(54) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЯТОР ДЛЯ ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортной технике в пневматических тормозных системах автомобилей. По основйому авт. . № 749712 известен электропневматический модулятор .для противоблокировочной тормозной системы, содержащий клапан регулирования давления, элемент со штоком, установленный с возможностью взаимодействия с указанным клапаном, и два электроклапана, один из которых установлен в системе подвода, а другой - в системе выпуска сжатого воздуха в атмосферу из управляющей полости, образованной следящим элементом со стороны, противоположной клапану регулирования давления 1. В данном модуляторе имеется регулируемый дроссель, установленный в системе выпуска воздуха из-управляющей полости за электроклапаном, причем регулирование дросселя осуществляется по положению следящего элемента. Значительная интенсивность и величина сброса давления в начальный период и трудность регулирования интенсивности сброАВТОМОБИЛЯса в последующий период приводит к увеличению цикла регулирования, возрастанию расхода воздуха и динамических нагрузок при торможении. Для Э()фективного процесса торможения необходимо обеспечить максимально возможную интенсивность растормаживания при снижении величины давления на величину, определяемую гистерезисом тормозного механизма, с последующим уменьщением интенсивности сброса давления, с целью избежания чрезмерного растормаживания, повыщения эффективности торможения и уменьшения расхода воздуха. Известная конструкция модулятора не обеспечивает необходимой величины интенсивного снижения давления, а последующая интенсивность сброса давления велика и не является оптимальной для различных вариантов сцепления колес с поверхностью дороги, что ухудщает качество процесса регулирования торможения. Целью изобретения является повышение эффективности модулятора. Указанная цель достигается тем, что в электропневматическом модуляторе, следящий элемент выполнен с внутренним полым штоком, на котором установлен дополнительный следящий элемент, кинематически связанный с заслонкой регулируемого дросселя, расположенной у отверстия в упомянутом штоке со стороны клапана регулирования давления, а стенками основного и дополнительного следящих элементов образована полость, сообщенная посредством дроссельного канала, выполненного в основном следящем элементе, с выводом, соединенным с тормозными камерами.
На фиг. 1 схематически изображен модулятор, разрез; на фиг. 2- регулируемый дроссель; на фиг. 3 - осциллограммы рабочего процесса известного и предлагаемого модуляторов.
В корпусе 1 модулятора установлен клапан 2 регулирования давления, поджатый пружиной 3 к седлу 4, Взаимодействующий с клапано.м 2 основной следящий элемент 5 имеет центральнЕ 1Й наружный шток б, установленный в цилиндрической полости 7, которая постоянно сообщена с атмосферой посредством регулируемого дросселя 8, выполненного в основном следящем элементе 5. В системе подвода сжатого воздуха от тормозного крана , (не показан) через ввод 9, полость 10 в управляющую полость 11 имеется нормально открытый электроклапан 12. Управляющая полость 11 образована следящим элементом 5 со стороны, противоположной клапану 2. В системе выпуска воздуха из управляющей полости 11 в атмосферу за нормально закрытым электроклапаном 13 имеется регулируемый дроссель 8, образованный отверстием 14 в следящем элементе 5 и заслонкой 15, кинематически связанным с дополнительным следящим элементом 16, установленным во внутренней полости центрального щтока 6 между наружной поверхностью щтока 6 и внутренним штоком 17. Дополнительный следящий элемент 16 и основной следящий элемент 5 со стороны, обращенной к регулировочному клапану 2, образуют полость 18, связанную через дроссельный канал 19 с магистралью подвода воздуха к тормозным камерам. Дроссель 8 открыт в нижнем положении следя- щего элемента 16 и перекрыт в его верхнем положении. Ввод 20 предназначен для подвода сжатого воздуха из ресивера питания (не показан) к клапану 2 модулятора, и через вывод 21 модулятора соеди. нен с тормозными камерами автомобиля (не показаны).
Модулятор работает следующим образом.
При нажатии на педаль тормозного кра.на сжатый воздух поступает через ввод 9 в полость 10 электроклапана 12 и затем в управляющую полость 11. Следящий элемент 5 под действием давления воздуха перемещается и, преодолевая усилие, пружины 3, отжимает клапан 2 от седла 4.
При этом сжатый воздух поступает из ресивера через ввод 20, открытый клапан 2 и вывод 21 к тормозным камерам автомобиля. Дроссель 8 и следящий элемент 16 занимают неопределенное промежуточное положение и через открытый дроссель 8 в полости 7 установлено давление воздуха, равное атмосферному. При повышении давления на выводе 21 через дроссельный канал 19 начинается процесс повышения давления в полости 18, пОд действием этого давления следящий элемент 16 перемещается и занимает крайнее верхнее положение, при этом дроссель 8 частично закрыт. Если при торможении возникает опасность блокирования колеса автомобиля, блок управления антиблокировочной системы (не показан) формирует сигналы на включение электроклапанов 12 и 13. Электроклапан 12 отсекает управляющую полость 11 от тормозного крана, а клапан 13, открываясь,
соединяет управляющую полость 11 с полостью 7. В, полости 7 давление резко поднимается и следящий элемент 16 воспринимает давление из полости 7 по площади Fj и давление из полости 18 по площади Fj, причем . Дополнительно, ввиду дина5 мического отставания процесса повышения давления в полости 18 через дроссельный канал 19 давление в полости 18 Р меньше давления в полости 7 Р,. Следящий элемент 16 под действием разности усилий перемещается вниз и открывает дроссель 8, начинается процесс истечения воздуха- из управляющей полости 11 в атмосферу, давление в полостях 7 и 11 резко падает. Следящий элемент 5 под действием разности давлений перемещается вверх, клапан 2
5 закрывает проход сжатого воздуха из ресивера к тормозным камерам и соединяет последние с атмосферой, обеспечивая сброс давления из них с максимальной интенсивностью, определяемой динамическим сопротивлением соединительной магистрали.
О Ввиду резкого уменьшения давления в полости 7 следящий элемент 16 под действием разности давлений перемещается вверх, и дроссель 8 Закрывается, обеспечивая значительное снижение интенсивности сброса
, давления из управляющей полости 11
Выпуск воздуха из тормозных камер с максимальной интенсивностью сохраняется до выравнивания давления в управляющей полости 11 и тормозных камерах. После выравнивания давлений следящий элемент 5
0 занимает положение, при котором интенсивность изменения давлений в тормозных камерах и управляющей полости 11 одинаковая. Снижение давления в тормозных камерах происходит до закрытия электроклапана 13. Поворотное повышение давления в
5 тормозных камерах происходит после открытия электроклапана 12. При повторной опасности блокирования цикл управления повторяется.
Варьируя величины объемов полостей II, 7 и 18, площадей F и 1, проходных сечений дросселя 8 в закрытом и открытом положениях,, можно значительно оптимизировать процесс растормаживания с учетом динамических характеристик элементов антиблокировочной тормозной системы.
, Проверка показала, что интенсивный сброс давления в начальный период растормаживания позволяет быстро ввести колесо из заблокированного состояния а последующий замедленный сброс давйения - избежать чрезмерного растормаживания, уменьшения эффективности торможения, повь1шенного расхода воздуха.
Кривая 22 на фиг. 3 характеризует процесс изменения давления предлагаемым модулятором, а кривая 23 - известным.
Уменьшение глубины цикла регулироваНия позволяет повысить-эффективность торможения, улучшить устойчивость и управляемость автомобиля, уменьшить расход воздуха..
Формула изобретения
Электропневматический модулятор для противоблокнровочной тормозной системы автомобиля по авт. св. № 749712, отличающийся тем, чтО( с целью повышения эффективности .модулятора, следящий элемент выполнен с внутренним полым штоком, на котором установлен дополнительный следящий элемент, кинематически связанный с заслонкой регулируемого дросселя, расположенной у отверстия в упомянутом штоке со стороны клапана регулирования давления, а стенками основного и дополнительного следящих элементов образована полость, сообщенная посредством дроссельного канала, выполненного в основном следящем элементе, с выводом, соединенным с тормозными камерами.
Источники информации, принять1е во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 749712, кл. В 60 Т 8/02, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1981 |
|
SU988613A2 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1984 |
|
SU1162644A1 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1977 |
|
SU749712A1 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы | 1984 |
|
SU1168452A1 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1985 |
|
SU1258733A2 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1979 |
|
SU872343A2 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1984 |
|
SU1240659A2 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1983 |
|
SU1147621A1 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1980 |
|
SU943042A1 |
Электропневматический тормозной привод тягача | 1988 |
|
SU1518175A1 |
73
Фш.1
Фт.Ъ
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-06-11—Подача