1
Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к предохранительным устройствам стреловых кранов, и может быть использовано как ограничитель грузоподъемности стрэелового крана.
Известен ограничитель грузоподъемности стрелового крана, содержащий датчик усилия, подсоединенный через перзе- ключатель вида работ к первым входам компараторов, выходы которых подсоединены к одним входам исполнительного блока, выход которого связан со схемой управления краном, формирователь грузовых характеристик, выход которого соединен со вторыми входами компараторов, датчик вылета стрелы, генератор синхроимпульсов, генератор пилообразного напряжения, триггеры, блок индикации и блок питания l .
Недостатком известного ограничителя является неэффективный контроль его исправного состояния, что снижает безопаф ность работы крана.
Цель изобретения - повышение безопасности работы крана.
Цель достигается тем, что ограничи- тель снабжен ждущими мультивибраторами, входы которых подключены к выходам компараторов, схемами сравнения, первые входы которых соединены с выходами ждущих мультивибраторов, а выходы схем сравнения подсоединены к первому входу
Q соответствующего триггера, выход которого подключен к входу блока индикации, схемой И, входы которой соединены с выходами триггеров, схемой Запрет, первый вход которой подключен к выходу
15 схемы И, а второй вход схемы Запрет подключен к выходу генератора синхроимпульсов, счетчиком, первый вход которого связан с переключателем вида рй- бот, дещифратором, вход которого соеди-
20 нен с выходом счетчика, а один из выходов дешифратора подключен к третьему . входу схемы Запрет, генератором фиксированных значений вылета стрелы, выход которого через переключатель вила ра- бот соединен с входом формирователя грузовых характеристик, который через переключатель вида работ соединен с выходом датчика вылета стрелы, генератором фиксированных значений массы груза, выходы которого подсоединены ко вторым входам схем сравнения, причем другие входы дешифратора соединены с входами генератора фиксированных значений вылета стрелы, входами генератора фиксированных значений массы груза и входом блока индикации, выход схемы Запрет соединен с вторым входом счетчика, вторыми входами .триггеров и вхопом генератора пилообразного напряжения, выхо ксггорого через переключатель вида работ соединен с первыми входами компараторов и третьими входами схем сравнения, а блок питания подключен через переключатель вида работ к другому входу ис волнительного блока. На черггеже изображена схема ограничителя грузоподъемности стрелового крана. Ограничитель грузоподъемности стрелового крана содержит датчик 1 усилия, подсоединенный через контакты 2 переключателя 3 вада работ и усилитель 4 к первым входам 5 компараторов 6, вы ходы которых подсоединены к одним входам 7 исполнительного блока 8, другой вход 9 которого подсоединен чере контакты 10 переключателя 3 к блоку 11 питания, а выход блока 8 включен в схему управления краном (на чертеже не показана). Выход формирователя 12 грузовых характеристик соединен с вторъ ми входами 13 компараторов 6. Входы ждущих мультивибраторов 14 подключены к выходам компараторов 6. Первые входы 15 схем 16 сравнения соединены с выходами мультивибраторов 14, а выхо-« ды схем 16 подсоединены к первому вхо ду 17 соответствующего триггера 18, выход которого подключен через ключ 19 к входу блока индикации, например к лампам 20. Входы схемы 21 И соеди нены с выходами триггеров 18, а выход схемы 21 подключен к первому входу 22 схемы 23 Запрет, а второй вход 24 схемы 23 подключен к выходу генератора 25 синхроимпульсов. Первый вход 26 счетчика 27 через схему 2 8 установки в нуль связан с контактом 29 переключателя 3. Вход дешифратора ЗО соединен с выходом счетчика 27, а один из выхо; дов 31 дешифратора ЗО подключен к третьему входу 32 схемы 23. Выход генератора 33 фиксированных значений вылета стрелы через контакт 34 переключателя 3 соединен со входом формирргзателя 12, который через контакт 34 связан с выходом датчика 35 вылета стрелы крана. Выходы генератора 36 фиксированных значений массы груза подсоединены к вторым входам 37 схем 16. Другие выходы 38 дешифратора 30 соединены со входами генераторов 33 и 36 и входом блока индикации, например цифровым индикатором 39 номера участка грузовой характеристики. Выход схемы 23 соединен с вторым входом 4О счетчика 27, вторыми входами 41 триггеров 18 и входом генератора 42 пилообразноГО напряжения, в)1ход которого через контакт 2 переключателя 3 связау- с входами 5 компараторов 6 и треты;ми входами 43 схем 16. Ограничитель грузоподъемности стрелового крана работает следующим образом. При переводе переключателя 3 в положение работа в исполнительный блок 8 подается напряжение блока 11 питания. На усилитель 4 поступает сигнал с датчика 1, а на формирователь 12 грузовой характеристики - сигнал с датчика 35. При равенстве напряжения с выхода усилителя 4 пропорционального текущей нагрузке, выходному напряжению формирователя 12, пропорциональному допустимой нагрузке, срабатывают компараторы 6, включающие исполлительный блок 8, который выдает сигналы в схему управления краном. При установке переключателя 3 в положение контроль, блок 11 питания от исполнительного блока 8 отключается. К усилителю 4 подключается генератор 42 пилообразного напряжения, к формирователю 12 грузовой характеристики - генератор 33 фиксированных значений вылета, а вход схемы 28 замыкается контактом 29 на корпус, на выходе схемы 28 появляется одиночный импульс, устанавливающий счетчик 27 в нулевое состояние. Этому состоянию счетчика 27 соответстч вует появление высокого потенциала на выходе 31 дешифратора 30. Ск&ла 23 Запрета пропускает первый синхроимпульс от генератора 25, поступающий одновременно на счетчик 27, генератор 42 пшто образного напряжения и входы 41 триггеров 18. Счетчик 27 запоминает поступивший импульс и вызывает появление высокого потенциала на одном из выходов 38 дешифратора 30, который зажигает цифру 1 на индикаторе 39, на выходах
генератора 36 появляются напряжения, пропорциональные верхнему и нижнему пороговым значениям зоны допустимой нагрузки. Из выходного напряжения гене- ратора 33 формирователь 12 создает напряжения, пропорциональные допустимой нагрузке, которые поступают на вторые входы 13 компараторов 6.
Пилообразное напряжение с генератора 42 через усилитель 4 поступает на первые входы 5 компараторов 6 и входы 43 схем 16. По достижении напряжением формирователя 12 уставок компараторов 6 последние поочередно срабатывают, запуская ждущие мультивибраторы 14. Импульсы с мультивибраторов 14 поступают на входы 15 схем 16, тем самым разрешая их работу, причем длительность импульсов такова, что пилообразное напряжение за этот промежуток времени практически не изменяется,
Если ограничитель грузоподъемности исправен, то поступающие на входы 43 схем 16 напряжения находятся в допусковой зоне, определяемой верхними и нижними пороговыми напряжениями, поступающими от генератора 36 фиксированных значений массы, при этом схемы 16 срабатывают и своими выходньп 1и сигналами устанавливают в единичное состояние триггеры 18, которые, в свою очередь, через ключи 19 поочередно зажигают лампы 2О. С выходов триггеров 18 высокие потенциалы поступают также на схему 21, выходной сигнал которой принимает значение 1 только при переходе всех триггеров 18 в состояние I. Таким образом, в случае исправности ограничителя грузоподъемности на входе 22 схемы 23 появляется 1, и схема 23 Запрет подготовлена к пропусканию синхроимпульса. К моменту поступления очередного синхроимпульса заканчивается формирование пилообразного напряжения на выходе генератора 42. Устройство подготавливается к следующему циклу проверки (при другом значении вылета).
При проходе через схему 23 Запрет второго синхрюимпульса триггеры 18 возвращаются в исходное состояние, гас- нут лампы 2О, счетчик 27 запоминает импульс, на соответствующем выходе 38 дешифратора 30 появляется. высокий потенциал, на индикаторе 39 зажигается ии тра 2, и схема работает аналогично первому циклу.
В случае, если ограничитель грузо|подъемности неисправен в какой-либо из контрх лирувмых точек, то не произойдет
срабатывание одной или нескольких схем 16, триггеры 18 не перейдут в другое состояние и не загорятся лампы 20, затем схема не перейдет в режим пропускания очередного синхроимпульса. Работа устройства прекратится. На цифровом индикаторе 39 останется гореть цифра, показывающая номер контролируемой точки (или участка) грузовой характеристики, а на диагностическом табло - часть ламп 20, соответствующих сработавшим схемам 16.
Первая из негорящих ламп 20 указывает оператору, каксй из компараторов 6 не сработал, а цифра, горящая на индикаторе 39, - на каком участке грузовой характеристики нарушена правильная работа формирователя 12.
Таким образом, ограничитель грузоподъемности стрелового крана позволяет автоматизировать контроль его работоспособности, охватить проверкой основные блоки и все точки грузовой характеристики крана, а при возникновении неисправности осуществить диагностирование повреждения. В результате легко проверить исправность ограничителя, что повышает безопасность работы крана.
Формула изобретения
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана, содержащий датчик усилия, подсоединенный через переключатель вида работ к первым входам компараторов, выходы которых подсоединены к одним BXWдам исполнительного блока, выход которого связан со схемой управления краном, формирователь грузовых характеристик, выход которого соединен со вторыми входами компараторов, датчик вылета стрелы, генератор синхрюимпульсов, гене- р)атор пилообразного напряжения, триггеры, блок индикации и блок питания, отличающийся тем, что, с целью повешения безопасности работы крана за сяет контроля исправного состояния ограничителя, оц снабжен ждущими муль тивибраторами, входы которк 1х подкл10чены к выходам компараторов, схемами сравнения, первые входы которых соединены с выходами ждущих мультивибраторов, а выходы схем сравнения подсоединены к первому входу соответствующего триг гера, выход которого подключен к входу . блока индикации, схемой И, входы которой соединены с выходами триггеров, схемой Запрет, первый вход которой подключен
к BiJxony схем1)Г И, а вторэй вход схемы Зап1эет подключен к выходу i-енератора синхроимпульсов, счетчиком, первый вход которого связан с переключателем вида работ, дешифратором, вход которого соединен с выходом счетчика, я один из выходов дешифратора подключен к третьему входу схемы Запрет, генератором фиксированных значений вылета стрелы, выход которого через переключатель вида работ соединен с входом формирователя грузовых характеристик, который через переключатель вида работ соединен с выходом датчика вылета стрелы, генератором фиксированных значений массы груза, выходы которого пбдсоедипены ко вторым входам схем сравнения, причем другие выходы дешифратора соединены с входами
генер атора фиксированных значений вылета стрелы, входами генератора фиксированных значений массы груза и входом блока индикации, выход схемы Запрет соединен с вторым входом счетчика, вторым входами триггеров и входом генератора пилообразного напряжения, выход которю- ГС реэ переключатель вида работ соединен с первыми }ходами компараторов и третьими входами схем сравнения, а блок питания подключен через переключатель в1ща работ к другому входу исполнителЕзНого блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 287273О/29-11, кл. B6GC 23/90, 1980 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1983 |
|
SU1174370A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1980 |
|
SU880958A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1987 |
|
SU1428685A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1980 |
|
SU992406A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1984 |
|
SU1276614A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1981 |
|
SU992407A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1982 |
|
SU1110743A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1985 |
|
SU1306891A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1977 |
|
SU672146A1 |
Ограничитель грузоподъемности стрелового крана | 1982 |
|
SU1150216A1 |
Авторы
Даты
1982-12-07—Публикация
1981-07-27—Подача