Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при выборе метода механической обработки сопрягаемых поверхностей трущихся пар деталей машин. Известен способ определения маслоемкости поверхности трения, заключающийся в том, что на исследуемую поверхность трения наносят дозированную каплю масла и прокатывают по исследуемой поверхности ролик. По толщине масляного пятна, полученного после прокатки, определяют степень маслоемкостн поверхности 1. Однако известный способ определения масло емкости поверхности не дает представления о способности масляной пленки к самовосстановлению (не учитывает способность проникновени смазки между двумя сопрягаемыми поверхностями) и недостаточно точен, так как невозможно абсолютно точно дозировать каплю масла, усилие прижима может быть различным, толщина пленки неравномерна, что сказьшается на площади отпечатка, а следовательно, и на толшине пленки. Цель изобретения - определение оптимального метода финишной обработки поверхностей трения по маслоемкости поверхности. Поставленная цель достигается тем, что маслоемкость определяют по скорости самопроизвольного растекания масляного пятна, образующегося между исследуемой поверхностью и прозрачной пленкой с отверстием и делениями, прижатой к неЙ4 Скорость растекания зависит от микрогеометрии поверхности трения. Чем выше скорость растекания масла по поверхности, тем быстрее будет восстанавливаться разорванная м сляияя пленка, следовательно, меньше вероятность образования задиров на поверхности и меньше сила трения. Скорость растекания масла определяют по формуле « hB J где h и В - размеры масляного пятна, мм; t - время от начала растекания масла
3 . 985549
до момента определения размеров масляного пятна, с.
П р н м е р. Имеется два исследуемых образца. Первый из них обработан шлифованием, второй - суперфинишированием. Выбор опти- j мального метода обработки цилиндрических деталей поясняется на фиг. 1, плоских - на фиг. 2; на фиг. 3 дан вид А на фиг. 1.
На исследуемую поверхность 1 накладывается прозрачная пленка 2. На отверстие в пленке 10 наносится капля масла 3. В этот момент засекается время. Через время t засекаются размеры масляного пятна h и В с помощью делений, нанесенных на пленке.
Скорость растекания подсчитывается по фор- ts муле (1).
Если скорость растекания масла по поверхности, обработанной суперфинишированием, оказывается больше, чем на шлифованной поверхности, то можно сделать вьшод, что коэффи- 20 циент трения суперфинишированной поверхности должен быть ниже, чем у шлифованной, износостойкость и прочность - выше.
Использование предлагаемого способа опреде ления маслоемкости поверхности обеспечивает 25 по сравнению с известными возможность определе1шя скорости восстановления разорванной масляной пленки на поверхностях обработанных
и
m7Z7777777/7ZZZZZ2ZZZZ/
Фиг,1
различными технологическими методами и проникае мости смазки между двумя сопрягаемыми поверхностями, а также : выбор наиболее оптимального метода технологической обработки- поверхности трения. Кроме того, снижаются коэффициент трения и сила трения; увеличиваются износостойкость и прочность деталей; повышается КПД пар трения, работающих в условиях граничной смазки, что значительно повышает качество деталей пар трения.
Формула изобретения
Способ определения маслоемкости поверхности трения, включающий нанесение масляной капли на исследуемую поверхность, отличающийся тем, что, с целью определения оптимального метода $инишной обработки поверхностей трения по маслоемкости поверхностей, на исследуемую поверхность накладьшают прозрачную пленку с отверстием и делениями и определяют скорость растекания масляного пятна между исследуемой поверхностью и пленкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Вестник машиностроения, 1974, № 2.
Фиг.1 ш /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ИНГИБИРОВАННОГО ПОКРЫТИЯ С УВЕЛИЧЕННОЙ МАСЛОЕМКОСТЬЮ И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ИНГИБИРОВАННОГО ПОКРЫТИЯ С УВЕЛИЧЕННОЙ МАСЛОЕМКОСТЬЮ | 2007 |
|
RU2359069C2 |
СПОСОБ АНТИФРИКЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041787C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ КАРМАНОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ | 2010 |
|
RU2458776C2 |
Способ получения смазочного материала с углеродными добавками | 2023 |
|
RU2807281C1 |
Способ Эйзнера-Кошелева определения качества обработки поверхности образца | 1984 |
|
SU1213349A1 |
СУПЕРФИНИШИРОВАНИЕ КРУПНЫХ ПЛАНЕТАРНЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2375621C2 |
Миниатюрная опора скольжения | 1987 |
|
SU1511481A1 |
ТРЕХШАРИКОВАЯ МАШИНА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭТОЙ МАШИНЕ | 2008 |
|
RU2386945C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПАР ТРЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 2002 |
|
RU2233867C1 |
Способ повышения эффективности использования работающих моторных масел | 2021 |
|
RU2778760C1 |
Авторы
Даты
1982-12-30—Публикация
1981-07-20—Подача