Изобретение относится к машиностроению, преимущественно транспортного, и может быть использовано на заводах, изготавливающих гидьзы цилиндров двигателей.
Известен способ финишной обрабЬтки гильз цилиндров двигателей, включающий многоступенчатое плосковершиннов хонингование абразивными брусками и противозадирную обработку потиранием бруском, который содержит мягкий металл I.
Известный способ обработки поверхности приводит к частичному заполнению наиболее глубоких рисок поверхности антифрикционными веществами и нaпoлнитeля 4и, входящими в состав бруска. Мягкие металлы/ составляющие основу бруска, заполняют лишь самые большие риски, основное количество рисок, как показывают исследования, мягкими металлами не заполнены. Причина недостаточного внедрения мягких металлов бруска в обрабатываемую поверхность состоит в том, что зернистость порошков металлов, обычно используемых для изготовления инструментов методами порошковой металлургии (40-100 мкм) оказывается чрезмерно большой. Поэтому оторвавшиеся зерна металлов закрепляются только в самых глубоких рисках.
Закрепление сравнительно крупных зерен мягких металлов на нескольких микронеровностях обрабатываемой поверхности оказывается недостаточно прочным. Измельчение зерен мягких металлов при трении бруска о обра10батываемую поверхность не наблюдается. Вместе с тем, увеличение количества мягкого металла на обрабатываемой поверхности желательно, так как позволяет в еще большей сте15пени повысить ее противозадирные свойства. Увеличение времени обработки до некоторой степени позволяют это достигнуть, однако процесс сопровождается уменьшением произво20дительности и ухудшением формы гильзы из-за ее чрезмерного нагрева при длительном натирании.
Целью способа является улучшение противозадирных свойств гильзы.
25
Поставленная цель достигается за счет увеличения количества мягкого металла, натираемого на поверхность, что достигается тем, что в брусок мягкий металл вводят в виде
30 порошка, зернистостью от 0,1. до
0,3 ОТ величины зернистости абразива хонйягойальных брусков, используемых на прадпосл1эдней, операции плосковершинного хонингования.
Указанное соотношение зернистостей обеспечивает достаточную меру закрепления частиц мягкого металла в рисках обрабатываемой поверхности, сформированных на предпоследней операции хонингования,
При использовании большей зернистости мягких металлов брусков, количество мягких металлов на обрабатываемой поверхности оказывается недостаточным. При использовании более мелкой зернистости металлических порошков эксплуатационные свойства гильзы несколько улучшаются, однако дефицитность и высокая стоимость особо мелких металлических порошков не йозволяют осуществить предлагаекый способов массовом производстве.
Испытание предлагаемого способа производится при обработке чугунных гильз тракторных двигателей. Предпоследнее хонингование осуществляется алмазными брусками зернистостью 160/125, последнее - 20/14. Окончательная обработка - способом, известным из прототипа.
Зернистость металлического порошка в бруске составляет 15 мкм, 30 мкм, 50 мкм.
В результате испытаний двигателей установлено, что по сравнению с серийной обработкой (только плосковершинное хонингование) количество двигателей, снятых с испытаний из-за задиров и схватывания уменьшается, на 22% при обработке известным способом, и на 30% - по предлагаемому. Таким образом, данный способ финишной обработки гильз цилиндров позволяет улучшить противозащирные свойства гильзы, не увеличивая при
этом времени ее обработки.
Формула изобретения
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей, включающий многоступенчатое плосковершинное хонингование абразивными брусками и противозадирную обработку натиранием бруском, который содержит мягкий металл, отличающийся тем, .что, с целью улучшения противозадирных свойств гильзы, мягкий металл вводят в брусок в виде порошка с зерс нистостью от 0,1 до 0,3 от величины зернистости абразива хонинговальных брусков, используемых на предпоследней операции плосковершинного хонингования .
0 Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2964821/25-08, рл. В 24 В 1/00, 1980.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ финишной обработки | 1990 |
|
SU1775273A1 |
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей | 1985 |
|
SU1255397A1 |
Способ придания поверхности металлов противозадирных свойств | 1981 |
|
SU984818A2 |
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей | 1981 |
|
SU988530A1 |
Способ финишной обработки гильз и цилиндров двигателей | 1985 |
|
SU1329949A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2095221C1 |
СПОСОБ АНТИФРИКЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041787C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ СОПРЯГАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ, ОБРАЗУЮЩИХ НЕПОДВИЖНЫЙ КОНТАКТ | 1994 |
|
RU2049650C1 |
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей | 1985 |
|
SU1313654A1 |
Способ хонингования гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1611706A1 |
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1981-04-02—Подача