Изобретение относится к плотовому лесосплаву и может быть использовано лесосплавными предприяти ями при транспортировке леса, особе но лиственных пород и лиственницы, по водным путям страны. Известен лежневый плот, содержащий установленные в линейки пучки, продольная ось которых перпендикулярна направлению буксировки, при этом пучки скреплены посредством лежней, поперечных счалов и брустве ров 1 . Недостаток известного устройства заключается в его низкой пЬлнодреве ности и в значительном расходе таке лажа. Целью изобретения является повышение полнодревесности, сокращение расхода такелажа и уменьшение его износа. Достигается это тем, что каждый пучок снабжен тяговым бревном, выпо ненным с расположенными у торцов СКВОЗНЫМИ отверстиями, в которые пропущены лежни. Концы лежней в хвосто вой части плота закреплены на последних пучках за бруствер, а в головной части плота снабжены фиксаторами. При этом перед головной частью плота расположен пакет из хлыстов, охватываемый фиксаторами, закрепленными на лежнях. На. фиг. I показан лежневый плот, общий вид; на фиг. 2 - узел крепления лежня в головной части плота в плане; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. - крепление концов лежней в хвостовой части плота. Лежневый плот состоит из нескольких линеек 1 по ширине, сформированных из пучков 2, установленных в определенном порядке перпендикулярно направлению буксировки и соединенных формировочным такелажем. При транспортировке в поедлагаемых плотах лиственных сортиментов и лиственницы пучки из них установлены а первый, повнутри каждой линейки, следний и каждый пятый пучки выполПри сплотке иены из хвойных бревен, внутрь каждого пучка 2 ближе к его верхней части укладывают тяговое бревно 3|. несколько выступающее по своей длине за габариты пучка. На расстоянии 20-30 см от каждого торца тягового бревна 3 выполнены сквозные отверстия, в которые пропущены лежни k из стального каната. При этом диаметр отверстий должен быть больше диаметра применяемых при формировке лежней. В хвостовой части каждой линейки концы каждой пары лежней Ц закреплены на последних пучках линеек за бруствер 5 и соединены такелажным замком 6. В головной части каждой линейки концы лежней k после выхода из отверстия тягового бревна 3 перво го пучка оснащены скользящими фиксаторами 7. охватывают пакет связанных хлыстов 8, расположенных спереди головных пучков, и закреплены на лежнях такелажным замком 6, По ширине плота линейки в двух-трех местах скреплены поперечными счалами 9.. Перед буксировкой концы растяжек 10 буксирного каната зачаливают за концы пакета из связанных хлыстов 8 и производят вытягивание лежней k. При этом тяговые бревна 3 разворачивают таким образом, что их оси ока зываются параллельны уровЦю воды, а пучки 2 за счет сопротивления движению свободно скользят тяговыми бревнами 3 по лежням , уплотняются и сдвигаются к хвостовой Масти пяота. Скользящие фиксаторы 7 сдвигают до упора с тяговым бревном первых пучков, а пакет из связанных хлыстов 8 придвигают вплотную к головным пуч кам, выбирают слабину в лежнях k и снова присоединяют их концы такелажным замком 6. При буксировке на извилистых учас ках пути и во время остановок плота ручки стремятся расплыться и занять первоначальное положение. Фиксаторы 7 и пакет хлыстов 8 не позволяет пуч кам расплыться, и они остаются в таком же сжатом положении, которое они занимают в начале буксировки. Бревна из-под обвязок не выходят и прочност пучков и плота сохраняется. Предлагаемая конструкция плота может служить в качестве секции для транзитных плотов, буксируемых по магистральным рекам. При применении плота предлагаемой конструкции уменьшается расход формировочного такелажа (такелажных замков, заостренных штырей, борткомплект тов, брустверных комплектов и частично лежней); -до минимума уменьшается количество видов формировочного такелажа (в плоту используются только лежни, поперечные счалы и в ограниченном количестве фиксаторы и такелажные замки); -за счет того, что лежни пропущены в отверстия тяговых бревен, они практически не истираются, так как поверхностями трения являются металл и дерево, смоченные водой; -повышается производительность труда на расформировочных работах за счет более быстрого освобождения пучков от лежней; -обеспечивается транспортировка лиственных и лиственничных сортиментов в пучках без хвойного подплава Формула изобретения Лежневый плот, содержащий установленные в линейки пучки, продольная ось которых перпендикулярна направлению буксировки, при этом пучки скреплены посредством лежней поперечных и счалов брустверов, отличающийся тем, что, с целью увеличения полнодревесности плота, сокращения расхода такелажа и уменьшения его износа, каждый пучок снабжен тяговым бревном, выполненным с расположенными у торцов сквозными отверстиями, в которые пропущены лежни, концы которых в хвостовой части плота закреплены на последних пучках за бруствер, а в головной части плота снабжены фиксаторами, при этом перед головной частью плота расположен пакет из хлыстов, охватываемый фиксаторами, закрепленными на лежнях. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № , кл. В 65 G 69/20, 1978.
f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лежневый плот | 1983 |
|
SU1098891A2 |
ЛЕЖНЕВЫЙ ПЛОТ | 1972 |
|
SU345081A1 |
Плот | 1985 |
|
SU1248920A1 |
ПЛОТ | 2004 |
|
RU2290337C2 |
Плот | 2023 |
|
RU2804911C1 |
Плот | 2023 |
|
RU2811178C1 |
ПЛОТ | 2011 |
|
RU2475408C1 |
Устройство для формирования плотов из пучков | 1986 |
|
SU1397387A1 |
Устройство для транспортирования измельченной древесины водным транспортом | 1981 |
|
SU969586A1 |
Плот | 1980 |
|
SU927693A1 |
P - jMB«j| Й«./
K-x- 7.f
Фт.З
3
№
0fff.
Авторы
Даты
1982-08-07—Публикация
1981-01-06—Подача