Способ определения маслоемкости поверхности трения Советский патент 1982 года по МПК F16N29/02 G01N11/00 

Описание патента на изобретение SU985549A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при выборе метода механической обработки сопрягаемых поверхностей трущихся пар деталей машин. Известен способ определения маслоемкости поверхности трения, заключающийся в том, что на исследуемую поверхность трения наносят дозированную каплю масла и прокатывают по исследуемой поверхности ролик. По толщине масляного пятна, полученного после прокатки, определяют степень маслоемкостн поверхности 1. Однако известный способ определения масло емкости поверхности не дает представления о способности масляной пленки к самовосстановлению (не учитывает способность проникновени смазки между двумя сопрягаемыми поверхностями) и недостаточно точен, так как невозможно абсолютно точно дозировать каплю масла, усилие прижима может быть различным, толщина пленки неравномерна, что сказьшается на площади отпечатка, а следовательно, и на толшине пленки. Цель изобретения - определение оптимального метода финишной обработки поверхностей трения по маслоемкости поверхности. Поставленная цель достигается тем, что маслоемкость определяют по скорости самопроизвольного растекания масляного пятна, образующегося между исследуемой поверхностью и прозрачной пленкой с отверстием и делениями, прижатой к неЙ4 Скорость растекания зависит от микрогеометрии поверхности трения. Чем выше скорость растекания масла по поверхности, тем быстрее будет восстанавливаться разорванная м сляияя пленка, следовательно, меньше вероятность образования задиров на поверхности и меньше сила трения. Скорость растекания масла определяют по формуле « hB J где h и В - размеры масляного пятна, мм; t - время от начала растекания масла

3 . 985549

до момента определения размеров масляного пятна, с.

П р н м е р. Имеется два исследуемых образца. Первый из них обработан шлифованием, второй - суперфинишированием. Выбор опти- j мального метода обработки цилиндрических деталей поясняется на фиг. 1, плоских - на фиг. 2; на фиг. 3 дан вид А на фиг. 1.

На исследуемую поверхность 1 накладывается прозрачная пленка 2. На отверстие в пленке 10 наносится капля масла 3. В этот момент засекается время. Через время t засекаются размеры масляного пятна h и В с помощью делений, нанесенных на пленке.

Скорость растекания подсчитывается по фор- ts муле (1).

Если скорость растекания масла по поверхности, обработанной суперфинишированием, оказывается больше, чем на шлифованной поверхности, то можно сделать вьшод, что коэффи- 20 циент трения суперфинишированной поверхности должен быть ниже, чем у шлифованной, износостойкость и прочность - выше.

Использование предлагаемого способа опреде ления маслоемкости поверхности обеспечивает 25 по сравнению с известными возможность определе1шя скорости восстановления разорванной масляной пленки на поверхностях обработанных

и

m7Z7777777/7ZZZZZ2ZZZZ/

Фиг,1

различными технологическими методами и проникае мости смазки между двумя сопрягаемыми поверхностями, а также : выбор наиболее оптимального метода технологической обработки- поверхности трения. Кроме того, снижаются коэффициент трения и сила трения; увеличиваются износостойкость и прочность деталей; повышается КПД пар трения, работающих в условиях граничной смазки, что значительно повышает качество деталей пар трения.

Формула изобретения

Способ определения маслоемкости поверхности трения, включающий нанесение масляной капли на исследуемую поверхность, отличающийся тем, что, с целью определения оптимального метода $инишной обработки поверхностей трения по маслоемкости поверхностей, на исследуемую поверхность накладьшают прозрачную пленку с отверстием и делениями и определяют скорость растекания масляного пятна между исследуемой поверхностью и пленкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Вестник машиностроения, 1974, № 2.

Фиг.1 ш /

Похожие патенты SU985549A1

название год авторы номер документа
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ИНГИБИРОВАННОГО ПОКРЫТИЯ С УВЕЛИЧЕННОЙ МАСЛОЕМКОСТЬЮ И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ИНГИБИРОВАННОГО ПОКРЫТИЯ С УВЕЛИЧЕННОЙ МАСЛОЕМКОСТЬЮ 2007
  • Михайлова Антонина Николаевна
  • Левитина Ирина Владимировна
  • Нарышкин Валентин Николаевич
RU2359069C2
СПОСОБ АНТИФРИКЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 1994
  • Кошелев А.Г.
  • Сафронов В.Г.
RU2041787C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ КАРМАНОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ 2010
  • Кузнецов Виктор Павлович
  • Горгоц Владимир Георгиевич
RU2458776C2
Способ получения смазочного материала с углеродными добавками 2023
  • Чеглаков Андрей Валерьевич
  • Ткачев Сергей Викторович
  • Дудаков Валерий Борисович
  • Грошкова Юлия Александровна
  • Мишаков Сергей Юрьевич
  • Хопин Пётр Николаевич
RU2807281C1
Способ Эйзнера-Кошелева определения качества обработки поверхности образца 1984
  • Эйзнер Леонид Анатольевич
  • Кошелев Анатолий Андреевич
SU1213349A1
СУПЕРФИНИШИРОВАНИЕ КРУПНЫХ ПЛАНЕТАРНЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Мишо Марк
  • Зуммерс Эдвард
RU2375621C2
Миниатюрная опора скольжения 1987
  • Андреева Ольга Георгиевна
  • Веркович Галина Алексеевна
  • Демченко Светлана Анатольевна
  • Лях Федор Васильевич
  • Романова Надежда Андреевна
  • Украинский Оскар Яковлевич
SU1511481A1
ТРЕХШАРИКОВАЯ МАШИНА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭТОЙ МАШИНЕ 2008
  • Мельник Сергей Владимирович
  • Голощапов Георгий Алексеевич
  • Попов Виктор Панфилович
  • Калинин Николай Вячеславович
RU2386945C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПАР ТРЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА 2002
  • Аметов В.А.
  • Спирин Е.Н.
  • Аметов Р.В.
  • Саркисов Ю.С.
RU2233867C1
Способ повышения эффективности использования работающих моторных масел 2021
  • Петухов Сергей Александрович
RU2778760C1

Иллюстрации к изобретению SU 985 549 A1

Реферат патента 1982 года Способ определения маслоемкости поверхности трения

Формула изобретения SU 985 549 A1

SU 985 549 A1

Авторы

Радионенко Александр Васильевич

Даты

1982-12-30Публикация

1981-07-20Подача