(5) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
--;
Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств и строительно-дорожных машин,
Известно распределительное устройство привода управления коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель реверса 1 ,
Недостатком такого распределительного устройства является конструктивная сложность, связанная с необходимостью управления несколькими фрикционами при переключении.
Цель изобретения - повышение надежности и упрощения процесса выборочного включения передач.
Указанная цель достигается тем, что распределительное устройство снабжено подпружиненным, гидравлическим управляемым двухпозиционным распределителем включения диапазонов вход которого соединен с нагнетательной магистралью, а три выхода соединены соответственно с магистралями питания муфт включения повышенных и пониженных передач и сливом, подпружиненными гидравли;ческими управляемыми двухпозиционны|ми распределителями включения переto ,дач прямого и обратного хода со вспомогательным плунжером, содержащими вход, соединенный с выходами распределителя реверса, три выхода, сое15диненные соответственно с двумя магистралями питания муфт включения соответствующих передач и сливом, при этом поршневая полость и полость вспомогательного плунжера соединены
20 с выходами распределителя переключения передач, а пружинная полость соединена с магистралью питания муфты включения повышенных передач, причем 3969 распределитель переключения передач выполнен четырехпозицйонным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и пятью выходами, три из которых, соединены со сливом, а распределитель реверса выполнен трех позиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и тремя выходами;два из которых соединены со сливом На фиг„ 1 показано предлагаемое распределительное устройство в нейтральном положении; на фиг„ 2 - гидравлическая схема распределительного устройства на 1-й передаче прямого хода} на фиг. 3- то же, на 2-й передаме прямого хода; на фиг„4то же, на 3-й передаче прямого хода; на фиг„ 5 - то же, на 4-й передаче прямого хода; на фиг 6 - то же, на 1-й передаче обратного хода; на фиг о 7 то же, на 2-.й передаче обратного хода) на фиг, 8 - то же, на 3-й передаче обратного хода; на фиг 9 то же, на -й передаче обратного хода, Распределительное устройство для управления коробкой передач, состоит из корпуса 1, с расположенными в его полостях золотниками 2 и 3 питания муфт включения п,ередач прямого и обратного хода соответственно, золотником 4 питания мyфt включения ди апазонов, золотником 5 реверса, золотником 6 включения передач и вспомогательными плунжерами 7 и 8, допол нительно управляющими золотниками 2 и Зо Магистрали питания муфт включения нечетных передам прямого 9 и обратного 10 хода соединены со сливом через золотники питания муфт включения передач и золотник 5 реверса со сливом. Магистрали 11 и 12 питания муфт включения четных передач прямого и обратного хода соединены со сливом через золотники питания муфт включения передач Полости пружин золотников 2 и 3 соединены гидролинией 13 с магистралью 1 питания муфты высокого диапазона, а противолежащие полости этих золотников, полости вспомогательных плунжеров 7 и 8, и противолежащая пружине полость золотника |i соединены через золотник 6 включения передам со сливом. Магистраль 14 питания муфты высокого диапазона соединена через золотник 4 со сливом, а магистраль 15 питания муфты низкого диапазона -через этот же золотник с нагнетательной магистралью 1б„ Рабочая жидкость к золотникам 5 и 6 подается по магистрали 17« Устройство работает следующим образом. Для движения на первой передаче прямого хода следует переместить золотник 5 влево (фиГо 1 и 2), Магистраль 9 питания муфты включения нечетных передач прямого хода через золотник 2 и 5 соединяется с нагнетательной магистралью 17j а муфта низкого диапазона включена так как соединена с нагнетательной магистралью 16 через магистраль 15 с питания муфты низкого диапазона, ПРОИСХОДИТ включение 1-й передачи о Для включения 2-й передачи прямого хода золотник 5 оставляем в левом положении, а золотник 6 перемещаем вправо на одно положение Противолежащие пружинам полости золотников 2 и 3 соединяются через золот.ник 6 с нагнетательной магистралью 17 и золотники 2 и 3, преодолевая усилие пружин, перемещаются влево. Магистраль 9 питания муфты нечетных передач прямого хода через золотник 2 соединяется со сливом, а магистраль 11 питания муфты четных передач прямого хода соединяется через золотники 2 и 5 с нагнетательной магистралью 17 и, так как магистраль 15 продолжает оставаться соединенной с нагнетательной магистралью 16 происходит включение 2-й передачи (фиго 1 и З). При дальнейшем перемещении золотника 6 вправо полость золотника 4 соединяется с нагнетательной магистралью 17 и золотник, перемещаясь влево, соединяет магистраль 15 со сливом, а магистраль 1 Снагнетательной магистралью 16, и в полости пружин золотников 2 и 3 по гидролинии 13 подаётся рабочая жидкость под давлениеМо Золотники 2 и 3 усилием пружин возвращаются в исходное положение. Магистраль 11 соединяется со сливом, а магистраль 9 через золотники 2 и 5 - с нагнетательной магистралью Происходит включение муфты высокого диапазона и муфты включения нечетных передач прямого хода .включена 3-я передача (фиг. 1 и ).
Перемещением золотника 6 в крайнее правое положение, полости вспомогательных плунжеров 7 и 8 соединяются через золотник 6 с нагнетательной магистралью. Плунжеры перемещают ся влево и, сжимая пружины, перемещают влево золотники 2 и 3. Магистраль 9 соединяется со сливом, а магистрал 11 - с нагнетательной магистралью. Муфта нечетных передач выключается, муфта четных передач включается, а так как остается включенной муфта высокого диапазона происходит включение k-( передачи (фиг. 1 и 5).
Таким образом, происходит последо вательное переключение передач с низших на высшие о Переключение передач с высших на низшие происходит в обратном порядке.
Подобным образом происходит переключение на обратном ходу при перемацении золотника 5 реверс вправо (фиг„ 6-9), так как в работе участвуют только муфты включения передач обратного хода,
/ Для включения передач прямого и
обратного хода выборочно (с нейтрального положения) достаточно переместить золотник 6 включения передач в соответствующее передаче положение, а золотник 5 реверса в положение соответствующее выбранному направлению лвиженияо
Для получения нейтрального положения с любой передачи при последовательном или выборочном переключении достаточно переместить золотник 5 реверса в исходное (нейтральное) положение.
Таким образом, предлагаемое распределительное устройство для управления коробкой передач позволяет производить включение передач как последовательно, так и выборочно с получением нейтрали с любой из передачи прямого и обратного хода.
Формула изобретения
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспорного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель реверса отличающе, еся тем, что, ,с целью повышения надежности и упрощения процесса выборочного включения передач, оно снабжено подпружиненным гидравлически управляемым двухпозиционным распределителем включения диапазонов, вход которого соединен с нагнетательной магистралью, а три выхода соединены соответственно с магистралями питания муфт включения повышенных и пониженных передач и сливом, подпружиненными гидравлически управляемыми двухпозиционными распределителями включения передач прямого и обратного ходов с вспомогательным плунжером, содержащими вход, соединеный с выходами распределителя реверса, три выхода, соединенные соответственно с двумя магистралями питания муфт включения соответствующих передач и сливом, при этом поршневая полость и полость вспомогательного плунжера соединены с выходами распределителя переключения передач, а пружинная полость соединена с магистралью питания муфты включения повышенных передач , причем распределитель пер.еключения передач выполнен четырехпозиционным с входом, соединенным d нагнетательной магистралью, а пятью выходами, три из которых соединены со сливом, а:распределитель реверса выполнен трехпозиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и тремя выходами, два из которых соединены со сливом.
Источники инфО|эмации, принятые во внимание при экспертизе 1. Золотниковая коробка. Чертеж, № 6 01-171 СБ, Могилевский автозавод, 197 (прототип).
/«
/
w4r
т
/
к
7f
фи.
Ю I I 7
rvvvi
Iff16 I K;7
/
/J
У
/
tHJ
LU
т п/
тт т
/3
/
1
g
s:
tJ
л/v
s
I
t
tJ
лл
i
( s
гк;
/
Фи1.5
to
W W V
LJ
ТФ
/
/
/
10 I N/7
фи&б
/z
/1 N7
Фиг л
/
/
гк
Ю 17
Фиг. в
к
7
10
Фиг.9
Авторы
Даты
1982-10-30—Публикация
1980-03-04—Подача