Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1990 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1544604A1

/5

Похожие патенты SU1544604A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1988
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1609715A1
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1985
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1364497A1
Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства 1990
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
SU1787815A1
Распределительное устройство для управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства 1986
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1402443A1
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1984
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
SU1240642A1
Электрогидравлическое устройство управления фрикционами коробки передач 1986
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Носик Александр Юрьевич
SU1342765A1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1342757A1
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1754502A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1982
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
  • Королев Владимир Григорьевич
SU1070036A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Макаревич Анатолий Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1382681A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 544 604 A1

Реферат патента 1990 года Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к устройствам для управления коробкой передач. Цель изобретения - повышение надежности в работе распределительного устройства. Распределительное устройство содержит шестилинейный шестипозиционный распределитель 5 переключения передач, распределитель 6 реверса, распределители включения передач прямого хода, распределитель 4 включения муфт диапазонов и клапан 17 задержки. Распределитель реверса выполнен трехпозиционным трехлинейным, а электроуправляемые клапаны 14-16 управления распределителями включения диапазонов и включения передач прямого хода выполнены каждый в виде двух шариковых клапанов, взаимодействующих между собой через игольчатый двигатель. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 544 604 A1

ел

. -и

О5

Изобрчение относится к транспортном) и строительно-дорожному машиностроению,

в частности к устройствам для управления коробкой передач

I, изобретения повышение надеж- 110СП1 работы распределительного устройства

На фи показано распределительное устройство, общий вид; на фиг 2 - гидравлическая схема устройства в нейтральном положении

Распределительное устройство для управления коробкой передач состоит из корпуса 1 (фш 1) с расположенными в его полостях распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода, распределителем 4 включения муфт диапазонов, распределителем 5 переключения передач, распреде- ппелем ( реверса пи i ающих мапк-тралеи 7 1о, электроу правляемых шариковою типа с игольчатым юлкаге.тем клапанов 14 1 b и клапана 17 задержки

Противолежащая пружине полость распределителя 4 включения муфт диапазонов сообщена через по юс ть игольчато о толка те ля. полосы, в юрою шариковою клапана управления эпш распределителем и распределите н 5 переключения передач со сливом и МОГУТ включаться в наг пета тельцу ю ма- (исградь как через первый, так и через вю- рои шариковые клапаны управления этим распре цмителем

Противолежащие пружинам полости распределителей 2 и 3 соединены соответственно чере з iio.iocin шольчатых толкателей и полос вторых шариковых клапанов управ лення зтнми распределителями и чере предели е |ь о переключения передач со с in вом и ioiyr включаться в нагнетатеТЬНУю мат истра.ть также чере з первый и второй шариковые клапаны управления этими распре делителями

Мат ист раль 7 питания муфты низкою диапаюна соединена через распределитель 4 с нат нетатедыши магистралью 8, а маш- страль 9 питания муфты высокого диапазона чере i распределитель 4 со сливом Ма- тисграль 10 питания муфты первой-четвер- той передач сообщена со сливом через распределители 2, Л и 6 .Магистраль 1 1 питания муфты второй-пятой передач сообщена со сливом через распределитель 2 Магистраль 12 питания муфты третьей-шестой передач сообщена со сливом через распределитель 3 Магистраль 13 питания муфты обратною хода сообщена со сливом через распределитель 6 реверса Полость пружины первою шариковою клапана управления распределителя 4 включения муфт диапазонов сооб шена с нат нет ательной магистралью 8

Полости пружин первых шариковых клапанов управления распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода соединены через клапан 17 задержки со сливом с возможностью включения в натнега

0

5

0

5

5

0

5

0

0

5

тельную магистраль через клапан 17 задержки во второй позиции. Рабочая жидкость к

распределителям 4 и 5 и к клапану 17 задержки подается по магистрали 8.

Устройство работает следующим образом

Для движения на первой передаче прямого хода следует переместить распределитель 6 реверса в третью позицию. Магистраль 10 питания муфты первой-четвер- юй передач соединяется через распределители 2, 3 и 6 и клапан 17 задержки, который находится во второй позиции, так как давление в магистрали 8 поддерживается постоянным с магистралью 8 Происходит включение первой передачи Дальнейшее переключение передач производится с помощью электроуп- равляемых шариковых клапанов или путем перемещения распределителя о в соответствующую передаче позицию

Для включения второй передачи текгро переключателем подается питание к этек- iроуправлнемому клапану 14, который запирает вюрой шариковый клапан и открывает взаимодействующий с ним через игольчатый юлкаммь первый шариковый клапан Рабочая жидкость из полости пружины первого шариковою клапана через полость игольчатою толкателя подается в противо пружинную полость распределители 2, кого рыи, перемещаясь во вторую позицию, ioe- диняет мат истра.ть 10 со сливом, а магистраль 1 1 с нагнетательной магистралью 8 через распределитель 3, распределите™ 6 реверса и клапан 17 задержки включа( тся вторая передача

Включение второй передачи распрецелк- телем 5 осуществляется перемещением его во втору К) позицию Вторая линия распре делителя, соединяясь с четвертой, подает из матисграли 8 рабочую жидкость в полость второю шарикового клапана 14, который за пи рае г слив, и через полость игольчатого юткателяв противопруЖИННУю полость

распределителя 2, который, перемещаясь во вторую позицию, соединяет магистраль 10 со сливом, j ма истраль 11 с нашетатель- ной магистралью 8 через распределители 3, 6 и клапан 17 задержки Происходит включение второй передачи

Третья передача включается электропереключателем подобно второй, -о уже э.тек- гроуиравляемым клапаном 15 Включение третьей передачи распределителем о происходит так же. как и второй при установке распределителя 5 в третью позицию При этом вторая линия распределителя 5, сое диняясь с третьей и четвертой линиями, подает рабочую жидкость и магистрали 8 через полости вторых шариковых клапанов 14 и 15 и через полости их игольчатых телка гелей в противопружинные полости распределителей 2 и 3 Оба распределителя перемещаются во вторую позицию, но распределитель 3 соединяет через третью и четвертую

линии магистраль 11 со сливом, а магистраль 12 через распределитель б и клапан 17 задержки - - с нагнетательной магистралью 8 Вторая передача выключается, а третья включается.

Для включения четвертой передачи электропереключателем подается питание к элех- троклапану 16, второй шариковый клапан которого запирает полость игольчатого толкателя, а первый соединяет ее с полостью пружины, соединенной с нагнетательной магистралью, в результате чего рабочая жидкость подается в противопружинную полость распределителя 4 и он, перемещаясь во вторую позицию, соединяет магистраль 7 со сливом, а магистраль 9 - с нагнетательной магистралью 8. Происходит выключение муфты низкого диапазона и включение муфты высокого диапа-юна. В процессе переключения муфг диапазонов в магистрали 8 давление снижается, клапан 17 задержки возвращает ся в первую позицию и остается в ней до восстановления давления в магистрали 8 до рабочего значения, т е. клапан задержки не подает рабочую жидкость к пятой линии распределителя 6 реверса, пока не про- июйдег переключение муфт, и только тогда, переменившись во вторую позицию, подает рабочую жидкость через распределитель 6 и находящиеся в первой позиции распределители 3 и 4 в машстраль 10 питания муфты первой-четвертой передач. Происходит включение четвертой передачи

Включение четвертой передаии распределителем 5 осу шествляе гея перемещением его в четвертою полицию В этом случае вторая гидролиния распределителя 5 соединяется с шестой и рабочая жидкость из нагнетательной магистрали 8 подается в полость второго шарикового клапана 16, запирая им слив, и через полость игольчатого толка1еля - в противопружинную полость распределителя 4, который перемешается во вторую позицию и переключает шапазонные муфты с низкой на высокую Дальнейший процесс происходит как и при включении электро- переключа гелем

Включение пятой и шестой передач элек- трогк реключат елем происходит подобно включению второй и третьей передач соответственно при включенном электроклапане Hi

Процесс включения пятой и шестой передач распределителем 5 происходит аналогично включению второй и третьей передач при перемещении распределителя о соответственно в пятую и шестую позиции

Включение первой передачи обратного хода осу пкчтвляется перемещением распределителя Ь реверса в первую позицию, при этом пятая линия соединяется с третьей, чем соединяется ма истраль 13 питания муфты обратного хода с нагнетательной магистралью 8 Происходит включение первой передачи обратного хода, так как распреде

литель 4 находится в первой пенники, а магистраль 7 питания муфты низкого диапазона соединена с нагнетательной магистралью 8.

Включение второй передачи обратного хода происходит при нахождении распределителя 6 реверса в первой позиции и включении электроклапана 16 или перемещением распределителя 5 в четвертую, пятую или шестую позиции. При этом происходит переключение диапазонных муфт с низкой, на высокую. А так как распределитель 6 реверса находится в первой позиции, то после переключения муфт диапазона рабочая жидкость из магистрали 8 подается через клапан 17 задержки и распределитель 6 в магистраль 13 питания муфты обратного хода

0

5

0

5

0

5

0

5

Формула изобретения

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые шестилинейный шестигюзинионный распределитель переключения передач и распределитель реверса, подпружиненные гидравлически управляемые распределители включения диапазонов и включения передач прямого хода, элек- троуправляемые клапаны управления распределителями соответственно диапазонов и включения передач прямого хода и клапаном задержки, причем нагнетательная магистраль связана с магистралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания муфты высокого диапазона связана через последний со сливом, при этом вторая линия распределителя включения диапа юнов сообщена с магистралью питания муфты низкого диапазона, третья линия распределителя включения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты высокого диапазона, четвертая и пятая линии распределителя включения диапазонов сообщены соответственно со сливом и с нагнетательной магистралью, вторая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетательной магистралью, пятая линия распределителя переключения передач сообщена со сливом, первая и четвертая линия распределителя реверса сообщены с пятой линией первого распределителя включения передач прямого хода, третья линия распределителя реверса сообщена с магистралью питания муфты обратного хода, первые линии первого и второго распределителей включения передач прямого хода сообщены со сливом, вторые линии сообщены соответственно с магистралью питания муфты третьей-шестой передач и с магистралью питания муфты вто- рой-нягой передач, третья линия первого распределителя включения передач прямого хода сообщена с пятой линией второго распределителя включения передач прямого хода, трепля линия которого сообщена с магистралью питания муфты первой-четвертой передач, при этом в первой позиции распределителя включения диапазонов пятая линия сообщена с второй, а во второй позиции пятая линия сообщена с третьей, в первой позиции распределителя переключения передач шестая линия сообщена с первой, третья, четвертая и пятая линии сообщены мс/кду собой, во второй позиции шестая линия сообщена с первой, вторая - с четвертой и третья с пятой, в третьей позиции шестая линия сообщена с первой, вторая, третья и четвертая сообщены между собой, в четвертой позиции вторая линия сообщена с шестой, третья, четвертая и пятая сообщены междч собой, в пятой позиции вторая линия сообщена с шестой и четвертой, третья линия сообщена с пятой, в шестой позиции вторая линия сообщена с третьей, четвертой и шестой линиями, в первых позициях первого и второго распределителей включения передач прямого хода первые линии сообщены с вюрымк, третьи - с пятыми, во втрых позициях вторые линии сообщены с пятыми, ipeibnс четвертыми, отличающееся тем, чю, с целью повышения надежности работы распределительного устройства распределитель реверса выполнен трехпози- ционным ингилинейным, пятая линия которою сообщена чере i клапан задержки со сливом, при лом в первой позиции распредели имя реверса первая линия сообщена с второй, грегья линия сообщена с пятой, в третьей пошции вторая линия соединена с пятой, третьяс четвертой, электрочправдяемые клапаны управления распределителем включения диапазонов и распределите ;ями включения передач прямого хода выполнены в виде дв х шариковых клапанов, взаимодействующих между собой через игольчатый толкатель, расположенный в корпусе клапанов, при этом первый шариковый клапан электроуправляемых клапанов подпружинен и полость пружины первого шарикового клапана управления распределителем включения диапазонов соединена с пятой линией этого распределителя и с нагнетательной магистралью, полость второго шарикового клапана управления распределителем

включения диапазонов сообщена с шестой линией распределителя реверса, полости пружин первых шариковых клапанов, электроклапанов управления распределителями включения передач прямого хода сообщены

5 между собой, с первой линией клапана задержки и с пятой линией распределителя реверса, полости вторых шариковых клапанов управления первым и вторым распределителями включения передач прямого хода сообщены соответственно с четвертой и треть0 ей линиями распределителя переключения передач, полость игольчатого толкателя клапана управления распределителем включения диапазонов сообщена с противопружин- ной полостью этого распределителя, полос5 ти игольчатых толкателей клапанов управления первым и вторым распределителями включения передач сообщены соответственно с иротивопружинными полостями этих распределителей, при этом в первой позиции шариковых клапанов управления распреде0 лителями включения диапазонов и первого и второго распределителями включения передач прямого хода полости игольчатых толкателей и вторых шариковых клапанов соединены между собой и со сливом, а во вторых позициях этих клапанов полость второго ша5 рикового клапана соединена со сливом, а полость игольчатого толкателя - с пружинной полостью первого шарикового клапана.

|ц| I .,|ц|г : i nidll. . IM.HI I I 1 1111 ,MI rtH-l H; ,lHI iniilfHodl

( ( I ijl llКГЧ.-М11 P(j 4J( / ГНЧКЦд 4 i OV I I

(jj ) ) П1М1 4 K(i . О , b.l.lu n , ,) I4. 1М11М11.МН. V) Ц)) ||{j .11НПИ1 i d|J( |t Ч I ll И (

(j(j vrt uxsddo v ij| p. ,,|iii (iiH-(i| ()d()jM:ri,|

сим ii : iL inn1 i.in j

/

/

1

f%a ftw%b

W//7////7/////////////////////

vT

SU 1 544 604 A1

Авторы

Винарский Анатолий Антонович

Даты

1990-02-23Публикация

1988-01-13Подача