Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1988 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1364497A1

Изс петение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению в частности к устройствам для управления коробками передач.

Цель изобретения - повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дублированного управления.

На фиг. 1 показано распределительное устройство, обший вид; на фиг. 2 - гидравлическая схема распределительного устройства в нейтральном положении; на фиг.З- 8 - гидравлическая схема распределительного устройства при работе на передачах прямого хода при управлении механическим путем; на фиг. 9 и 10 - то же, при работе на передачах обратного хода; на фиг. 11 - 15 - то же, при работе на второй-шестой передачах прямого хода при управлении электропереключателем.

Распределительное устройство для управления коробкой передач состоит из корпуса 1 (фиг. 1) с расположенными в его полостях распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода, распределителем 5 включения муфт диапазонов, распределителем 5 включения передач, распределителем 6 реверса и электроуправляемых клапанов.

Противолежашая пружине полость раС: пределителя 4 включения муфт диапазонов сообшена через полость пружины электро- управляе.мого клапана, распределитель 5 включения передач и распределитель 6 реверса со сливом и может включиться в нагнетательную магистраль через каждый из распределителей 5 и 6 и электроуправляе- мый клапан.

Противолежашая пружине -полость распределителя 2 сообш,ена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом, Противолежашая пружине полость распределителя 3 сообшена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом.

Магистраль 7 питания муфты низкого диапазона сообщена через распределители 4 и 5 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 9 питания муфты высокого диапазона - через распределитель 4 со сливом. Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач сообшена со сливом через распределители 2, 3 и 6, магистраль 11 питания муфты второй, пятой передач - через распределитель 2, магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач - через распределитель 3, магистраль 13 питания муфты обратного хода - через распределитель 6 реверса.

Полости электроуправляемых клапанов 14-16 сообшены с нагнетательной магистралью 8.

Рабочая жидкость к распределителям 4-6 подается по магистрали 8.

Устройство работает следуюшим образом.

При движении на первой передаче прямого хода следует переместить распределитель 6 реверса вправо (фиг. 2 и 3).

Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач соединяется через распределители 2, 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а так как магистраль 7 питания муфты низкого диапазона соединена через распределитель 4 с нагнетательной магистралью 8, происходит включение первой передачи.

Дальнейшее включение передач можно производить либо с помошью электроуправляемых клапанов, либо механическим путем, перемещая в соответствующие положения распределитель 5.

Q Для включения второй передачи электропереключателем подается питание к электро- управляемому клапану 14, который, перемешаясь, подает рабочую жидкость в проти- волежашую пружине полость распределителя 2, отчего он перемешается и соединяет

5

магистраль 11 питания муфты второй, пятой

передачи через распределители 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 10 - со сливом, так как муфта понижающего диапазона остается включенной, проис0 ходит включение второй передачи и выключение первой.

При включении второй передачи распределителем 5 (фиг. 4) перемешают его на одно положение, тогда противолежащая пружине полость распределителя 2 соединяется

5 с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапана 14 и через распределитель 5. Происходит перемешение распределителя 2 и переключение передач с первой на вторую.

,. Для включения третьей передачи электропереключателем подается питание к электроуправляемому клапану 15 и снимается с клапана 14. Клапан 15 перемещается и подает рабочую жидкость в противолежащую пружине полость распределителя 3.

5 Последний перемещается и соединяет магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач через распределитель 6 с нагнетательной магистралью 8. Происходит включение третьей передачи, так как муфта низкого диапазона остается включенной.

При включении третьей передачи распределителем 5 (фиг. 5) противолежащая пружине полость распределителя 3 соединяется с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапа- 5 на 15 и распределитель 6, и дальше процесс повторяется как и при электроуправлении.

Для включения четвертой передачи электроуправлением подается питание на электроклапан 16, который перемещается и соединяет противолежащую пружине полость распределителя 4 с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемещается и соединяет магистраль 9 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 7 - со сливом, происходит переключение диапазонов с низкого на высокий, а так как распределители 2 и 3 возвратились в исходное положение (снято питание с электроклапанов 14 и 15), магистраль 10 снова соединяется с нагнетательной магистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.

Для включения четвертой передачи распределителем 5 устанавливают его в соот- ветствующее четвертой передаче положение (фиг. 6). В этом случае противолежащие пружинам полости распределителей 2 и 3 через полости пружин электроклапанов и распределитель 5 соединены со сливом, а противолежащая пружине полость распределителя 4 через полость пружины электроклапана 16 и распределитель 5 соединяется с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемещается и переключает диа

пазоны с понижающего на повыщающии. В то же время происходит соединение магистрали 10 с магистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.

Включение пятой и щестой передач про- исходит соответственно подобно включению второй и третьей передач электроклапанами 14 и 15 или распределителем 5 при установке его в соответствующее положение (фиг. 7 и 8).

Выключение передач с получением нейт- рали происходит при установке распределителя 6 в положение нейтрали независимо от положений распределителя 5 или электропереключателя, так как подвод рабочей жидкости к распределителям 2 и 3 запира- ется распределителем 6.

Включение обратного хода осуществляется установкой распределителя 6 в положение 1 или 2 обратного хода (фиг. 9 и 10).

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет производить включение передач прямого хода выборочно или последовательно как вручную, так и электропереключателем (фиг. 11 -15), с получением нейтрального положения с любой передачи прямого хода при любом способе включения, причем при включении передач вручную электро- управляемые клапаны запираются соответственно.

Формула изобретения

Распределительное устройство для управ- левия коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые щестилиней

5 Q

20

25

30

35 Q

5

5

0

ный щестипозиционный распределитель переключения передач и четырехпозиционный семилинейный распределитель реверса, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные пятилинейные распределители включения диапазонов и включения передач прямого хода, причем нагнетательная магистраль связана с магистралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания высокого диапазона связана через последний со сливом, при этом вторая линия распределителя включения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты низкого диапазона, третья линия распределителя включения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты высокого диапазона, четвертая и пятая линии распределителя включения диапазонов сообщены соответственно со сливом и с нагнетательной магистралью, первая линия распределителя переключения передач сообщена с пятой линией распределителя реверса, вторая линия распределителя переключения передач сообщена с нагнетательной магистралью и с щестой и седьмой линиями распределителя реверса, пятая линия распределителя переключения передач сообщена со сливом, первая и четвертая линия распределителя реверса сообщены со сливом, вторая линия распределителя реверса сообщена с пятой линией первого распределителя включения передач прямого хода, третья линия распределителя реверса сообщена с магистралью питания муфты обратного хода, первые линии первого и второго распределителей включения передач прямого хода сообщены со сливом, вторые линии сообщены соответственно с магистралью питания муфты третьей, щестой передач и с магистралью питания муфты второй, пятой передач, третья линия первого распределителя включения передач прямого хода сообщена с пятой линией второго распределителя включения передач прямого хода, третья линия которого сообщена с магистралью питания муфты первой, четвертой передач, при этом в первой позипии распределителя включения диапазонов пятая линия сообщена с второй, а во второй позиции пятая линия сообщена с третьей, в первой позиции распределителя переключения передач щес- тая линия сообщена с первой, третья, четвертая и пятая линии сообщены между собой, во второй позиции шестая линия сообщена с первой, вторая линия сообщена с четвертой и третья с пятой, в третьей позиции щестая линия сообщена с первой, вторая, третья и четвертая сообщены между собой, в четвертой позиции вторая линия сообщена с щестой, третья, четвертая и пятая линии сообщены между собой, в пятой позиции вторая линия сообщена с шестой и

с четвертой, третья линия сообщена с пятой, в шестой позиции вторая линия сообщена с третьей, четвертой и шестой линиями, в первой позиции распределителя реверса пятая линия сообщена с первой, шестая - второй, третья - с четвертой, во второй позиции первая линия сообщена с второй и пятой линиями, третья линия сообщена с четвертой, в третьей позиции пятая лиупомянутые клапаны управления выполнены трехлинейньши, причем противоположная пружине полость распределителя включения диапазонов сообщена с первой линией клапана управления распределителем диапазонов, вторая линия которого сообщена с нагие тательной магистралью, а третья линия сообщена с щестой линией распределителя переключения передач, прл; этом в первой

ния сообщена с первой и второй, третья ли-позиции клапана управления распределитения сообщена с шестой, в четвертой позициилем диапазонов первая линия сообщена с

первая линия сообщена с второй, третья -третьей, а во второй позиции первая линия

с шестой, пятая - с седьмой, в первых по-сообщена с второй, противолежащие пружизициях первого и второго распределителейнам полости распределителей включения

включения передач прямого хода первые ли-муфт переднего хода сообщены с первыми НИИ сообщены с вторыми, третьи - с пяты- 15 линиями электроуправляемых клапанов упми, во вторых позициях вторые линии сооб-равления распределителями включения пещены с пятыми, третьи - с четвертыми, от-редач прямого хода, вторые линии которых

личающееся тем, что, с целью повышениясообщены между собой и с нагнетательной

надежности работы коробки передач смагистралью, а третьи линии сообщены сошестью передачами прямого хода и двумяответственно с третьей и четвертой линиями передачами обратного хода путем обеспече- распределителя переключения передач, при

ния дублированного управления, оно снабжено электроуправляемыми двухпозицион- ными клапанами управления распределителями включения соответственно диапазонов

этом в первой позиции электроуправляемых клапанов управления распределителями включения передач прямого хода первые линии сообщены с третьими, а во второй пози- и включения передач прямого хода, при этом 25 ции первые линии сообщены с вторыми.

7

J ////////// /// / / / ///////////// л мр

иг.2

упомянутые клапаны управления выполнены трехлинейньши, причем противоположная пружине полость распределителя включения диапазонов сообщена с первой линией клапана управления распределителем диапазонов, вторая линия которого сообщена с нагие тательной магистралью, а третья линия сообщена с щестой линией распределителя переключения передач, прл; этом в первой

позиции клапана управления распределитеTi

тУп-т

®//.J

Похожие патенты SU1364497A1

название год авторы номер документа
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1988
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1544604A1
Распределительное устройство для управления шестиступенчатой коробкой передач транспортного средства 1986
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1402443A1
Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства 1990
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
SU1787815A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1988
  • Винарский Анатолий Антонович
SU1609715A1
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1984
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
SU1240642A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Макаревич Анатолий Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1382681A1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1342757A1
Электрогидравлическое устройство управления фрикционами коробки передач 1986
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Носик Александр Юрьевич
SU1342765A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1982
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
  • Королев Владимир Григорьевич
SU1070036A1
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1980
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
  • Королев Владимир Григорьевич
SU969561A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 364 497 A1

Реферат патента 1988 года Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дуб лиро- ванного управления. В полостях корпуса 1 вместе с распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач прямого хода 2, 3 смонтированы электроуправляемые клапаны 14-16 управления распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач переднего хода 2, 3. Противолежаш,ая пружине полость распределителя включения муфт диапазонов соединена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 6 реверса со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель 5 включения передач и электроуправ- ляемый клапан. Противолежаш,ие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода соединены через полости пружин соответствующих электроуправляемых клапанов и распределитель 5 включения передач со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель включения передач и соответствующий электроуправляемый клапан. Причем при соединении противолежащих пру- жина.м полостей распределителей включения муфт диапазонов и распределителей включения муфг переднего хода с нагнетательной магистралью через распределитель включения передач электроуправляемые клапаны соответственно запираются. 15 ил. л (Л оо 05 4 СО

Формула изобретения SU 1 364 497 A1

/4

Фиг-5

Фи. iz

«V4VW4

фиг. 13

.

Т

Фиг.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1364497A1

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1984
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
SU1240642A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 364 497 A1

Авторы

Винарский Анатолий Антонович

Даты

1988-01-07Публикация

1985-03-26Подача