ния передач и шариковые клапаны управления 18, 19,20,21. Распределитель 6 обеспечивает включение первых передач прямого и обратного хода, распределитель 5 производит управление передачами воздействуя на тот или иной распределитель питания муфт. Клапан 7 задержки не позволяет включиться-муфтам передач пока не переключится муфта диапазонов, Клапан 8 плавности обеспечивает плавное включение муфт передач, клапан 9 управления управляет распределителями 2 и 3. Шариковый клапан 21 управляет клапаном 7 задержки, а шариковые клапаны 18, 19, 20 управляют клапаном 8 плавности. 2 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1544604A1 |
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1364497A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1609715A1 |
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1240642A1 |
Распределительное устройство для управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1402443A1 |
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства | 1986 |
|
SU1357259A1 |
Гидромеханическая передача | 1987 |
|
SU1459952A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1342762A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1342758A1 |
Использование: в транспортном и строительно-дорожном машиностроении и может применяться в трансмиссиях транспортных средств и строительно-дорожных машин. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт четырехскорост- ной реверсивной коробки передач транспортного средства. Распределительное устройство состоит из корпуса 1 с расположенными в его полостях распределителями 2, 3, 4 питания фрикционных муфт, распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса, клапана 7 задержки, клапана 8 плавности, клапана 9 управления, клапаном 10 включе
Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств и дорожно-строителыных машин.
Известно распределительное устройст- во для управления коробками передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель реверса и распределитель переключения передач, подпружиненные гидравлически управляемые двухпбзиционные распределители включения диапазонов и передач прямого и обратного хода, которое предназначено для управления коробками передач транспорт- ных средств вариантов 4x4.
Недостатком указанного распределительного устройства является отсутствие устройств, обеспечивающих надежность и долговечность работы узлов коробок пере- дач и спецтребований, предъявляемых к строительно-дорожным машинам, в частности к погрузчикам. Одними из таких требований являются плавность включения передач, автоматическое выключение пере- дач при воздействии на тормоз и включение той из передач, на которой транспортное средство двигалось при выходе из режима торможения.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт четырехскоростной реверсивной коробки передачтранспортного средства.
Указанная цель достигается тем, что ус- тройство снабжено клапаном задержки включения муфт передач, клапаном плавности включения муфт передач, клапаном управления распределителями включения передач и клапаном выключения передач от воздействия на педаль тормоза, при этом клапан управления распределителями включения передач выполнен двухпозици- онным трехлинейным и имеет пружинную и управляющую полости, и клапан выключе- ния передач от воздействия на педаль тормоза также двухпозицибнный трехлинейный распределитель реверса трехпозиционный четырехлинейный и распределитель переключения передач четы- рехпозиционный пятилинейный. При этом первая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетательной магистралью, вторая линия с противопру- жиненными полостями распределителей включения передач, третья линия с противо- пружинной полостью распределителя вклю- чения диапазонов, четвертая с управляющей полостью клапана управления распределителями включения передач, пятая со сливом, первая же линия распределителя реверса соединена со второй линией клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза и с первой линией клапана плавности, вторая и третья линии распределителя реверса соединены с первыми линиями распределителей включения передач прямого и обратного хода соответственно, четвертая линия - со сливом, пружинные полости распределителей включения передач прямого и обратного хода соединены со второй линией клапана управления ими; в первой позиции первая линия клапана управления распределителями включения передач соединена с магистралью питания высокого диапазона, а третья - со сливом, во второй позиции - вторая и третья линии соединяются между собой, в первой позиции первая линия клапана выключения передач, от воздействия на педаль тормоза соединена с третьей линией клапана задержки, третья линия со сливом, а во второй позиции - вторая с третьей, противопружинная полость клапана плавности соединена с магистралями питания муфт включения передач прямого и обратного хода через шариковые клапаны и противопружинная полость клапана задержки соединена через шариковый клапан с магистралями питания муфт диапазонов.
На фиг. 1 показано распределительное устройство, общий вид; на фиг. 2 - гидравлическая схема распределительного устройства в нейтральном положении.
Распределительное устройство дли управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач состоит из корпуса 1 (фиг. 1,2) с расположенными в его полостях распределителями 2 включения передач прямого хода и 3 включения передач обратного хода, распределителем 4 включения диапазонов, распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса, клапаном 7 задержки включения передач при переключении диапазонов, клапаном 8 плавности включения муфт передач, клапаном 9 управления распределителями включения передач прямого и обратного хода и механически управляемым клапаном 10 выключения передач от воздействия на тормоз.
Магистраль 11 питания муфты низкого диапазона соединена через распределитель 4 с нагнетательной магистралью 13.
Магистраль 12 питания муфты высокого диапазона через этот же распределитель 4 - со сливом.
Магистраль 14 питания муфты первой- третьей передач обратного хода соединена со сливом через распределитель 3 включения передач обратного хода и распределитель 6.
Магистраль 15 питания муфты второй- четвертой передач обратного хода соединена со сливом через распределитель 3.
Магистраль 16 питания муфты первой- третьей передач прямого хода соединена со сливом через распределитель 2 и б реверса.
Магистраль 17 питания муфты второй- четвертой передач прямого хода соединена со сливом через распределитель 2.
Противопружинная полость клапана 8 плавности соединена с магистралями 17, 16 и 15, 14 питания муфт прямого и обратного хода через шариковые клапаны 18, 18-19, 18-19-20 соответственно.
Противопружинная полость клапана 7 задержки соединена с магистралями 11,12 питания муфт диапазонов через шариковый клапан 21,
Противопружинные полости распределителей включения диапазонов 4, передач прямого 2 и обратного 3 хода и клапана управления распределителями включения передач соединены со сливом через распределитель 5 переключения передач.
Пружинные полости распределителей 2 и 3 включения передач прямого и обратного хода соединены через клапан 9 управления этими распределителями с магистралью 12 питания муфты высокого диапазона.
Устройство работает следующим образом.
По пуску двигателя рабочая жидкость от гидронасоса подается по магистрали 13 через распределитель 4 в магистраль 11 питания муфты низкого диапазона и из нее через шариковый клапан 21 в противопружинную
полость клапана 7 задержки к первой линии распределителя 5 переключения передач первой линии клапана 7 задержки. Муфта низкого диапазона включается и клапан задержки, переместившись во вторую позицию, подает рабочую жидкость через клапан 10 отключения передач от воздействия на тормоз к первой линии распределителя 6 реверса и к первой линии клапана 8 плавно0 сти включения муфт. Устройство готово к дальнейшей работе.
Для включения первой передачи прямого хода перемещаем распределитель реверса вправо. Рабочая жидкость от первой
5 линии поступает к третьей и от нее через распределитель 2 включения передач прямого хода в магистраль 16 питания муфты первой-третьей передач и от магистрали 16 через шариковые клапаны 19 и 18 в проти0 воположную полость клапана 8 плавности. Муфта первой третьей передачи наполняется рабочей жидкостью с замедлением, так как клапан 8 плавности начинает перемещаться во вторую позицию и в процессе
5 перемещения соединяет первую линию распределителя 6 реверса кратковременно со сливом, что вызывает в этой линии снижение давления до пределов, обеспечивающих плавное перемещение поршней муфты
0 и сжатие ее пакета дисков. Передача включается без ударных нагрузок.
Для включения второй передачи прямого хода перемещаем распределитель 5 переключения передач во вторую позицию.
5 Первая линия распределителя соединяется со второй и подает рабочую жидкость в про- тивопружинные полости распределителей 2 и 3, которые перемещаются во вторую позицию и так как первая линия распределителя
0 2 запитана рабочей жидкостью от распределителя 6, и соединилась с четвертой линией, жидкость подается в магистраль 17 питания муфты второй-четвертой передач прямого хода и через шариковый клапан 19 в проти5 вопружинную полость клапана 8 плавности, который в момент выключения муфты первой-третьей передач возвратился в исходную позицию. Клапан 8 плавности снова перемещается во вторую позицию и про0 цесс включения муфты происходит идентично как и при включении первой передачи.
Для включения третьей передачи перемещаем распределитель 5 в третью позицию. Первая линия распределителя,
5 оставаясь соединенной со второй, соединяется с третьей линией и подает рабочую жидкость в противопружинную полость распределителя 4 включения диапазонов. Распределитель 4, переместившись во вторую позицию, соединяет магистраль 11 питания
муфты низкого диапазона со сливом, а магистраль 12 питания муфты высокого диапазона с нагнетательной магистралью 13. Рабочая жидкость поступает в муфту высокого диапазона и из магистрали 12 через клапан 9 управления в пружинные полости распределителей 2 и 3 включения передач прямого и обратного хода. Распределители 2 и 3 возвращаются в первую позицию. Происходит включение муфты высокого диапазона. Клапан 7, возвратившись в первую позицию при выключении муфты низкого диапазона, снова перемещается во вторую позицию, так как жидкость из магистрали 12 через шариковый клапан 21 подается в про- тивопружинную полость клапана 7 и рабочая жидкость из нагнетательной магистрали 13 через клапаны 7 и 10, распределитель 6, реверса и через распределитель 2 подается снова в магистраль 16 питания муфты пер- вой-третьей передач прямого хода. Включилась третья передача.
Для включения четвертой передачи перемещаем распределитель 5 в четвертую позицию. Первая линия распределителя 5, оставаясь соединенной со второй и третьей, соединяется с четвертой линией и рабочая жидкость поступает в противопружинную полость клапана 9 управления. Клапан 9 перемещается во вторую позицию, запирает первую лилию, и соединяет между собой вторую и третью, в результате чего пружинные полости распределителей 2 и 3 соединяются со сливом через клапан 9 и распределители 2 и 3 перемещаются во вторую-позицию, так как противопружинные полости их соединены с нагнетанием. Рабочая жидкость поступает в магистраль 17 питания муфты второй-четвертой передач. Включилась четвертая передача, так как магистраль 12 питания муфты высокого диапазона остается включенной в нагнетательную магистраль 13.
Таким образом происходит включение передач прямого хода. Выключение в обратном порядке.
Для включения первой передачи обратного хода необходимо переместить распределитель 6 реверса влево. В этом случае первая линия распределителя 6 соединяется со второй и подает рабочую жидкость через распределитель 3 включения передач обратного хода в магистраль 14 питания муфты первой-третьей передач обратного хода и через шариковые клапаны 20, 19, 18 в противопружинную полость клапана 8 плавности. Процесс включения первой передачи обратного хода идентичен процессу включения первой передачи прямого хода.
Дальнейшее переключение передач обратного хода происходит перемещением распределителя 5 в соответствующие позиции подобно переключению передач прямо5 го хода.
При движении транспортного средства на любой из передач прямого или обратного хода при воздействии на дублирующую педаль тормоза, соединенную механической 0 связью с распределителем 10, последний, перемещаясь во вторую позицию, запирает свою первую линию, а вторую соединяют с третьей, чем вызывается обесточивание первой линии распределителя 6 реверса, а
15 следовательно и магистралей 14, 15, 16, 17 питания муфт прямого и обратного хода. Любая из включенных передач выключается. При снятии воздействия на дублирующую педаль тормоза распределитель 10
0 возвращается в первую позицию и снова подает рабочую жидкость к первой линии распределителя 6 реверса и, следовательно, в магистраль питания муфты ранее включенной передачи - транспортное средство про5 должает двигаться на ранее включенной передаче без дополнительной манипуляции рычагами управления коробкой передач.
Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает надежную и долговеч0 ную работу узлов гидропередачи и следовательно самой гидропередачи в целом.
Формула изобретения Распределительное устройство для уп
5 равления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель
0 реверса, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные распределители включения диапазонов и передач прямого и обратного хода, при этом нагнетательная магистраль соединена с магист5 ралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания муфты высокого диапазона соединена со сливом, отличающееся тем, что, с целью повышения
0 надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт реверсивной коробки передач транспортного средства, оно снабжено клапаном задержки включения муфт передач, клапаном плавности включе5 ния муфт передач, клапаном управления распределителями включения муфт передач и клапаном выключения передач от воздействия на педаль тормоза, при этом клапан управления распределителями включения передач выполнен двухпозиционным трехлинейным и имеет пружинную и управляющую полости, клапан выключения передач от воздействия на педаль тормоза - двухпо- зиционный трехлинейный, распределитель реверса - трехпозиционный четырехлинейный и распределитель переключения передач - четырехпозиционный пятилинейный, при этом первая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетательной магистралью, вторая линия - с противопружинными полостями распределителей включения передач, третья линия - с противопружинной полостью распределителя включения диапазонов, четвертая линия - с управляющей полостью клапана управления распределителя включения передач, пятая - со сливом, первая линия распределителя реверса соединена с второй линией клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза и с первой линией клапана плавности, вторая и третья линии распределителя реверса соединены с первыми линиями распределителей включения передач прямого и обратного хода соответственно, четвертая линия - со сливом, пружинные полости распределителей включения передач прямого и обратного хода
соединены с второй линией клапана управления ими, в первой позиции первая линия клапана управления распределителями включения передач соединена с магистралью питания высокого диапазона, а
третья - со сливом, а во второй позиции вторая и третья линии соединяются между собой, в первой позиции первая линия клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза соединена с третьей линией клапана задержки, третья линия - со сливом, а во второй позиции - вторая с третьей, противопружинная полость клапана плавности соединена с магистралями питания муфт включения передач прямого и
обратного хода через шариковые клапаны и противопружинная полость клапана задержки соединена через шариковый клапан с магистралями питания муфт диапазонов.
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1980 |
|
SU969561A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1990-10-11—Подача