Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей Советский патент 1983 года по МПК B24B1/00 

Описание патента на изобретение SU988530A1

(54) СПОСОБ ФИНтШОЙ ОБРАБОТКИ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

1

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно транспортному, и может использоваться на заводах, изготавливающих гильзы цилинд ров двигателей.

Известен способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей, включающий абразивную обработку натиранием бруском, выполненньм из металла, твердость которого меньше твердости обрабатываемой детали, и содержащим протквозадирные ингредиенты 1. -. Недостатками известного способа являются низкие противозадирные свойства и коррозионная стойкость.

Цель изобретения - повышение противозадирных свойств и придание коррозионной стойкости.

Поставленная цель достигается тем, что на обрабатываемую поверхность в процессе натирания дополнительно наносят органическое пленкообразующее вещество и вещество из групп легкоплавких металлов и/или их окислов при соотношении плёнкообразующего вещества и противозадирных ингредиентов от 1:3 до 1:9 по объему, и процесс натирания производят до заполнения мик.ровпадин неровностей поверхности.

сформированных на предпоследней операции абразивной обработки.

В качестве органического пленкообразующего вещества используют олифу или твердекхцие полимеры.

В качестве легкоплавких металлов и/или их окислов используют свинец и/или свинцовый сурик. ,

в качестве противозадирных ингре10диентов используют графит и/или, дисульфид молибдена и/или гексагональный нитрид бора.

На обрабатываемой поверхности гильзы-ие образуется сплошная пленка.

15 Противозадирные вещества заполняют на:иболее глубокие микровпадины поверхности и закрепляются в них за счет реакций полимеризации или образования нерастворимых в воде и масле

20 ккш. В реакции образования таких мыл нарящу с легкоплавкими металлами участвует железо - материал гильзы, поэтому эти мыла закрепляются на поверхности гильзы особо прочно. Такое

25 покрытие не изменяет размера гильзы. Контактная жесткость поверхности не уменьшается, так как она определяется свойствами материала плато, а противозсщирные вещества и полиме30 ры находятся в микровпадинах. При работе двигателя, когда в гильзе происходит периодическое пов шение температуры, органическое пле кообразующее вещество выгорает, но легкоплавкие вещества при этом закрепляются за счет спекания, при этом они удерживают и другие, более тугоплавкие противозадирные и антифрикционные вещества. Пористость, образующаяся при выгорании пленкооб разующего вещества, играет положительную роль - в порах хорошо удерж вается смазка. Соотношение органического пленкообразующего вещества и твердых ингредиентов может быть о 1:3 до 1:9 по объему. При таком соотношении обеспечиваются достаточная легкость осуществления технологического процесса и удовлетворител ное качество обработанной поверхнос гильзы. При недостатке пленкообразу гацего вещества ухудшается закреплен твердых ингредиентов на обрабатываемой поверхности и, кроме того, изза чрезмерной вязкости вводимой сме си затрудняется процесс нанесения, ухудшается равномерность распределе ния твердых ингредиентов по поверхности гильзы. При избытке пленкообразующего вещества в процессе экспл атации гильз возникает чрезмерна пористость противозадирного наполне ния микровпадин, что уменьшает эффе тивность противозадирной обработки. Противозадирные и пленкообразующ вещества могут вводиться несколькими способами, выбор которых зависит от конкретных технологических условий: в виде заранее приготовленной пас ты; паста готовится путем смешивания и растирания ингредиентов; при использовании окиси свинца и олифы пас та должна быть использована не позднее, чем через 5 ч с момента приготовления, в противном случае реакция образования свинцового мыла закончится в пасте, а не на обрабатываемой поверхности, при этом прочность ее закрепления на поверхности металл снизится; в виде пасты (при использовании окиси свинца), изготовленной на мине ральном масле, состоящем преимущественно из предельных углеводородов (вазелиновое, веретенное и др.масла) такая паста может храниться длительное время; олифа в этом случае вносится отдельно (несколько капель или мазок кистью), в процессе противозадирной обработки, осуществляемой, например, на хонинговальном станке, олифу смешивают с окисью свинца непосредственно на обрабатываемой поверхности;путем натирания специально заранее приготовленным бруском, изготовленным из свинца и/или окиси свинца и других легкоплавких металлов методами порошковой металлургии либо методами изготовления брусков с использованием органического связующего; олифа в этом случае вводится ;как описано выше, введение свинца и/или окиси свинца в бруски, содержащие антифрикционные вещества, окислы и металл, хотя и возможно, однако не целесообразно, так как при введении свинца (окиси) в значительном количестве бруски оказываются излишне мягкими и позволяют втереть частицы в поверхность с требуемой силой, при малом количестве свинца (окиси) противозадирные свойства поверхности улучшаются в Недостаточной степени, более целесообразно обработку производить одновременно брусками двух видов: более твердыми и более мягкими, содержащими свинец и/или окись свинца; обрабатываемую поверхность в этом случае смачивают олифой заранее. Противозадирные вещества и пленкообразующее вещество вместе или порознь могут быть нанесены на обрабатываемую поверхность через сопла, установленные между брусками хонголовки..,. После проведения противозадирной обработки гильзы в течение нескольких часов (до 20 ч) не Должны подвергаться мойке и консервации, в это время должны полностью пройти процессы полимеризации или образования кил. После такой обработки при необходимости хранения в течение долгого времени гильза без снижения противозадирных свойств может быть подвергнута консервации и раскрнсервации. Обработке подвергаются гильзы транспортного двигателя.. Предварительная абразивная обработка: хонингование алмазными брусками зернистостью 160/125, полирование алмазными брусками зернистостью 28/20. Режимы противозадирной обработки: скорость вращения притира 40-60 м/мин, скорость возвратно-поступательного движения 5-10 м/мин, давление рижима брусков 2-10 кг/см. Пример. Противозадирное вещество: окись свинца; пленкообразующее вещество: олифа. П р и м е р 2. Противозадирные вещества: окись свинца, кадмий, дисульфид молибдена; пленкообразующее вещество: олифа. П р и м е р 3. Противозадирные вещества: цинк, графит; пленкообразующее вещество: спиртовый раствор пульвербакелита. Соотношение противозадирных и ленкообразукяцих веществ может варьроваться в широком диапазоне - от 9:1 до 3:1 по объему. В результате противозадирной бработки нагрузки, при которой намииали появляться задиры, увеличены на 20-30%. Наибольшая коррозионная стойкость достигнута при использоваНИИ состава, приведенного в примере 1, наиболее высокая противозгьдирная стойкость - в примере 2, в примере 3 использованы наиболее доступнью дешевые вещества. В результате испытаний гильз на устойчивость против коррозии было Установлено, что без мойки и консер вации гильзы в заводских ус ловиях могут храниться дольше (боле 1 мес), чем это требуется по услови ям производства. Консервация, прове денная через 20 ч после обработки предложенным способом, и последующая расконсервация не оказывают существенного влияния на состояние ра бочей поверхности гильзы и не- ухудшают ее противозадирных свойств. , Таким образом,преяложенный спосо позволяет повысить противозадирные свойства поверхности и придать ей коррозионную стойкость. Формула изобретения 1. Способ финишной обработки гил цилиндроз двигателей, -включающий аб разивную .обработку натиранием бруском, выполненным из металла, твердость которого меньше твердости обрабатываемой детали,и содержащим пр тивозадирные ингредиенты,о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повышения противозадирных свойств и придания коррозионной .стойкости на обрабатываемую поверхность в процессе натирания дополнительно наносят органическое пленкообразующее вещество и вещество из групп легкоплавких металлов и/или их окислов при соотношении пленкообразующего вещества и противозсодирных ингредиентов от 1:3 до 1:9 по объему, и процесс натирания производят до заполнения микровпадин неровностей поверхности. 2.Способ по п. l,oтличaюЩ и и с я тем, что в качестве органического пленкообразующего вещества используют олифу или твердеющие полиме ры. 3.Способ по пп. 1и2,о1л. ичающийся тем, что в качестве легкоплавких металлов и/или их окислов используют свинец и/или свинцовый сурик. 4.Способ, по пш1-3, о т л и ч аю щ и и с я тем, что в качестве противозадирных ингредиентов HcnoJtJbsywT .графит и/или дисульфид молибдена и/или гексагональный нитрид бора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке W 2964821/25-08, кл. В.24 В 1/00, 1980.

Похожие патенты SU988530A1

название год авторы номер документа
Способ финишной обработки 1990
  • Ющенко Сергей Александрович
SU1775273A1
Способ придания поверхности металлов противозадирных свойств 1984
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Львов Владимир Николаевич
  • Кошелев Александр Григорьевич
SU1181852A2
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей 1985
  • Чеповецкий Израиль Хананович
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Ющенко Сергей Александрович
SU1313654A1
Способ придания поверхности металлов противозадирных свойств 1981
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Львов Владимир Николаевич
  • Кошелев Александр Григорьевич
  • Бейлина Людмила Васильевна
SU984818A2
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ 1993
  • Кошелев Александр Георгиевич
RU2072298C1
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей 1985
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Кошелев Александр Григорьевич
  • Львов Владимир Николаевич
  • Моисеенко Алексей Петрович
  • Букач Юлий Кузьмич
  • Ройфберг Зусь Маркович
  • Ноговицын Валентин Александрович
SU1255397A1
Способ обработки поршней двигателей 1985
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Кошелев Александр Григорьевич
  • Львов Владимир Николаевич
  • Моисеенко Алексей Петрович
  • Букач Юлий Кузьмич
  • Ноговицын Валентин Александрович
SU1268378A1
Способ финишной обработки гильз и цилиндров двигателей 1985
  • Чеповецкий Израиль Хананович
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Ющенко Сергей Александрович
  • Стрижаков Владимир Леонидович
  • Карпович Николай Станиславович
  • Огородник Владимир Васильевич
SU1329949A1
Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей 1981
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Кошелев Александр Григорьевич
  • Львов Владимир Николаевич
  • Бейлина Людмила Васильевна
  • Менакер Аркадий Борисович
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Кошевой Николай Семенович
  • Котур Ярослав Михайлович
  • Манжар Василий Алексеевич
  • Рубенштейн Семен Яковлевич
  • Лазарь Иосиф Владимирович
SU973310A1
Масса для изготовления абразивного инструмента 1986
  • Львов Владимир Николаевич
  • Бейлина Людмила Васильевна
  • Сафронов Владимир Гаврилович
  • Кошелев Александр Григорьевич
  • Манжар Василий Алексеевич
SU1349982A1

Реферат патента 1983 года Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей

Формула изобретения SU 988 530 A1

SU 988 530 A1

Авторы

Львов Владимир Николаевич

Сафронов Владимир Гаврилович

Кошелев Александр Григорьевич

Даты

1983-01-15Публикация

1981-06-26Подача