(54) ШАРОВОЙ ШАРНИР Изобретение относится к общему машиностроению, а точнее к шаровым шарнирам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в различного рода шарнирно-рычажных механизмах, силовых фермах. Известен шаровой шарнир, содержаш,ий одну тягу, с возможностью врашения на этом шарнире 1. Недостатком шарнира является наличие только одной тяги. Установка второй тяги требует второго шарнира. Наиболее близким техническим решением является шаровой шарнир, содержащий несколько цапф в виде сферических секторов с внутренними выемками, образующими сферическую полость, размеш,енными в корпусе с опорой и крышкой 2. Недостатком указанного шарнира является относительно небольшая величина угла между осями цапф и подстыковочными к ним тягами. С увеличением угла между цапфами уменьшается плош.адь контакта сферической поверхности крышками с наружной сферической поверхностно цапф, что уменьшает несущую способность шарнира. При величине угла между осями цапф, близкой к 180°, подобное соединение вообще невозможно, так как исчезает поверхность контакта крышки с наружной поверхностью цапф. Целью изобретения является расширение диапазона возможных угловых перемещений. Указанная цель достигается тем, что в шаровом шарнире, содержащем полую опору с внутренней сферической поверхностью, в Которой установлены центральный шаговый элемент с цапфами, связанными с тягами, цапфа одной из тяг выполнена в виде одинарной проушины с внутренней сферической поверхностью и установлена на сферической поверхности центрального шарового элемента, при этом центральный шаровой элемент выполнен с плоскими параллельными участками, а цапфа второй тяги выполнена в виде двойной проушины и установлена шарнирно на параллельных участках центрального шарового элемента. На фиг. 1 показан шаровой шарнир, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. Шаровой шарнир содержит опору 1 с внутренней сферической поверхностью, в которой размещен центральный шаровой элемент 2 с закрепленными на нем проушинами 3 и 4, причем одинарная проушина 3своей внутренней сферической поверхностью контактирует с центральным шаровым элементом 2, а двойная проушина 4 закреплена на его параллельных торцах при помощи оси 5 и гайки 6. Устанавливаемые тяги 7 и 8 закреплены на проушинах 3 и 4. Кронштейн 9 с центральным отверстием под опору 1 служит его направляюшей. Опора 1 и одинарная проушина 3 имеет вырез под установку центрального шарового элемента. Кронштейн 9 и опора 1 имеют также отверстия и вырезы, которые необходимы для подвода к центральному шаровому элементу 2 проушин 3, 4 и сборки шарового шарнира. Сборка соединения осуществляется следующим образом. Опора 1 устанавливается в кронштейн 9, затем через прямоугольные отверстия опоры и кронштейна вводится одинарная проушина 3, после чего через монтажные вырезы кронштейна, опоры и проушины вводится центральный шаровой элемент 2 и разворачивается на угол 90°. Затем к центральному шаровому элементу 2 через соответствующие отверстия кронштейна 9 и выpesi i опоры 1 подводится двойная проушина 4и закрепляется на ней осью 5, которая вводится через боковое отверстие кронштейна 9 и закрепляется гайкой 6. На проушины 3, 4 устанавливаются тяги 7, 8 и соединение готово к работе. Таким образом, тяга 8, закрепленная на двойной проушине 4, имеет возможность вращения вместе с центральным шаровым элементом 2 в сферической полости опоры 1, а тяга 7, закрепленная на одинарной проушине 3, может вращаться вместе с ней на сферической поверхности центрального шарового элемента 2, т. е. тяги имеют все степени свободы, которые обеспечивает шаровой щарнир в пределах зазоров, имеющихся в опоре и кронштейне. Опора 1 с закрепленными на ней деталями имеет возможность возвратно-поступательного движения в направляющем отверстии кронштейна. В случае необходимости опора 1 может быть выполнена с фланцем и закреплена неподвижно на основании, а надобность в кронштейне отпадает. Предлагаемый шаровой шарнир обеспечивает возможность закрепления двух тяг, вращающихся относительно общего центра, на одной щаровой детали в щироком диапазоне возможных угловых перемещений. Формула изобретения Шаровой щарнир, содержащий полую опору с внутренней сферической поверхностью, в которой установлен центральный шаровой элемент с цапфами, связанныиитягами, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона возможных угловых перемешений тяг, цапфа одной из тяг выполнена в виде одинарной проушины с внутренней сферической поверхностью и установлена на сферической поверхности центрального шарового элемента, при этом центральный щаровой элемент выполнен с плоскими параллельными участками, а цапфа второй тяги выполнена в виде двойной проушины и установлена шарнирно на параллельных участках центрального шарового элемента. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 236146, кл.Р 16 С 11/06. 2.Авторское свидетельство СССР № 280123, кл. F 16 С 11/06, 1968 (прототип) .
-rl
иг.2
4:5
1 «s
(
«vji
€
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод ведущего управляемого колеса автомобиля | 1960 |
|
SU135272A1 |
Устройство крепления отжимного рычага дисковой фрикционной муфты сцепления | 1972 |
|
SU572610A1 |
НЕЗАВИСИМАЯ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1970 |
|
SU267358A1 |
Универсальный шарнир | 1975 |
|
SU551454A1 |
Прицепное устройство полунавесного плуга | 1959 |
|
SU125420A1 |
ЛЮЛЕЧНО-РАМНЫЙ ПОВОДОК | 1998 |
|
RU2136529C1 |
Гальсбант ворот шлюза | 1987 |
|
SU1491947A1 |
ГОРОДСКОЙ АВТОБУС | 2003 |
|
RU2245811C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 1970 |
|
SU280126A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА И ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЛЕТА СТРЕЛЫ КРАНА | 1969 |
|
SU248944A1 |
Авторы
Даты
1982-12-07—Публикация
1981-01-06—Подача