Устройство для управления электродвигателем переменного тока в следящем режиме Советский патент 1982 года по МПК H02P7/42 H02P5/34 

Описание патента на изобретение SU944047A1

(5) УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В СЛЕДЯЩЕМ РЕЖИМЕ

Похожие патенты SU944047A1

название год авторы номер документа
Частотно-регулируемый электропривод 1989
  • Панкратов Владимир Вячеславович
SU1798884A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Дмитриев Светослав Павлович
RU2020724C1
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1985
  • Уткин Вадим Иванович
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Костылева Наталья Евгеньевна
  • Шустов Александр Борисович
  • Брейтер Борис Захарович
  • Спивак Леонид Моисеевич
SU1283929A1
Способ управления асинхронным электроприводом и устройство для его осуществления 1984
  • Мищенко Владислав Алексеевич
SU1458962A1
Электропривод переменного тока 1984
  • Зайцев Александр Иванович
  • Тихомиров Владимир Анатольевич
  • Бурда Евгений Мордкович
SU1197032A1
Частотно-управляемый асинхронный электропривод 1984
  • Тихомиров Владимир Анатольевич
  • Зайцев Александр Иванович
  • Репин Валерий Юрьевич
SU1290464A1
Электропривод переменного тока 1988
  • Кашканов Виктор Васильевич
  • Якомаскин Павел Тимофеевич
  • Шаврин Павел Аркадьевич
SU1577060A1
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УГЛА В КОД ДЛЯ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОМЕХАНОТРОНИКИ 1994
  • Фадеев Б.Е.
  • Афанасьев С.З.
  • Воронов М.С.
RU2094945C1
Устройство для управления электродвигателем 1987
  • Берестов Вячеслав Михайлович
  • Богдашев Александр Витальевич
  • Боченков Борис Михайлович
  • Каплун Марк Соломонович
  • Нечаев Станислав Владимирович
  • Рояк Семен Львович
  • Смоляр Леонид Васильевич
SU1633475A1
Частотно-регулируемый электропривод 1986
  • Соседка Вилий Лукич
  • Верник Владимир Борисович
  • Пружанский Давид Исаакович
  • Курлов Георгий Константинович
SU1453574A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления электродвигателем переменного тока в следящем режиме

Формула изобретения SU 944 047 A1

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в управляемом электроприводе на базе короткозамкнутого асинхронного и синхронного двигателей, применяемом в отраслях народного хозяйства, где требуется высокая точность воспроизведения заданных параметров управления, в частности, в станках с числовым программным управлением.JQ

Известно устройство для управления асинхронным двигателем, содержащее координатный преобразователь, связанный через узлы с релейными характеристиками с преобразователем энергии ts на ключевых элементах, который подключен к обмоткам асинхронного двигателя Cl .

Недостаток этого устройства состоит в низкой точности воспроизведения 20 заданного движения, что определяется низкой точностью используемых датчиков и сложностью аналоговых координатных преобоаяпчаний.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для управления электродвигателем переменного тока в следящем режиме, в котором реализуются скользящие режимы. Это устройство содержит два формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производ ных, датчик фазных составляющих потокосцепления ротора, подключенный к первой группе входов координатного преобразователя, выход которого связан через преобразователь числа фаз и блок (}юрмирователей релейных сигналов с входом преобразователя энергии на ключевых элементах, выход которого связан с обмотками статора асинхронного электродв1 гателя, два узла с нелинейными характеристиками типа гистерезис, вход каждого из которых подключен к выходу одного из ({юрмирователей сигнала комбинации ошибки-управления и ее производных, а выходы подключены к второй группе 39 входов координатного прёобразователя fZJ. Это устройство принципиально може обеспечить высокую точность управления, однако в промышленных условиях эту точность реализовать не удается по следующим причинам: непосредствен ное измерение фазных составляющих потокосцепления ротора ограничивается значительной температурной нестабильностью датчиков и сложностью их встройки в двигатель, широкое применение импульсных датчиков положения приводит к необходимости осущест влять коррекцию формирователя сигнал линейной комбинации ошибки по положа Нию и ее производных при помощи сигнала о моменте двигателя, который в этом устройстве не формируется. Kp того, указанное устройство имеет схему формирования команд управления, содержащую аналоговый координат ный преобразователь и аналоговый пре образователь числа фаз. Все это снижает точность и надежность устройства и ограничивает область его применения. Цель изобретения - повышение точности и надежности управления электродвигателями переменного тока. Указанная цель достигается9тем, что в устроиство для управления элек родвигателем переменного тока в следящем режиме, содержащее преобразователь энергии на ключевых элементах импульсный датчик положения ротора, два формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, выходы которых соеди нены с входами двух узлов с нелинейными характеристиками типа гистерезис, выходы которых подключены к соответствующим входам логического формирователя команд управления, а выход последнего подключена управля ющему входу преобразователя энергии

на ключевых элементах, преобразователь координат, введены датчик фазных токов статора, преобразователь аналог-частота, два реверсивных счетчика, .постоянный запоминающий блок значений синуса и косинуса угла, причем входы преобразователя координат соединены с выходами датчика токов и выходами постоянного запоминающего блока значений синуса и косинуса угла, а выходы его соединены с входом преобразователя аналог-частота, с входом первого формирователя сигнала

анало -частота, с входом первого формирователя 9 сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных и с одним из входов второго формирователя 10 сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее произ- водных, выход преобразователя k аналог-частота соединен с входом первого реверсивного счетчика 5, выход которого соединен с входом блока Вис соответствующим входом логического формирователя 13 команд управления; выход импульсного датчика 1 положе74инейной комбинации ошибки управления и ее производных и с одним из входов второго формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, выход преобразователя аналог-частота соединен с входом первого реверсивного счетчика, выход первого реверсивного счетмика соединен с входом постоянного запо/«1на1С«цего блока значенийсинуса и косинуса угла и с соответствующим входом логического формирователя команд управления, выход импульсного датчика положения соединен с входами обоих реверсивныхсчетчиков, выход второго реверсивного счетчика через цифро-аналоговый Преобразователь соединен с соответствующим входом второго- формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных. На чертеже представлена блок-схема устройства для управления электродвигателем переменного тока в следя1цем режиме. Устройство содержит импульсный датчик 1 положения ротора, датчик 2 фазных токов статора, преобразователь 3 координат, преобразователь аналог-частота, реверсивные счетчики 5 и 6, цифро-аналоговый преобразователь 7, постоянный запоминающий блок 8 значений синуса и косинуса угла, формирователи 9 и 10 сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, два узла 11 и 12 с нелинейными характеристиками типа гистерезис, логический формирователь 13 команд управления, преобразователь энергии Н на ключевых элементах, при этом входы преобразователя 3 координат соединены с выходами датчика 2 фазных токов и выходами постоянного запоминающего блока 8 значений синуса и косинуса угла, а выходы его соединены с входом преобразователя «

ния ротора соединен с входами обоих реверсивных счетчиков 5 и 6, выход второго реверсивного счетчика 6 через цифро-аналоговый преобразователь 7 соединен с соответствующим вхр дом формирователя 10 сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, выходы формирователей 9 и 10 через узды 11 и 12 соединены с логическим формирователем 13 команд управления.

При управлении асинхронным двигателем устройство работает следующим образом.

j На входы преобразователя 3 координат поступают сигналы о компонентах i , 1л тока статора в неподвижной системе координат от датчика 2 токов и значение синуса и косинуса угла 0ц, вектора потокосцепления ротора с выхода постоянного запоминающего блока 8. На выходах преобразователя 3 .формируются сигналы о компонентах 1,, 1ft тока статора в системе координатj вращающейся синхронно с вектором потокосцепления ротора. Сигнал компоненты ijj- содержащий информацию о ли нейной комбинации потокосцепления ротора и его производной, поступает на вход формирователя 9. На другой вход формирователя 9 поступает сигнал о Заданном потокосцеплении. Сигнал о компоненте in пропорциональной моменту двигателя, поступает на вход преобразователя знало г-частот а и .на корректирующий вход формирователя 10. На выходе преобразователя форми|ауется. последовательность импульсов, частота которых пропорциональна сигналу о компоненте in. Выход датчика 1 положения ротора подключен на соответствующие входы реверсивных счетчиков 5 и 6, на входы которых поступают также сигнал с выхода преобразователя 4 и сигнал о заданном перемещении в соответственно. На выходе реверсивного счетчика 5 формируется код угла положения вектора потокосцепления, который подается на .-вход постоянного запоминающего блока 8 и на соответствующий вход логического формирователя команд управления 13. На выходе реверсивного счетчика 6 формируется сигнал ошибки управления, который через цифро-аналоговый преобразователь 7 поступает на вход формирователя 10. Выходные сигналы формирователей 9 и 10 линейной комбинации ошибки управления и ее производных подаются на входы узлов 11 и 12 с нелинейными характеристиками типа гистерезис, выходы которых подключены к соответствующим входам логического формирователя 13 команд управления. Формирователь вырабатывает релейные сигналы управления клюг, чами преобразователя 14 энергии, который питает двигатель широтно-модулированным напряжением с величиной U(j, таким образом, чтобы в скользящих режимах обеспечивалось равенство нулю сигналов, сформированных в формирователях 9 и 10. В этих режимах изменение во времени регулируемых параметров двигателя не зависит от параметров двигателя и параметров отдельных блоков устройства управления, а определяется изменением во времени заданий на регулируемые параметры, а также коэффициентами, принятыми в линейных комбинациях, ошибок управления и их производных. В случае управления синхронным двигателем преобразователь аналог-частота отключается от входа реверсивного с чет мика 5 что соответствует заданию скольжения, равному нулю. Угол вылета ротора двигателя регулируется изменением сигнала о задании, поступающего на вход формирователя 9. В остальном работа устройства не отличается от ранее рассмотренного случая.

Таким образом, за счет введения в устройство цифро-аналоговой модели асинхронного двигателя удается определить значение ряда параметров двигателя, необходимых для организации скользящего режима, непосредственное изменение которых невозможно производить с высокой точностью. Это позволяет обеспечить высокую точность управления, определяемую в основном, точностью датчиков.

Формула изобретения

Устройство для управления электродвигателем переменного тока в следящем режиме, содержащее преобразователь энергии на ключевых элементах, импульсный датчик положения ротора, двг формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, выходы которых соединены., с входами двух узлов с нелинейными характеристиками типа гистерезис, ;выходы которых подключены к соответствующим входам логического формирова теля команд управления, а выход последнего подключен к управляющему вхо ду преобразователя энергии на ключевых элементах, преобразователь координат, отличающееся reh, что, с мелью повышения точности и надежности устройства, в него введены датчик фазных токов статора, преобразователь анало -частота, два реверсив Hbfx счетчика, постоянный запоминающий блок значений синуса и косинуса угла, причем входы преобразователя координат соединены с выходами датчика фазных токов и выходами постоянного запоминающего блока значений синуса и косинуса угла, а выходы его соединены с входом преобразователя аналогчастота,, с входом первого формирователя сигнала линейной комбинации ошиб ки управления и ее производных и с од ним из второго формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных, выход преобразователя аналог-частота соединен с входом первого реверсивного счетчика, выход первого реверсивного счетчика соединен с входом постоянного запоминающего блока значений синуса и косинуса угла и с соответствующим входом логического формирователя команд управления, выход импульсного датчика положения соединен с входами обоих реверсивных счетчиков, выход второго реверсивного счетчика через цифро-аналоговый преобразователь соединен с соответствующим входом формирователя сигнала линейной комбинации ошибки управления и ее производных. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ № 19tl312, . кл. 21 с 59/36, 1971. 2,Авторское свидетельство СССР № 2А63656, кя. И 02 Р , 1977

SU 944 047 A1

Авторы

Андреев Геннадий Ильич

Городецкий Моисей Самойлович

Изосимов Дмитрий Борисович

Левин Борис Константинович

Лифшиц Яков Маркович

Ратмиров Валерий Аркадьевич

Спивак Леонид Моисеевич

Уткин Вадим Иванович

Даты

1982-07-15Публикация

1980-05-23Подача