Изобретение относится к мгншностроению, в частности к судостроению для морских и речных судов, имеющих в качестве опоры дейдвудпые подшипники скольжения, работакмцие на масляной смазке.
Известно дейдвудное уплотнение, содержащее пакет манжет, который поджимается крышками в гнезде корпуса, причем манжеты находятся в контакте с защитной втулкой, концентрично охватывающей гребной вал l.
Недостатком известной конструкции является износ защитной втулки и манжет в зоне их локального контакта из-за постоянства зоны контакта и вследствие перегрева манхет, что приводит к повышенной утечке масла. Кроме того, при попадании абразивных частиц в зону контакта трущихсй пар их вымывание затруднено из-за наличия выработки в защитной втулке, что еще больше увеличивает износ трущейся пары и утечку масла за борт.
Известно также уплотнение вала, пакет набивки которого поджимается крьшкой к днищу гнезда в корпусе. В этом же гнезде установлены сменные втулки, представляющие собой средства для изменения зоны контакта уплотняющих кромок манжет с рабочей поверхностью вала. По мере изнашивания вала на место пакета набивки устанавливается одна из сменных втулок, а на место втулки- пакет набивки, И тем самым пакет набивки устанавливается на неизношенную часть вала .
Недостатком этой конструкции является то, что для своевременной замены
10 зоны контакта следует периодически визуально контролировать состояние поверхности пары трения, для чего необходимо вручную проводить периодическую разработку, контроль и сборку
15 уплотнения, что связано с выводом устройства из эксплуатации и значительными материальными трубозатратами. В действующих устройствах судов эта конструкция вообще не приемлема,
20 так как для смещения зоны контакта трущихся пар необходима постановка судна в док с выводом его из эксплуатации.
Цель изобретения - автоматизация
25 перемещений кромок манжет без разборки уплотнения.
Поставленная цель достигается тем, что в дейдвудном уплотнении, содержащем пакет манжот и средства изменения зоны контакта их уплотняющих
кромок с рабочей поверхность вала, упомянутое средство выполнено в виде копировального устройства, корпус которого закреплен на валу и сна жен вращающимися следящими элементами, которые находятся в контакте с иэносной поверхностью копира, жестко закрепленного на одном из торцов пакета манжет, на другом конце которого установлен упругий возвраттлй элемент. При этом упругий возвратный элемент выполнен в виде мембраны фланцы которой взаимодействуют с ввв денной в устройство подвижной шайбой перемещаемой с помощью регулировочного болта. Кроме того, упругий возвратный гшемент может быть выполнен в виде пружины.
При этом износная поверхность копира выполнена из оттарированного износного слоя или имеет волнистую заданного профиля поверхность.
На фиг.1 показано уплотнение, общиП вид; на фиг.2 - вариант уплотненг1я с упругим элементом в виде пружины и с незакрепленными в корпусе манжетами, общий вид на фиг.3 - вариант уплотнения с копировальным устройством, расположенным между манжетами, общий вид.
Дейдвудное уплотнение крепится к дейдвудной трубе 1 болтом 2 и содержит корпус 3, внутри которого крыкой 4 с помощью болтов 5 крепится пакет манжет, состоящий из манжет 6, прикрепленных к разделительному кольцу 7 с антифрикционным слоем 8 болтом 9 через кольца 10 и 11. Причем на торце кольца 10 и на кольце 11 установлен упругий возвратный элемен 12, выполненный в виде мембраны с фланцами, на который через подвижную шайбу 13 передается упор от болта 14, На торце кольца 11 (фиг.1 и 2 или наторце кольца 7 (фиг.З) установлено наносное копирное кольцо 15. Защитная втулка 16, концентрично охватывающая гребной вал 17, закреплена к ступице гребного винта 18 болтом 19 через уплотнение 20. На защитной втулке 16 на шпонке 21 закреплено копирное устройство 22 со следящими элементами 23.
Уплотнение работает следующим образом.
При вращении вала 17 и втулки 16 копирное устройство 22 также совершает врашательное движение, при котором следящие элементы (например шарики ) обкатываются относительно неподвижного кольца 15. По мере износа копирного кольца 15 кромки манжет 6 под воздействием упругих возвратных элементов 13 перемещаются вдоль поверхности втулки 16. Для сильно загрязненной копирное кольцо 15 выполнено С волнистой поверхностью, и кромки манжет совершают возвратно-поступательное движение за один оборот вала и тем самым не дают осесть абразиву в зоне контакта трущихся пар. Кроме того, копировальное устройство установлено между манжетами (фиг.3).
Подвижный в осевом направлении подпружиненный пакет манжет с закрепленным на нем копиром и следящие элементы, копирующие изменение профиля поверхностей копира, хотя и усложняют конструкцию уплотнения, но, благодаря оттарированному износному слою кольца, автоматически по заданной программе обеспечивают постепенное перемещение пакета манжет вдоль поверхности трения втулки, что приводит к постепенному равномерному износу поверхности трения втулки. При этом увеличивается надежность дейдвудного уплотнения, уменьшается утечка масла за борт и исключается разборка и сборка уплотнения для смещения зоны контакта, т.е. снижается трудоемкость при эксплуатации.
Уплотнение с волнистым заданным профилем.копирного кольца несколько снижает долговечность конструкции однако возвратно-поступательное движение пакета манжет необходимо на судах, работающих в порту и реках, в родах которых не менее 20% абразивных частиц во взвешенном состоянии.
Формула изобретения
1.Дейдвудное уплотнение, содержащее пакет манжет и средства изменения зоны контакта их уплотняющих кромок с рабочей поверхностью вала, отличающееся тем, что, с целью автоматизации перемещений кро мок манжет без разборки уплотнений, упомянутое средство выполнено в ви,де копировального устройства, корпус которого закреплен на валу и снабжен вращающимися следящими элементами, которые находятся в -контакте с износной поверхностью копирного кольца, жестко закрепленного на одном из торцов пакета манжет, а на другом его торце установлен упругий возвратный элемент.
2.Уплотнение поп.1, отличающееся тем, что упругий возвратный элемен выполнен в виде мембраны, фланцы которой взаимодействуют
с введенной в устройство подвижной шайбой, перемещаемой с помощью регулировочного болта.
3.Уплотнение поп.1, отличаю щ е е с , что упругий возвратный элемент выполнен в виде пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Балацкий Л.Т. Эксплуатация и ремонт дейдвудных устройств морских
судов. М., Транспорт, 1975, с.50, рис.18.
2. Авторское свидетельство СССР 727930, кл. F 16 J 15/24, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торцовое уплотнение гребного вала | 1985 |
|
SU1261838A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ | 1991 |
|
RU2024358C1 |
Дейдвудный сальник | 1978 |
|
SU977278A1 |
Дейдвудное устройство | 1977 |
|
SU954332A1 |
Устройство для крепления сигнализатора температуры внутри дейдвудной трубы | 1976 |
|
SU648467A1 |
Копировальное устройство для обработки поршневых колец | 1986 |
|
SU1333539A1 |
Копировальное устройство для обработки поршневых колец | 1988 |
|
SU1537473A2 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
Устройство для соединения гребного винта с гребным валом | 1983 |
|
SU1164147A2 |
Копировально-фрезерный станок | 1976 |
|
SU650809A1 |
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1981-01-21—Подача