и на штоке регулятора зазора, упор закреплен в корпусе, а каждый из нажимных дисков в месте шарниртюго соединения диска и двуплечего рычага выполнены с осевыми выступами, расположенными с возможностью последовател ного взаимодействия с упором, а регулятор зазора установлен в плоскости, параллельной плоскости нажимных дисков. При этом один из нажимных дисков вьшолнен с осевым колыхевым ступенчатым выступом, а другой - с осевым гнездом, в котором помещен указанный выступ; рабсчая камера гидроцилиндра образована боковой поверхностью гнезда боковой поверхностью последней ступени выступа и смежными торцами первой сту пени выступа и гнезда. На фиг. 1 представлен тормоз, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 узел I на фиг. 2. Дисковый гормоа с усилителями соде жит корпус 1, тормозной вал 2 колеса транспортного средства (не показано); в коппусе 1 выполнены тормозные повер;.ности 3 и 4, между которыми расположены Вращаемые фрикционные диски 5, установленные на валу 2 с ВОСЗУЕОЖностью осевого перемещения. Усилитель дискового тормоза вьтолнен в виде двух нажимных дисков 6 и 7 установленных между фрикционными дисками 5 и шариками 8, расположенных в канавках 9 переменной глубины. Нажи ные диски 6 и 7 центрируются на отсто ящих под УГЛОМ друг от друга центриру ющих буртиках 10, выполненных в корпу се 1. Гнездо 11 в нажимном диске 7 и ступенчатый выступ 12 в нажимном диске 6 образуют кольцевой гидроцилин Боковые поверхности 13 и 14, а также торцы гнезда 11 и ступенчатого выступа 12 образуют рабочую камеру гидроцилиндра. Тормозная жидкость в гидроцилиндр подается через отверстие 15. На нажимном диске 6 вьшолнен радиаль ный выступ 16, в корпусе смонтирован упор 17, а на нажимном диске 7 выпол нен выступ 18. Между нажимными дисками 6 и 7 расположены возвратные пружины 19. Тормоз содержит также т елее коп и чес ки% авторегулятор 2 О зазо ра, состоящий из телескопического узла 21, соединительных элементов 22 и 23 связывающих телескопический узел 21 с двyплeчт то рычагами 24 и 25, которые пальцами 16 и 18, 26 и 27 связа ны с выступами нажимных дисков 6 и 7. Телескопический узел состоит из гильзы 28, соединенной с элементом 22, и штока 29, расположенного в гильзе 28 и связанного с элементом 23. Гильза 28 выполнена с внутренней радиальной канавкой 30, в которой перемещается разрезное кольцо 31, упирающееся в ток 29. Каждый двуплечий рычаг 24 к 25 Выполнены с упорами 32 и 33 соответственно. Рычаги 24 и 25 подпружинены каждый соответственно к нажимным дискам 6 и 7. Рычаг 24 подпружинен пружиной 34, надетой на плечо 35 и закрепленной на нажимном диске 6 на выступе 36. Рычаг 25 установлен аналогично (не показано), на нем вьшолнен выступ 37; На рычаге 24 вьшолнен выступ 38. Устройство работает следующим образом. При подаче тормозной жидкости в рабочую камеру гидроцилиндра нажимные диски 6 и 7, перемешаясь в осевом и угловом направлении, захватывают фрикционные диски 5, перемещая их в направлении к поверхностям 3 и 4. Затем нажимные диски 6 и 7 движутся только в угловом направлении, пока один из них не остановится, зацепившись выступом, например 16, с упором 17, который действует как стопор. Другой нажимной диск, например 7, обеспечивает своим угловым перемещением серводействие усилителя посредством щариков 8, перемещагацихся в канавках 9 переменной глубины. При вращении в обратном направлении серводействие обеспечивает угловое перемещение другого нажимного диска, например 7. Возвратные пружины 19 отводят нажимные диски в исходное положение. Разрезное кольцо 31 образует со щтоком 29 муфту свободного хода, которое при перемещении последнего относительно гильзы 28 увеличивает - длину телескопического узла 21. Рабочий зазор тормоза определяется длиной радиальной канавки 30. При отсутствии регулировки рабочего зазора кольцо 31 перемещается в пределах длины канавки 30. При необходимости регулировки рабочего зазора (при износе фрикционных накладок) телескопический узел 21 удлиняется. Возвратная пружина 19 перемещает нажимной диск 6 ИЛИ 7, обеспечивакщий серводей.ствие. Телескопический узел 21 не подвергается нагрузкам от привода и обеспечивает тпшгь упор нажимных дисков 6 и 7.
Если усилие между выступами 18 и 16 нажимных дисков 6 или 7 и упором 17 превышает заданную нагрузку на пру- жине 34, рычаги 24 или 25 будут поворачиваться относительно соответственно нажимных дисков 6 или 7 вокруг пальцев 26 или 27, и соответствующие упоры 32 и 33 будут перемещаться от выступов 16 или 18. Когда усилие, возникающее между рычагом 25 и упором 1.7, достаточно для преодоления усилия ца пружине 34, рычаг 25 будет дальше перемещаться в угловом направлении относительно пальца 27 с упором 33, и выступ 18 войдет во взаимодействие с упором 17. Это перемещение приведет к уменьшению длины телескопического узла 21 за счет перемещения разрезного кольца 31 в канавке 30. Дальнейшая регулировка поэтому проведена бьггь не может.
Усилие на пружине 34 выбирается соответственно усилию торможения.
Поскольку нажимные диски 6 и 7 работают в равных условиях при изменении направления вращения, регулятор остается нечувствительным к нагрузке в любом режиме.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность работы .тормоза за счет снижения на регулятор зазора динамических нагрузок, возникающих при работе тормоза, и полностью исключить нагрузки на регулятор при включении в работу гидропривода, поскольку изменение длины телескопического узла происходит только при относительном угловом перемещении нажимных дисков. Формула изобретения
1, Дисковый тормоз с усилителем, содержащий установленные в корпусе с
возможностью углового перемещения и осевого перемещения по неподвижным центрирующим буртикам два нажимных диска с фрикционными накладками, расположенные между ними в канавках переменной глубины шарики, гидропривод, содержащий гидроцилиндр, а также телескопический регулятор зазора, состоящий из гильзы, установленного в ней с возможностью фиксированного осевого перемещения Щтока, и связанный с нажим.ными дисками, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности работы путем более равномерного распределения нагрузки между элементами регулятора зазора и нажимными дисками, он снабжен упором и двумя двуплечими рычагами, подпружиненными к нажимным дискам и закрепленными на них каждый одним из своих плеч, при этом другим свободным плечом один из рычагов шарнирно закреплен на гильзе, а другой - на штоке регулятора зазора, упор закреплен в корпусе, а каждый из нажимных дисков в месте шарнирного соединения диска и двуплечего рычага вьшолнены с осевыми выступами, расположенными с возможностью взаимодействия с упором, а регулятор зазора установлен в плоскости, параллельной плоскости нажимных дисков.
2. Тормоз non.lj отлич а ющ и и с я тем, что один из нажимных дисков вьшолнен с осевым кольцевым ступенчатым выступом, а другой - с осевым гнездом, в котором помещен указанный выступ, при этом рабочая камер гидроцилиндра образована боковой поверхностью одной из ступеней выступа и смежными торцами ответной ступени выступа и гнезда.
Источники информации, принятые во внимание при экспе|угчзе
1. Патент США № 2595859, Кл. 188-71.3, 1953 (прототип).
фуг, 2
f гд 30
28
ЕО
ф1/г. J
j/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВОЙ СЕРВОТОРМОЗ | 1973 |
|
SU400122A1 |
Дисковый тормоз | 1979 |
|
SU859713A1 |
Дисковый тормоз | 1986 |
|
SU1350404A1 |
Барабанный тормоз | 1970 |
|
SU735188A3 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ | 1967 |
|
SU216399A1 |
Ступица колеса со встроенным тормозом | 1983 |
|
SU1419513A3 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
Дисковый тормоз | 1981 |
|
SU964307A1 |
РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА ДЛЯ ТОРМОЗОВ | 1968 |
|
SU213487A1 |
Электромагнитный фрикционный многодисковый тормоз | 1990 |
|
SU1776894A1 |
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1979-11-14—Подача