Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым подъемно-опускным устройствам для подводной исследовательской аппаратуры.
Известно судовое подъемно-опускное устройство для подводной исследовательской аппаратуры, содержащее вертикально расположенную шахту,выполненную в корпусе судна, установленную с возможностью перемещения в шахте посредством -направляющих элементов каретку, сопрягаемую с контейнером для исследовательской аппаратуры и связанную посредством троса, пропущенного через направляющие ролики, с тяговым грузовым органом, на котором намотан кабель-трос,пропущенный через дополнительный направляющий ролик и связанный ходовым концом.с контейнером для исследовательской аппаратуры 1.
Недостатком известного подъемноопускного устройства является малая надежность работы.
Цель изобретения - повышение i aдежности работы подъемно-опускного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в судовом подъемно-опускном устройстве для подводной исследовательской аппаратуры, содержащем вертикальнЬ расположенную шахту, выполненную в корпусе судна, установленную с возможностью перемещения в шгисте посредством направляюйтих .элементов каретку , сопрягаемую с контейнером для исследовательской аппаратуры и связанную посредством троса, пропуиенного через направляющие ролики, с тя- .
10 говым грузовым органом, на котором намотан кабель-трос, пропущенный через дополнительный -направляющий ролик и связанный ходовым концом с контейнером для исследовательской аппарату ры, каретка содержит цилиндрической формы поплавок с хвостовиком в верхней его части, а упомянутый тяговый грузовой орган содержит двухбарабанную лебедку со сцепной муфтой для
20 барабанов, установленной между последними, при этом дополнительный направляющий ролик для кабель-троса установлен на BejDXHeM конце хвостовика упомянутого поплавка, а коренные кон25цы троса и кабель-троса намотаны на первом и втором барабанах лебедки соответственно в противоположных направлениях, причем направляющие элементы каретки выполнены в виде катиов, смон30тированных на хвостовике поплавка посредством кронштейнов и на основании
поплавка.
На фигЛ изображено судовое подъёмно-опускное устройство, общий вид, разрез, на фиг.2 - то же, выполнения опускной операции.;
Судовое подъемно-опускное устройство для исследовательской аппаратуры установлено на судне 1 (фиг.1) и состоит из подъемной лебедки 2 .тягового грузового органа, имеющей два барабана 3 и 4, между которыми расположена сцепная муфта 5.
На барабане 3 лебедки 2 намота1Н кабель-трос б, а на барабане 4 трос 7, имеющий противоположное направление намотки по отношению к намотке кабель-троса 6 i
Трос 7 проходит через направляющи ролики 8, а кабель-трос б - через дополнительный направляющий ролик 9. Трос 7 связан ходовым концом с кареткой, содержащий цилиндрической формы поплавок 10 с хвостовиком а .в верхней его части, имеющим меньший диаметр, чем основание поплавка 10. Дополнительный направляющий ролик 9 установлен на верхнем конце хвостовика а поплавка 10. Поплавок 10 с хвостовиком выполнены с осевыми отверстиями dT и S , через которые пропущен кабель-трос 6. На хвостовике О попла .ка 10 имеется часть катков. 11 направляющих элементов,установленных на .кронштейнах 12 и позволяющих ориентироваться в шахте 13. Катки 11 установлены и на основании поплавка. Кабель-трос б проходит через дополнительный направляющий ролИк 9, далее через отверстийб и-б поплавка 10 и через герметичное соединение 14 связан с контейнером 15 для исследовательской аппаратуры 16. Контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 снаб-жен в нижней части балластом 17.
Трос 7 от барабана 4 проходит через направляюгцие ролик11 8 и соединяется ходовым концом с кронштейном 12 хвостовика а поплавка ГО. Для ограничения хода поплавка 10 вниз по шахте 13 последняя снабжена упором 18.
Устройство работает следующим образом.
Прежде чем опустить контейнер 15 с исследовательской аппаратурой 16 наглубину, необходимо вывести его из шахты 13.
Для этого опуска:ется в нижнее положение система поплавок 10 - контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16, что осуществляется включением лебедки 2 в работу, и барабаны 3 и 4 вращаются при этом в направлении часовой стрелки.
Трос 7 с барабана 4 отравливается и опускает пош1.авок 10 каретки. Учитывая,что дополнительный направляюйдай
ролик 9 кабель-троса б установлен на хвостовикеd малого диаметра поплавка 10, то он опускается вместе с поплавком 10. Контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 должен быть состыкован с поплавком 10 в пределах шахты 13 в процессе спуска поплавка 10 каретки.
Для соблюдения этого обеспечивается синхронная работа по опусканию по|плавка 10 вместе с контейнером 15 исследовательской аппаратуры 16. Если поплавок 10 при помощи троса 17 опускается вниз на единицу длины, а контейнер IS исследовательской аппаратуры 16 на две единицы длины, то не|обходимо при выводе контейнера 15 из шахты 13 обеспечить их синхронное движение, т.е. в данном случае кабель-трос необходимо поднять на единицу длины. Таким образом, синхронная рабозга по выводу контейнера 15 из шахты обеспечивается одновременным опусканием поплавка 10 и подъемом контейнера 15 исследовательской аппаратуры 16, т.е. на время вывода носителя из шахты трос 7 должен с барабана 4 лебедки 2 сматываться, а кабель-трос б наматываться на барабан у
3лебедки 2. Для простоты лебедки и ее привода оба барабана 3 и 4 должны вращаться в одну и ту же сторону. Это обеспечивается путем различной запасовки троса кабель-троса б на свои барабаны 3 и 4. Для точности работы оба барабана 3 и 4 должны иметь одинаковые диаметры {на фиг.1 для / удобства рассмотрения работы устройства барабаны 3 и 4 имеют различные диаметры. Запасовка троса 7 и кабель-троса 6 должна быть такой, как показано на фиг.1.
Когда система поплавок 10 - контейнер 15 исследовательской -аппаратуры 16 займет нижнее положение, лебедку 2 выключают, после чего барабан
4стопорят, отсоединяя его от барабана 3 при помощи соединительной муфты 5, и замлкают на корпус лебедки 2. Физически это положение соответствует такому состоянию системы, когда поплавок 10 каретки будет погружен в воду до такого уровня, при котором он в состоянии, благодаря запасу плавучести, удержать на вес контейнера 15 с исследовательской аппаратурой 16, направляющий ролик 9 и остальное оборудование, навешанное на ней.
После этого опускается контейнер 15 исс гедовательской аппаратуры 16 на глубину путем включения лебедки 2 на травление кабель-троса б, т.е. барабан 3 лебедки 2 вращается в напра.влении против часовой стрелки.
Новой нагрузкой на поплавок 10 каретки в этом случае будет вес вытравленного кабель-троса б, которы вызывает некоторое погружение хвостовика О малого диаметра поплавка 10.
Когда на судно 1 воздействуют волны, то оно качается и перемещаетсяt то вверх, то вниз. Естественно, что судно качается по своему закону, а контейнер 15 исследовательской аппаратуры 16 по своему закону, так как обе эти системы жесткой связи не имеют, и кабель-трос в этом случае представ- Ю ляет СО0ОЙ отдельную гибкую систему с контейнером 15 на нижнем конце. .Рывки, которые могут возникать в кабель-тросовой системе из-за качки судна, передаются в каком-то виде 15 контейнеру 15 аппаратуры 16, стремясь его отклонить от вертикальной оси.
В это время в действие вступает подъемная сила хвостовика а малогчэ диаметра поплавка 10. Когда сила рыв- 20 ка возрастает, то поплавок 10 вместе с дополнительным направляющим роликом 9 погружается в ВОДУ до определенного силой уровня, когда же сила рывка уменьшается, то поплавок 10 25 всплывает. Перемещение поплавка на одну единицу длины позволяет благодаря подвижному вместе с поплавком направляющему ролику 9 кабель-троса 6 стравить либо выбрать кабель-трос 6 о на две единицы длины и не дать силе рывка жестко дернуть контейнер 15 аппаратуры 16. Лебедка 2 в это время не работает, а перематывание кабель-троса 6 происходит только на « направляющем ролике 9, который, перемещаясь . то вверх, то вниз, как бы перекатывается по кабель-тросу 6. Необходимая длина кабель-троса для перемотки имеется - это участок от неподвижной в данном случае лебедки 2 до поплавка 10. Опытным путем уточ- няется. жесткость амортизирующего узла, который представляет собой хвостовик Q Мсшого диаметра поплавка.
Чем меньше диаметр хвостовика а 45 поплавка, тем мягче амортизация, и чем больгае диаметр хвостовика О поплавка, тем жёстче характеристика ее.
В зависимости от веса .массы контейнера 1Ь аппаратуры 16 в воде, 50 его формы, его гидродинамических качеств может быть выбран оптимальный диаметр хвостовика d поплавка, т.е.. оптимальная жесткость системы.
Подъем контейнера 15 аппаратуры 55 16 и ввод его в шахту 13 осуществляется в обратном порядке.
Запускается лебедка и вращается барабан 3 лебедки 2, на котором намотан кабель-т|рос 6 в направлении часовой стрелки. Контейнер 15 аппаратур. 16 поднимается к центрирующему .конусу поплавка 10 каретки. Вращение барабана 3 прекращают, включают при помощи муфты 5 в работу оба барабана 3 и 4 лебедки 2.
При вращении барабанов 3 и 4 в направлении против стрелки заводят контейнер 15 в шахту 13 причем двихсЬние осуществляется синхронно, при котором контейнер 15 следует-состыкованным с поплавком 10. Подвижная система доводится до исходного положения, и устройство готово к очередному опусканию в необходимом районе моря. Предложенное устройство значительно повышает Надежность работы.
Формула изобретения
Судовое подъемно-опускное устройство для подводной исследовательской аппаратуры, содержащее вертикально расположенную шахту, выполненную Ь jKopnyce судна, установленную с возможностью перемещения в шахте посредством направляющих элементов каретку сопрягаемую с контейнером для исследовательской аппаратуры и связгшную посредством троса, пропущенного через направлякядие ролики, с тяговым гоузовым органом, на котором намотан кабель-трос, пропущенный через дополнительный направляющей ролик и связанный ходовым концом с контейнером для исследовательской аппаратуры, отличающе я тем, что, с целью повышения надежности работы, каретка содержит цилиндрической формы поплавок с хвостовиком в верхней его части, а упомянутый тяговый грузовой орган содержит двухбарабанную лебедку со сцепной муфтой для барабанов, установленной между последними, при этом дополнительный направляющий РОЛИК для кабель-троса установлен на верхнем конце хвостовика упомянутого поплавка, а коренные концы троса и кабель-троса намотаны на первом и втором барабанах лебедки соответственно в противоположных направлениях причем направляклцие элементы .каретк выполнены в виде катков, смонтированных на хвостовике поплавка посредством кронштейнов и на основании поплавка.
Источники информации, принятые во внимание йри экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2765334/11, кл. В 63 С 7/20, 1979. Фив. 1 /7 J8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовое подъемно-опускное устройство для подводного контейнера с исследовательской аппаратурой | 1981 |
|
SU1009883A1 |
Судовое подъемно-опускное устройство | 1982 |
|
SU1011450A1 |
Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемого подводного аппарата | 1982 |
|
SU1096162A1 |
Лебедка для гидрологических исследований | 1972 |
|
SU468869A1 |
Судовое подъемно-опускное устройство для подводного аппарата | 1982 |
|
SU1062113A1 |
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ДОБЫЧНОЙ КОМПЛЕКС И ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ РОБОТ | 2002 |
|
RU2214510C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
Судовое спускоподъемное устройство | 1987 |
|
SU1594060A1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
Судовое спуско-подъемное устройство для контейнера с исследовательской аппаратурой | 1978 |
|
SU785108A1 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-06-01—Подача