Изобретение относится к металлургии, в частности к т вердым смазочным сплавам, ислользуе1«1м для получения антифрикционных материалов..
Известны антифрикционные самосмазывающиеся на основе меди, железа и других металлов 1.
Недостатками этих материалов являются неудовлетворительные антифрикционные характеристики.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является твердый смазочный сплав С23 для антифрикционных материалов следующего состава, вес.%:
Олово1-3
Висмут0,5-3,5
СвинецОстальное
Недостатком известного твердого смазочного сплава является низкая износостойкость антифрикционного материала.
Средняя интенсивность износа антифрикционного материала на основе меди, содержащего 25 вес.% известного твердого смазочного сплава при удельной нагрузке 10 кгс/см и скорости скольжения 4,1 м/с составляет
0,0143 г/см2-10 км. Для антифрикциониого материала на основе железа, содержащего 10 вес.% известного сплава средняя интенсивность износа при тех же условиях 0,060 г/см-10 км.
Целью изобретения.является повышение износостойкости антифрикционного материсша.
Поставленная цель достигается тем,
10 что твердый смазочный сплав для антифрикционных материалов, содержащий олово, свинец и висмут, который отличается от известного смазочного сплава тем, что он содержит компонен15ты в следующем соотношении, вес.%: Олово14-20
Свинец30-36
ВисмутОстальное
Предложенное соотношение компонен20тов твердого смазочного сплава обеспечивает ему значительную пластичность и большое относительное удлинение при одноосном растяжении. Это связано с тем, что сплав предложенного соста25ва характеризуется наличием ультрамелкого равноосного зерна в структуре, облегчающего межзеренное скольжение при деформации сплава в зоне трения. Благодаря высокому уровню пластичнос30ти предложенного сплава, его использование а композиционном антифрикционном материале в качестве твердой смазки обеспечивает повышение его износостойкости за счет образования на контактных поверхностях легкотрансформируемого граничного слоя, в котором локализуются связанные с Трением процессы деформационного течения.
Расплав предложенного сплава распыляют в ультразвуковом поле в порошок крупностью 4-20 мкм. Порсяиок сплава смешивают с порошком меди (или железа, или железа и меди),
смесь порошков прессуют в заготовки при давлении 2000 кгс/см до пористости 5-10% и спекают в защитной атмосфере по следующему ступенчатому режиму:
lOO-lSG C 1,5-2 ч
350-400°С 0,5-1 ч
700-850С 4-5 ч
В таблице приведены состаи предложенного твердого смазочного сплава и значения интенсивности износа антифрикционных материалов при удельной нагрузке 10 кгс/см и скорости скольжения 4,1 м/с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Антифрикционная металлоплакирующая смазка | 1978 |
|
SU827538A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
Металлоплакирующая смазка | 1982 |
|
SU1030404A1 |
Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения | 1983 |
|
SU1143765A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470082C1 |
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1991 |
|
RU2024639C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2002 |
|
RU2223341C1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ | 2015 |
|
RU2602602C1 |
Состав для получения спеченного фрикционного материала на основе железа для муфты сцепления | 2022 |
|
RU2789797C1 |
93,5 3,5
3,0
0,0160
Известный Как следует из приведенных в таблице данных, предложенный твердый смазочный сплав в сравнении с извест ным обеспечивает повышение износостойкости антифрикционных материалов в 3,6-10 раз. Экономический эффект от использования предложенного смазочного сплава во вкладышах для волочильных фильер составляет 120 тыс.руб. в год Формула изобретения Твердый смазочный сплав для антифрикционных материалов, содержащий олово, свинец и висмут, о т л и ч а0,082
0,0«0
0,0143
0,065 ю щ и и с я тем, что, с целью повышения износостойкости антифрикционных материалов, он содержит компоненты в следующем соотношении, вес. %; Олово14-20 Свинец30-36 ВисмутОстальное Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе 1.Трение, изнашиваиие и смазки. Под ред. И.В.Крагельского и В.В.Алисина, М., Машиностроение, 1978, с. 187. 2.Патент США 3969084, кл. 29-182.1, опублик. 1976.
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1980-11-10—Подача