Способ горячей прокатки полос на широкополосовом стане Советский патент 1983 года по МПК B21B1/26 

Описание патента на изобретение SU990351A1

1

Изобретение относится к производству горячекатаных полос на широкополосовых станах в черной металлургии.

Известен способ горячей прокатки полос на непрерывных станах, при котором осуществляют многоступенчатое уменьшение толщины раската, причем в каждой клети чистовой группы, кроме последней, прокатывают раскат с переменным сечением по его длине, увеличивающимся к переднему концу 1.

Недостаток известного способа горячей прокатки полос состоит в стимулировании перепада температуры по длине раскатов и готовой полосы в процессе чистовой прокатки.

Известно, что температура чистовой -прокатки, а особенно конца чистовой прокатки, является определяющим фактором получения качественных полос по структуре, механическим свойствам, разнотолщинности и планщетности. Стабилизация же усилий чистовой прокатки по длине раската, является основой известного способа и влияет на показатели качества полос, да if то только на их планшетность и разнотолщинность.

К недостаткам, этого способа горячей прокатки полос следует также отнести необходимость получения в последнем черновом проходе подката -с переменным сечением по его длине, увеличивающимся к переднему концу. Последнее требует пересмотра конструкции нажимного механизма соответствующей клети черновой группы, расчета его на усилия поджатия раската непосредственно в процессе деформации.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является пособ горячей прокатки полос на широкополосовом стане, включающий получение в последнем проходе черновой прокатки подката с переменным сечением по его длине, увеличивающимся к заднему концу, и его чистовую прокатку 2.

Однако для получения качественных горячекатаных полос необходимо обеспечить наименьщий перепад температуры конца чистовой прокатки по длине готовой полосы. Последнее практически исключено в известном способе, так как для обеспечения наименьшего перепада указанной температуры требуется получение в последнем проходе черновой прокатки подката со значительным изменением сечения по его длине (с большой клиновидностью). С ростом удельной массы прокатываемых подкатов (рулонов готовых полос), а это общая тенденция развития процесса широкополосовой горячей , отмеченное требуемое изменение сечения по длине подката (его клиновидность), становится настолько значительным, что ведение процессов чистовой прокатки в первом проходе как по энергосиловым параметрам, так и по углам захвата однозначно становится уже не реальным. С целью снижения перегрузки привода и конструкции первой чистовой клети этом случае рекомендуется в последнем проходе черновой прокатки получать подкат с толшиной переднего конца меньше толшины расчетного равнотолш.инного подкаОднако эффективность этой рекомендации ограничен прокаткой подкатов (руло n.ai.J riDnwi U ;71 ч/ri нов) малой удельной массы и с ростом последней задача устойчивого ведения процесса чистовой прокатки клиновидного подката в первом проходе становится неразрешимои. в известном способе прокатки не решается задача повышения производительности широкополосового стана горячей прокат1 и и это также является его недостатком. Возможности известного способа горячей прокатки полос на широкополосовом стане ; гй;7у;е™г ;г4;; рГо„дГс™.«оТ„Гка г длине при одновременном повышении производительности стана ограничены. Целью изобретения является повышение качества полос путем снижения перепада температур конца чистовой прокатки по их длине, а также повышение при этом производительности стана. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу горячей прокатки полос на широкополосном стане, включающему получение в последнем проходе черновой прокатки подката с переменным сечением по его длине, увеличивающимся к заднему lff iJii f 1м т1и/ Т лт 1гту пгчгмуотчул/ концу, и его чистовую прокатку, раскат прокатывают с переменным сечением по его длине, с увеличением к заднему концу по меньшей мере в двух проходах чистовой прокатки, при этом скорость прокатки в проходах изменяют пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе. При этом раскат прокатывают с переменным сечением по его длине в каждом проходе чистовой прокатки, кроме последнего. Причём повыщают скорость прокатки в проходах с постоянным сечением по длине раската прямо пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе, сохраняя ее постоянной в остальных проходах. Кроме того, снижают скорость прокатки в проходах с переменным сечением по длине раската обратно пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе, сохраняя ее постоянной в остальных проходах. Реализация этого способа горячей прокатки полос на широкополосовом стане позволяет снизить перепад температуры конца чистовой прокатки по длине горячекатаных полос в сравнении с известным способом, открывает возможность устойчивого веде««« чистового прохода, а также в каждом, проходе и во всех проходах чисто°° прокатки раската с переменным сече™ поддерживает одинаковое стабильное усилие прокатки. В совокупности это обеспечивает повышение качества горячекатанных полос по структуре, механическим свойствам, планшетности и разнотолшинности. Производительность шиттрокополосового стана горячей прокатки при - ™° повышена, .. „катки полос на широкополосовом стане осуществляется следу ющим обоазом На стане горячей прокатки нагретые слябы вначале подвергают черновой прокатке за несколько проходов до получения подката, который затем подвергают чистовой , талла увеличивают с получением подката с переменным сечением по его длине, увеличивающимися к заднему концу. При этом для расширения возможности регулирования последуюшей чистотой прокатки получают подкат с толщиной переднего конца меньше толщины расчетного равнотолщинного подката. Полученный клиновидный подкат подают на стадию чистовой прокатки, которую осуществляют за несколько проходов и огранизуют по принципу непрерывной прокатки. В процессе чистовой прокатки по меньшей мере в двух первых, а по большей мере в .„ ..... каждом проходе, кроме последнего, начиная с моменте поступления .металла в рабочие валки, последние регулируемо развбдят, прокатывая таким образом раскат с переменным сечением по его длине, увёлимивающимся к заднему его концу. Скоростной режим чистовой прокатки организуют по двум вариантам. По первому за основу принимают скорость прокатки в первом чистовом проходе и поддерживают его постоянной в процессе прохождения всего раската. Постоянной, в основном, поддерживают также скорость прокатки во всех чистовых проходах, в которых прокатывают раскат с переменным сечением по его длине.

Соответственно при этом в чистовых проходах, в которых прокатывают раскат с постоянным сечением по его длине, скорость прокатки по мере прохождения раската увеличивают прямо пропорционально увеличе. нию поперечного сечения в первом чистовом проходе. Благодаря последнему, наряду со снижением перепада температуры -по длине готовой полосы повышают производительность стана. Этот вариант скоростного режима реализуют на станах, в которых по меньшей мере одна - две последние чистовые клети, отводящий рольганг и моталки готовых полос рассчитаны на чистовую прокатку с разгоном. I

По второму варианту скоростного режима прокатки за основу принимают скорость прокатки в последнем чистовом проходе и поддерживают ее постоянной в процессе прохождения всего раската. Постоянной, в основном, поддерживают также скорость прокатки во всех чистовых проходах, в которых прокатывают раскат с постоянным сечением по его длине. Соответственно при этом, в чистовых проходах, в которых прокатывают раскат с переменным сечением по его длине, скорость прокатки по мере прохождения раската снижают обратно пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе. Этот вариант скоростного режима реализуют на стенах, чистовые группы которых не рассчитаны на прокатку с разго.ном. Таким образом, в обоих вариантах скоростного режима соответствующее изменение скорости чистовой прокатки в чарти проходов легко определяется из известного закона постоянства секундного расхода металла при непрерывной прокатке.

Благрдаря перераспределению работы по пластическому деформированию клиновидного подката по меньшей мере на две, а по большей мере на все проходы чистовой прокатки, кроме последнего, снижают энергосиловые параметры в первом проходе. Ре гулируя зазор между рабочими валками, поддерживают стабильное усилие прокатки по длине раската в каждом проходе чистовой прокатки раската,с переменным сечением, а также одинаковое усилие прокатки во всех этих проходах. Отмеченные выборо.м распределения обжатий и усилий прокатки дополнительно обеспечивают повышение качества горячекатаных полос по планшетности и разнбуолщинности.

Благодаря .переносу части работы по пластическому деформированию клиновидного подката на второй и далее проходы .чистовой прокатки, кроме последнего, снижают по мере прокатки раската потери тепла рабкатом в межклетевых промежутках и дополнительно увеличивают разогрев металла за счет пластической деформации соответственно во втором и далее проходах чистовой прокатки, кроме последнего, снижая его в первом -проходе. Таким рбразом, снижают перепад температуры конца чиЬтовой прокатки по длине готовой горячекатаной полосы. Последним обеспечивают повьпие- , ние качества горячекатаных полос по структуре и механическим свойствам.

Пример I. На широкополосовом стане горячей прокатки из слябов удельной массы 15,5 т/м ширины организуют производство горячекатаных полос толщиной 2,0 мм. На последнем проходе черновой прокатки полу- , чают подкат длиной 60 м с переменным сечением по его длине, так что передний по ходу прокатКи конец подката имеет толщину 30 мм, а его задний конец 36 мм, т. е. на 6 мм больше толщины расчетного равнотолщинного 30 мм подката. Для получения

такого раската в процессе черновой прокатки по мере прохождения прокатом последней черновой клетки зазор между валками

увеличивают.

Указанный подкат подают в чистовую группу, состоящую из семи клетей, где прокатывают в полосу толщиной 2,0 мм, равнотолщинной по всей ее длине. Две последние клети чистовой группы, отводящий рольганг и моталки стана рассчитаны на прокатку с ускорением.

Процесс чистовой прокатки осуществляется следующим образом.

Начиная с момента поступления переднего конца раската в первую-пятую чистовые клети, в каждой из них зазор между валками постепенно увеличивают, так что а первой клети его изменяют с 14,5 мм при

прохождении переднего конца до 16,9 мм при прохождении заднего конца раската, во второй клети, соответственно, с 7,3 до 8,6 мм, в третьей клети - с 5,1 до 6,0 мм,

в четвертой клети - с 3,8 до 4,3 мм, и в пятой клети - с 2,8,до 3,2 мм. В шестой чистовой клети зазор между валками оставляют постоянным и равным 2,3 мм и седьмой клети также постоянным и равным 2,0 мм Скорость прокатки на выходе из первой кле

ти устанавливают равной 1,39 м/с, из второй клети - 2,75 м/с, из третьей клети - 3,9 м/с, из етвертой клети - 5,25 м/с, из пятой клети - 7,2 м/с и во всех этих клетях прддерживают постоянной в процессе прохождения всего раската.

Скорость прокатки на выходе из шестой клети увеличивают с 8,6 м/с при прохождении переднего конца раската до 10,35 м/с при прохождении его заднего конца,, в седьмой клети - с 9,9 до 11,9 м/с, соответственно,

Последним обеспечивают повышение производительности стана на 9,.

В конечном результате получают температуру конца чистовой прокатки на переднем конце полосы 814°С, на заднем ее конце 802°С и перепад этой температуры 12°.

При прокатке расчетного равнотолщинного подката толщиной 30 мм и длиной 66 м, прокатанного из сляба этой же массы в черновой группе клетей, а затем в чистовой по режиму 30 - 25,5 - 26,5 - 18-13 / на полосу толщиной 2,0 мм со скоростью прокатки 9,9 м/с на переднем конце полосы имели 814°С, на заднем ее конце - 750°С и перепад этой температуры 64°.

Пример 2. На широкополосовом стане горячей прокатки аналогично примеру 1 из сляба удельной массы 15,5 т/м ширины на последнем проходе черновой прокатки получают клиновидный подкат с толщиной переднего конца 30 мм и заднего конца 36 мм.

Указанный подкат подают в чистовую группу клетей, состоящую из семи клетей, не рассчитанных на прокатку с ускорением, где с постоянной скоростью прокатки в последней седьмой клети 9,9 м/с прокатывают в полосу толщиной 2 мм, равномерной по всей ее длине.

В процессе чистовой прокатки, начиная с момента поступления переднего конца раската в первую - пятую клети в каждой из них зазор между валками регулируемо увеличивают, так что в момент выхода раската из этих клетей его толщина соответственно на 2,5; 2,0; 0,75; 0,5 и 0,25 мм больше толщины расчетного равнотолщинного раската. Скорость поступления металла в эти клети к моменту прокатки заднего конца соответственного снижают до 1,07; 1,93; 3,1; 4,3; 6,0 м/с.

В результате обеспечивают температуру конца чистовой прокатки на переднем конце полосы 814°С, на заднем ее конце 750°С и перепад этой температуры по длине полосы 64 °, что на 31% меньше в сравнении с прокаткой равнотолщинного подката.

Таким образом, если в известном способе прокатки в сравнении с прокаткой расчетного равнотолщинного подката перепад температуры конца чистовой прокатки по длине готовой полосы снижают на 17%, то в предлагаемом - на 81%, т. е. предложенный способ в части снижения перепада температуры по длине готовой полосы эффективнее известного в 4,75 раза. Предложенный способ эффективнее также в части

Повышения производительности стана на 9,2%.

Формула изобретения

1.Способ горячей прокатки полос на широкополосовом стане, предусматривающий получение в последней клети черновой прокатки раската с переменным сечением по его длине, с увеличением к заднему концу,

и его чистовую прокатку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества полос путем снижения перепада температуры конца чистовой прокатки по их длине, раскат прокатывают с переменным сечением по его длине с увеличением к заднему концу, по меньшей мере в двух проходах чьхтовой прокатки, при этом скорость прокатки в проходах изменяют пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе.

2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что раскат прокатывают с переменным сечением по его длине в каждом проходе чистовой прокатки, кроме последнего.

3.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью повышения производи5. тельности стана, повышают скорость прокатки в проходах с постоянным сечением по длине раската прямо пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом проходе, сохраняя ее постоянной Б остальных проходах.

4.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что снижают скорость прокатки в проходах с переменным сечением по длине раската обратно пропорционально увеличению поперечного сечения раската в первом про5 ходе, сохраняя ее постоянной в остальных проходах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 498046, кл. В 21 В 1/26, 1974. 0 2. Патент.Японии № 47-В 29 3, кл. 12 С 211, 2, 1972.

Похожие патенты SU990351A1

название год авторы номер документа
Способ горячей прокатки полос 1984
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Полухин Петр Иванович
  • Чиченев Николай Алексеевич
  • Полухин Владимир Петрович
  • Каретный Зиновий Петрович
  • Белянский Андрей Дмитриевич
  • Пономарев Виктор Иванович
  • Федоров Анатолий Михайлович
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Чупров Вячеслав Борисович
SU1176981A1
СПОСОБ ШИРОКОПОЛОСОВОЙ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ НА СТАНЕ, СОДЕРЖАЩЕМ НЕПРЕРЫВНУЮ ПОДГРУППУ ИЗ ЧЕРНОВЫХ КЛЕТЕЙ 2003
  • Хлопонин В.Н.
  • Скорохватов Н.Б.
  • Хлыбов О.С.
  • Савиных А.Ф.
  • Савченко В.С.
  • Глухов В.В.
  • Дмитриева Л.Г.
  • Филатов Н.В.
RU2235611C1
Способ горячей прокатки полосового металла 1985
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Полухин Петр Иванович
  • Белянский Андрей Дмитриевич
  • Полухин Владимир Петрович
  • Каретный Зиновий Петрович
  • Савченко Владимир Сергеевич
  • Меденков Алексей Алексеевич
  • Остапенко Арнольд Леонтьевич
  • Захаров Игорь Юрьевич
SU1260049A1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ СЛЯБОВ НА НЕПРЕРЫВНОМ ШИРОКОПОЛОСОВОМ СТАНЕ И НЕПРЕРЫВНЫЙ СТАН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Тинигин Анатолий Николаевич
  • Афанасьев Сергей Александрович
RU2386492C2
Способ горячей прокатки полосовой стали 1982
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Полухин Петр Иванович
  • Полухин Владимир Петрович
  • Бурлаков Сергей Александрович
  • Савченко Владимир Сергеевич
SU1072931A1
Способ широкополосовой горячей черновой прокатки 1987
  • Хлопонин Виктор Николаевич
  • Меденков Алексей Алексеевич
  • Бутюгина Галина Викторовна
SU1518036A1
Способ прокатки горячекатаных полос на широкополосном стане 1988
  • Анохин Сергей Анатольевич
  • Горелик Вадим Семенович
  • Гололобов Александр Григорьевич
SU1544512A1
СПОСОБ ПОЛОСОВОЙ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ И ШИРОКОПОЛОСОВОЙ СТАН ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Хлопонин В.Н.
  • Скороходов В.Н.
  • Чернов П.П.
RU2154538C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНЫХ ПОЛОС НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ МНЛЗ - ШИРОКОПОЛОСОВОЙ СТАН 2009
  • Хлопонин Виктор Николаевич
RU2415724C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС 2005
  • Денисов Сергей Владимирович
  • Смирнов Павел Николаевич
  • Кузнецов Владимир Георгиевич
  • Голубчик Эдуард Михайлович
  • Галкин Виталий Владимирович
RU2288051C1

Реферат патента 1983 года Способ горячей прокатки полос на широкополосовом стане

Формула изобретения SU 990 351 A1

SU 990 351 A1

Авторы

Хлопонин Виктор Николаевич

Полухин Петр Иванович

Радюкевич Леонид Владимирович

Пименов Александр Федорович

Полухин Владимир Петрович

Чащин Валерий Васильевич

Зобнин Анатолий Дмитриевич

Челенко Владимир Федорович

Савченко Владимир Сергеевич

Захаров Валентин Алексеевич

Даты

1983-01-23Публикация

1981-08-07Подача