое число 50 (табл.1).
Примеры 2-5 проводят аналогично.
В табл.2 показан выход продуктов на стадиях термического. растворения сланцев в автоклаве,VOKCOвания и гидроочистки. .
В табл.3 приведены результаты опытов по выходу продуктов на стадиях термического растворения на непрерывно-действующей установке, коксования и гидроочистки.
Таким образом, введение в сланцемасляную пасту на стадии термического растворения 0,01-0,2 вес.% полидиметилсилоксана (ПМС ) с вязкостью 1-10 Ст при 20°С и проведение коксования в присутствии указанного количества ПМС позволяет улучшить в целом технико-экономические показатели процесса, направленного на получение а качестве целевых продуктов моторных топлив.
Так, суммарный выход моторного топлива возрастает с 5-50 до $0-68% при снижении количества таких побочных продуктов как газ с 15-18 до 7 10% и кокса с до 16-18%.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРМОХИМИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ И ГУМИТОВ | 2004 |
|
RU2285716C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ | 1994 |
|
RU2057786C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ДИСТАЛЛЯТОВ | 1994 |
|
RU2076891C1 |
СПОСОБ ТЕРМОХИМИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2005 |
|
RU2288940C1 |
Способ получения сланцевого битума | 1979 |
|
SU910724A1 |
Способ получения беззольных высококипящих жидких продуктов из сланцев | 1985 |
|
SU1268602A1 |
Способ получения сланцевого битума | 1979 |
|
SU825583A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ | 1998 |
|
RU2128207C1 |
Способ получения сланцевого битума | 1985 |
|
SU1281584A1 |
Способ получения сланцевого битума | 1985 |
|
SU1268599A1 |
- 0,6 V2,l«
Бензиновая 98,2 Дизельная 11,0 ,9 2,2 2,3 0,7
1,2 I, 0,0 72/1,1 13,0 0,18 -/50
(Ti
in
es
-3- OO
OO vO fMo
CM
-aCM
о r
T
0
f rvO
er
r
oo
О
l
r
«- OO
T-
vn -«M
CNt
xC
o
) О
vO
о СЧrvl
vO
OO
0Л
-a1Л
о
«ч
ъ
k
1Л
1
NX
00
ir C4
vO
00
00
x
CM
. -avO
.r
if
00
1Л
OO
fr
CT%
CM M
1Л
Сч|CM
.
ejo О z:
X о
Ш ID О
S f3X X
5§
ffl O.
о с
11
12 Таблица 3
13
Показатели
Суммарный выход продуктов на ОМС,%:
газ бензик
Формула изобретения
Способ получения моторного топлива путем термического взаимодействия сланцев с растворителем с последующим отделением полученных дистиллятов от зольного экстракта, коксованием последнего, отделением полученного при этом кокса от жидких продуктов и их гидроочйсткой, отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода целевого продукта и уменьшения образования побочных продуктов, термическое
9 1396Т
Продолжение табл.3
Керогем-70
11,31 10.55 18,05 18, 33,37 25, 17.58 23.39
взаимодействие сланцев с растворителем и коксование зольного экстракта ведут в присутствии полидиметилсилоксана с вязкостью 1-10 От при 20°С .взятого в количестве 0,01-0.2 в расчете на продукт термического взаимодействия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1980-06-27—Подача