1
Изобретение относится к транспортному мацйиностроению, в частности к транспортным средствам с колес- но-шагакхцим движителем.
Известно транспортиое средство с движителем, испольауницим принцип KOJiecHoro шагания, состояидам из двух шарнирно связанных рычагов, управляемых гндроцилиндрами, один из которых укреплен шарнирно к корпусу транСг . портного средства, а ко второму п жкреплено мотор-колесо flj.
Недостатки данногчэ движителя - шагание и вращение колеса осуществляется тремя раздельными приводгида, затруднено .управление машиной в режиме шагания, возможны только пре1млвные походки. Кроме того, уменьшается устойчивость машины, если вынос колес производится с OTi«BOM от грунта.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является транспортное средство, содержащее ко1шус и колесно-шагающий движитель, включающий балансирную подвеску, выполненную в виде шарнирного параллелограммного пантографа, верхний йарнйр которого установлен на корпусе транспортного средства, а конец копирующего рычага соединен с ходовым колесом, снабженным тяговым двигателем, привод шагания и механизм изменения угловой скорости колеса, выполненный в риде двухступенчатой цепной передачи, соединяющей корпус двигателя с ведущей звездочкой, расположенной на оси верхнего шарнира пантографа 2.
Недостатком этого движителя является то, что в колесно.-шагающем режиме движитель создает вертикальные колебания корпуса, ухудшая плавность хода.
Цель изобретения - повышение плавности хода за счет устранения вертикальных колебаний корпуса транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем,
20 что корпус снабжен горизонтальными направляющими, пантограф в центре его подобия шарнирно соединен с качающимся рычагом, который другим своим концом шарнирно прикреплён к корпусу транспортного средства, верхний Гарнир .пантографа установлен в гори зонтальных направлякицих корпуса :Транспортного средства и соединен с приводом шагания, а ведущая звездочка цепной передачи жестко соединена
С шестерней, зацепленной с неподвижной рейкой, прикрепленной к корпусу транспортного средства. Кроме того, отношение ходового колеса к диаметру шестерни равно коэффициенту подобия пантографа.
На чертеже изображена схема транспортного средства с колесно-шагающим движителем.
, Колесно-шагающий движитель состоит из механизма шагания, выполненного в виде пантографного механизма 1, который в центре подобия А соединен шарнИрно с балансиром 2, противоположным концом установленным шарнирно в корпусе 3. транспортного средства и связанным с упругим элементом подвески, например пружиной 4 В шарнир Б , лежащий на оси подобия ВС пантографного механизма, установлена ось 5,которая свободными концами расположена подвижно в горизонтальных направляющих 6 корпуса транспортного средства. В шарнире С , лежащем на оси подобия пантографного механизма, установлена шарнирно ось, конструктивно объединенная с корпусом тягового двигателя 7 привода вращения колеса 8. Механизм изменения угловой скорости вращения колеса состоит из шестерни 9, установленной шарнирно на оси 5 и находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 10, укрепленной неподвижно к шестерне 9 звездочки 11, соединенной с помощью .цепной передачи, цепей 12 и .двойной звездочки 13 со звездочкой 14, установленной неподвижно на корпусе тягового двигателя 7 вращения колеса. Отношение диаметра колеса В к диаметру шестерни 9 равно коэффициенту подобия пантографного механизма, определяемого отношением АС/АБ. Ось 5 соединена с приводом возвратно-поступательных перемещений (шагания) колеса, выполненным, например, в виде гидроцилиндра 15. ПередаточНое отношение от звездочки 11 к звездочке 14 равно единице.
Движитель работает следующим образом.
При застопоренном приводе шагания гидроцилиндре 15 и включенном приводе вращения колес 7 передвижение осуществляется как в обычном колесном режиме. При этом реактивный момент от колеса с помощью механизма изменения угловой скорости, звеньев 14,13, 12, 11, 9, рейки 10 и привода 15 шагания передается на корпус 3 транспортного средства. Нормальные силы, действующие на колесо, через пантографный механизм 1, ось 5 и горизонтальные направляющие 6, а также через балансир 2 и пружину 4, передаются на корпус 3 транспортного средства. Всякое изменение нормальной реакции компенсируется соответствующим перемещением балансира, а значит
и пропорциональным перемещением колеса 8.
Шаганмций режим осуществляется при одновременном включении привода 7 вращения и привода 15 шагания колеса 8. При этом все силы и моменты, 5 действующие на колесо, реализуются аналогично как и в колесном режиме, только это происходит при перемещающихся звеньях механизма шагания. При выбранных, в вышеуказанных соотношениях, размерах шестерни 9 и колеса 8 и передаточных отношениях цепной пе редачи, обеспечивается передвижение колеса 8 по опорной поверхности без излишних юзов и буксирований вследствие замедления или ускорейия вращения колеса при его возвратно-поступательных перемещениях, обеспечиваемых соответствующим вращением шестерни 9 при ее продольных перемещениях
0 по зубчатой рейке 10.
Аналогичная работа движителя осуществляется При несколько ином конструктивном исполнении, когда тяговый двигатель 7 установлен так, что его
корпус неподвижно связан с шестерней 9, выходной вал - со звездочкой 11, а звездочка 14 укреплена неподвижно к ступице колеса 8.
Предлагаемое техническое решение 0 устраняет возможные колебания корпуса транспортного средства и обеспечивает большой шаг при тех же габаритах шарнирной рычс1жной подвески , по сравнению с известным, а увели с ние yiara, в конечном счете, обеспечивает увеличение сцепления колеса с грунтом.
Формула изобретения
40
1. Транспортное средство, содержащее корпус и колесно-шагающий движитель, включающий балансирную подвеску, выполненную в виде шарнирного
параллелограммного пантографа, верхний шарнир которого установлен на корпусе транспортного средства, .а конец копирукадего рычага соединен с ходовым колесом, снабженным хяговым
двигателем, привод шагания и механизм изменения угловой скорости колеса, выполненный в виде двухступенчатой цепной передачи, соединяющей корпус двигателя с ведущей звездочкой,
расположенной на оси верхнего шарнира пантографа, отличающее- . с я тем, что, с целью повышения плавности хода за счет устранения вертикальных колебаний корпуса транспортного средства, последний снабжен
горизонтальными направляющими,пантограф в центре его подобия шарнирно соединен с качающимся рычагом, который другим своим концом шарнирно прикреплен к корпусу транспортного
средства, верхний шарнир пантографа установлен в горизонтгшьных направляющих корпуса транспортного средства и соединен с приводом шагания, а ведущая звездочка цепной передачи жестко соединена с шестерней, зацепленной с неподвижной рейкой, прикрепленной к корпусу транспортного средства.
2. Средство по п. 1, отличающееся тем, что отношение диаметра ходового колеса к диаметру упомянутой шестерни равно коэффициенту подобия пантографа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.патент США 3842926, кл, 180-8, 1974.
2.Автррское свидетельство СССР 596496, кл. В 62 D 57/02, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесно-шагающий движитель | 1979 |
|
SU880852A1 |
Колесно-шагающий движитель транспортного средства | 1975 |
|
SU596496A1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ | 2017 |
|
RU2671661C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU569475A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU908646A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1979 |
|
SU816855A1 |
Транспортное средство с колесно- шагающими движителями | 1978 |
|
SU725941A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU874445A1 |
Движитель, шагающий колесными опорами | 2020 |
|
RU2763058C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU650877A1 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1979-11-23—Подача