Аппарат для автоматического ведения судна по заданному курсу Советский патент 1924 года по МПК B63H25/04 

Описание патента на изобретение SU991A1

Предлагаемый аппарат предназначается для замены живой силы рулевого при ведении судна по одному и тому же курсу - автоматическим управлением, причем, при встрече на пути с другими судами и при входе и выходе из порта и, вообще, при надобности на короткое время изменить установленный курс корабля, автоматический прибор может быть выключен и корабль может управляться обыкновенным штурманом.

На фиг. 1 изображен предлагаемый аппарат в плане частью со снятой верх- ней покрышкой; на фиг. 2-тот же аппарат в разрезе по оси симметрии; на фиг. 3 изображена схема релэ, соединенных с фотоэлементами катушки, и на | фиг. 4 - схема передаточного контактного прибора для управления рулем судна.

В обыкновенной компасной картушке, на топке 7 (фиг. 1 и 2) свободно одевается алюминиевый круг 2, врашаемый посредством прикрепленной к нему алю- I миниевой пластинки 5. К кругу 2 неподвижно прикреплены три (можно только одно зеркальце плоское) легких зеркальца 4, 5 ч 6, из коих первое i плоское, а два последних вогнутые.

Пластинка 3 выходит из под картушки и оканчивается штифтом 7, служаш.им для поворачивания круга 2. Зеркальце 4 расположено перпендикулярно пластинке 3 и луч света, отраженный от него, проходит через градусное деление, противоположное тому, на котором находится штифт 7. На алюминиевом остове 8 наклеивается сплошная светонепроницаемая картушка 9, сделанная из тонкого оксидированного листа алюминия, на которой, немного отступя от края, нанесены градусные деления, а над краем картушки по внутреннему обводу компасного котелка укрепляется лента 70, преграждающая доступ света под картушку компаса, причем все внутренние части компаса, находящиеся под картушкой, окрашиваются в черный матовый цвет. В задней части котелка компаса имеется прорез 7/, за которым расположен световой приемник 72, закрытый крышкой 75. В центре светового приемника расположена лампочка накаливания J4 и по бокам, на равных расстояниях, десять селеновых приемников любой системы, отделенных друг от друга светонепроницаемыми и неотражающими диафрагмами 25 - 33. Лампочка накаливания окружена рефлектором 34 и имеет светособираюшую чечевицу 35 и диафрагмы 28, 29, так расположенные, что резко ограниченный луч света от нее направляется непосредственно на зеркальце 4. Диафрагмы 28 и 29 имеют загнутые края 36 и 37, величина каждого из них соответствует 1/8 градуса. Расстояния между диафрагмами 27-25; 29-30 и 5/-52 равняется 1 градусу, при чем отраженный зеркальцем пучек света освещает это расстояние при отклонении картушки компаса на il градуса. Этот угол падения с углом отражения и составят один градус, а расстояние между приемниками 24, 23, 22, 17, 16 и /5 равняется 4-м градусам, т.-е. двойному отклонению картушки на 2°. На изгибах диафрагм 27 и 30 установлены зеркальца 38 и 39, направляющие лучи света на приемники. Задние стенки приемников амальгамируются для увеличения площади освещения фотоэлементов.

Вогнутость плоскостей зеркалец 5 и 6 делается с таким расчетом и они устанавливаются так (относительно зеркальца 4), что при исхождении пучка света, отраженного зеркальцем 4 по середине между диафрагмами 32 и 33, пучек света, отраженный зеркальцем 5, начинает освещать световой приемник 24 и продолжает освещать его на всю ширину своей поверхности и при дальнейшем отклонении зеркальца 4 вправо. Аналогичную работу производит зеркальце 6 на приемник /5 при отклонении влево.

Зеркальца 5 vi 6 могут и отсутствовать. В этом случае они заменяются особо устроенными электрическими релэ, которые, будучи соединены с крайними приемниками 24 и 15, приводятся в действие пучком света, отраженным зеркальцем 4, и исполняют те же функции, что зеркальца 5 к 6. Каждый световой приемник соединен со своим очень чувствительным релэ 54-63 (фиг. 3), которые питаются током от аккумулятора 52. Релэ 34-63, в свою очередь, включает каждое одно более сильное релэ 64-73, питаемое аккумулятором 55.

Релэ 64-73 включают каждое соответствующую цепь от борн судового

динамо 86-87 (фиг. 4) постоянного тока.

Когда освещен световой приемник 24, релэ 64, притягивая свой якорь, выключает цепь к приемникам /5, 20, 21, 22, 25, а также при освещении приемника /5 релэ 75 выключает цепь к приемникам 16- 17- 18 - 19 и 24Для переключения цепи применяется коммутатор 88, электромагнит которого при прохождении тока, притягивая якоря 89 и 90, переключает цепи 75 - 84, которые при прекращении тока восстанавливаются посредством пружин 91 и 92. Коммутатор 93, который состоит из соленоида 94, который при прохождении тока втягивает железный сердечник 95 с приделанной к нему металлической перекладинкой 103, висящей на пружине 96.

При отсутствии тока в соленоиде, перекладинка 103 соединяет контакты 97, 98 при прохождении тока средней (известной) силы - контакты 99 - - 100 и при прохождении тока максимальной силы упирается на планки 101 - 102 и разъединяет все контакты, а у электромотора 108 установлен электрический тормаз, состоящий из соленоида 104, представляющего соответственное сопротивление, который при прохождении через него тока втягивает железный сердечник 105, соединенный рычагом 106 с тормазом, действующим на ось электромотора 108. Сопротивление и действие тормаза расчитаны так, что при прохождении тока в электромотор 108 через соленоиды 94 и 104 электромотор перестает работать и коммутатор 93 включает контакты 99-100Для управленпя рулем применяется электромотор 108, который при прохождении тока в его борны 110, 109, работает в одну сторону, при прохождении в борны 110 и 111 - в противоположную: один конец оси его через трансмиссию соединен с бесконечным винтом 112-113. Другой конец оси через трансмиссию вращает ось штурвала рулевой машины 107. На оси 107 устроен выключатель, посредством которого выключают и включают в действие авто-рулевого.

Для регулирования движения применяется регулятор, представляющий из

себя аппарат, который регулирует ход электромотора W8. Он Состоит из бесконечного винта 772-775, соединенного через трансмиссию с осью электромотора 705, Параллельно ему расположены металлические стержни 114-775, 776-777, 775-779, 720-727, 722- 723,124-125, по которым ползут при передвижени шайбы 726, прикрепленные к ней, и изолированные от нее пластинки 727, 725 и 729, имеющие контакты с металлическими стержнями в местах 130, 131, 132 и 755. Пластинки 727 и 128 одновременно своими концами имеют контакты и ползут по изолированным друг от друга металлическим рейкам 75 до , причем, переходя через изолятор от одной рейки до другой, одновременно касаются обоих их. К пластинкам 727, 725 прикреплены переключатели тока 144, 145. Действие этих переключателей показано на фиг. 4. 146- неподвижный штифт, поворачивающий при передвижении пластинок 727 и 725 прикрепленный между ними угольник 747, который своими концами составляет контакт с пластинками 745, 149, 150 и 757-изолированные от 727,

725пластинки, имеющие при скольжении контакт со стержнями 775-779, 720 - 727 и подводящие ток к прикрепленному к ним угольнику переключателей . Пластинка 729 представляет постоянный контакт шайбы 726 с металлическим стержнем 722 - 725 и при передвижении контакт металлического стержня 124- 725 с изолированными друг от друга металлическими рейками 752 - 755.

При нерабочем положении пластинка 729, находясь между рейками 752-755, не касается ни одной из них,-она изолирована от угольника 75-.

Шайба 726 не имеет винтовой нарезки и передвигается по бесконечному винту посредством сидящего на винтовой нарезке угольника 154. При передвижении влево, она делает контакт 755, при передвижении вправо - 756, при«ерабочем положении KOHTaKfa шайбы

726с угольником 754 не имеется; 757 и 755 - изоляторы.

Рейки 134-143 и 752, 755 и их изоляции, а также два штифта 746 переключателей 744, 745 .при передвижении рамы 759 - 762 посредством винта 765 могут быть передвигаемы вправо и влево по усмотрению. Неподвижными остаются металлические стержни 774 до 725 и бесконечный винт 772-775.

Как приемники могут быть употребляемы также фотоэлементы из щелочных металлов, дающие силу току в миллиамперах.

Действие аппарата заключается в следующем: пучек света от лампочки накаливания 74 (фиг. 1), отражаясь в зеркальце 4, находится между диафрагмами 25 и 29. Так как диафрагмы 25 и 29 имеют загибы 56 и 57, заслоняющие лучи света шириною в /g градуса каждая, то аппарат является нечувствительным при отклонении судна от курса меньше /g градуса. Величина, на практике которой можно пренебречь. При отклонении судна от курса влево больше /s градуса, картушка компаса поворачивается вправо и отраженный зеркальцем 4 пучек света попадает в приемник 79, который дает ток и замыкает следующую цепь: аккумулятор52 (фиг. 3) якорь релэ 75, провод 57, приемник 79, провод 45, релэ 55 и обратно-ваккумулятор 52. Релэ 55 замыкает следующую цепь: аккумулятор 55, релэ 65, якорь 55 и обратно в аккумулятор 55. Релэ 65 замыкает следующую цепь: борн 57 (фиг. 4), ответвление от судового динамо, борн 770 электромотора 705, борн 709 электромотора, провод 74, якорь релэ 65, провод 79, рейка 755 регулятора движения, пластинка 727, угольник переключателя 744, стержень 775-779, соленоид 94, борн 56. При замыкании вышеизложенной цепи, электромогор 705 заработает влево и, действуя на рулевую машину, переставляет руль вправо. Одновременно электромотор передвигает бесконечным винтом шайбу 726 влево. Соединяется контакт 755, поворачиваются переключатели 744 и 745, соленоид 94 втягивает железный сердечник и перекладинка 705 упирается на пластинках 707 и 702. При передвижении щайбы 726 влево пластинка -Z27 пройдет длину рейки 155, перейдя на рейку 757, отделится от рейки 138, Длина рейки 138 соответствует повороту штурвала на / оборота. В это время на рейке 138 будет находиться пластинка 128 и замыкается следующая цепь: пластинка 128, стерженьИб-117, соленоид 104, стержень 114 -115, угольник переключателя 744, стержень 118-119, соленоид 94, борн 86. Соленоид 104, представляя известное сопротивление, уменьшает силу тока в электромоторе и одновременно, втягивая железный сердечник lOS, останавливает электромотор. В то же время уменьшается сила тока в соленоиде 94 и пружинка 96 приподнимает сердечник 95, перекладинка 103 устанавливает контакт Р-100. Вышеизложенная цепь будет стоять до тех пор, пока освещается приемник 19.

Если при повороте штурвала на /,, оборота судно все еще продолжает отклоняться от курса, то пучек света попадает в приемник 18. Через релэ 57 и 67 заключается цепь, проводящая ток по проводу 78 и рейку 137, длина которой соответствует повороту штурвала на -/4 оборота и электромотор начинает работать, как было описано выше, до тех пор, пока пластинка 127 не отделится от рейки 137, т.-е. электромотор повернул штурвал на . оборота и остановился.

Если судно под действием отклоненного руля возвращается на курс-возвращается на курс и картушка компаса и пучек света погаснет в приемнике 18. Реле 57 и 67 выключают цепь через рейку 137 к пластинкам 127 и 128. Ток в электромоторе прекращается, соленоид 94 выпускает сердечник 95 и перекладинка 103 устанавливает контакт . Устанавливается следующая цепь: борн 87, борн 110, борн 111, рейка 152, пластинка 129, стержень 124-125, контакт 98 - 97, электромагнит 88, борн 86. Электромагнит 88, притягивая якорь 89, переключает цепь и провода 78 и 79, соединяется с рейкой 139, электромотор начинает работать в обратную сторону, т.-е. возвращает руль на середину и передвигает шайбу 126 на середину.

Так как переключатель 88 соединил провод 79 с рейкой 139, то, несмотря на то, что приемник 19 будет еще освещен, электромотор перестанет работать только тогда, когда пластинка 128 коснется рейки 139, т.-е. руль будет возвращен на середину. Этим объясняется предупреждение возвращения картушки на курс, т.-е. тормажение боковой скорости корабля.

Все вышеизложенное произойдет также, если судно, под действием руля, отклоненного на -/. поворота штурвала, будет возвращаться на курс, и свет погаснет в прие.мнике 19. .,

Если под ударом волны в свежую погоду судно сразу будет сброшено с курса, примерно, на четыре градуса, то пучек света, отраженный зеркальцем 4, осветит приемник 16. который включит в цепь релэ 55 и 65- Если в это время шайба 126 находилась по середине, то релэ 65, включая цепь к рейке 135, одновременно включает в цепь и рейки 136, 137 и 138 так, что они представляют сплошной проводник к пластинке 127.

Такое устройство имеет следующее назначение: при стремительном отклонении судна с курса экектромотор не успевает так скоро передвигать пластинки 127, 128 по рейкам, вкл оченным в цепь, и при отсутствии вы.цеизложенного устройства в релэ прекращался бы доступ тока к пластинке 127 через изоляторы между рейками. Когда луч, отраженный зеркальцем 4, находится между диафрагмами 32 - 33, не успел еще перейти в приемник 15, другой луч в это время, отраженный зеркальцем 5, начинает освещать приемник 24. Приемник 24 замыкает цепь в релэ 54 и 64. Релэ 64, притягивая свой якорь, выключает из цепи приемники 15, 21, 22, 23, которые остаются выключенными за все время действия релэ 64. Так как зеркальце 5 имеет вогнутость по известному расчету, то оно будет освещать приемник S4 все время и при дальнейшем отклонении картушки , от курса до 4-х румбов (максимальная вели .ина), на которую судно может быть сброшено волною с курса, но она может быть изменена в зависимости от практических данных при конструкции аппарата.

При погасании света в приемнике 24, если пластинка 127 в то время находилась на изоляторе /57 (крайний предел, на который автоматический рулевой отклоняет судовой руль), замыкается уже вышеописанная цепь и электромотор будет работать обратно до тех пор, пока пластинка 128 не I коснется рейки 136, если в это время приемник 16 будет еще освещен, то установится уже вышеописанная цепь, где соленоид 105 своим действием оста- навливает мотор и в коммутаторе 93 перекдадинка 102 устанавливает кон- I такт 99-100.

Замыкается еще следующая параллельная цепь: борн 87, стержень 122 - 123, пластинка 129, шайба 126, кон- j такт 186, угольник переключателя 145, 1 стержень 120-121, контакт 99-100, электромагнит 88, борн 86. Вышеизложенная цепь держит переключатель 88 в рабочем положении и электромотор j будет стоять пока свет не погаснет в приемнике 16.

Если же под ударом новой волны ; судно, не возвращаясь на курс, будет ; сброшено и зеркальце 5 осветит опять приемник 24, то восстановится цепь, доводящая пластинку 127 до изолятора 157, которая была уже описана выше.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Аппарат для автоматического ведения судна по заданному курсу, характеризующийся применением в компасном устройстве источника света 14, луч которого, пройдя через линзу 35 и отражаясь в одном или двух одновременно зеркальцах 4, 5, 6, укрепленных на державке 2 к топке компаса, освещает тот или иной или те или иные одновременно, светочувствительные электрические приемники 15-24 (фиг. 1) или 165 по (фиг. 6), предназначенные для приведения в действие соответствующих релэ по схеме (фиг. 3), связанные в свою очередь с особым коммутатором по схеме (фиг. 4), приводящим (должным образом) ток к мотору рулевого механизма, при че.ч, с целью изменения принятого курса судна, указанная державка 2 с зеркальцем 4, 5, 6 поворачивается на соответствующий угол помощью поводка 3 рукояткой 7.

Похожие патенты SU991A1

название год авторы номер документа
Электромагнитный выпрямитель переменного тока 1925
  • Мускар А.И.
SU5563A1
Автоматический стабилизатор курса судов 1959
  • Отвагин Е.Ф.
  • Тетюев Б.А.
SU126383A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ СУДНА 1932
  • Богатырев С.А.
SU43815A1
Прибор для поддержания заранее заданного курса судна 1936
  • Эмдин С.Я.
SU49300A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАВИГАЦИОННЫМИ ПРИБОРАМИ 1932
  • Партене А.А.
  • Аксельрод Л.В.
SU33213A1
Фотореле для аппарата, служащего для передачи на расстояние изображений 1920
  • Тамбовцев Д.Г.
SU224A1
КОМПАС С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПОКАЗАНИЙ НА РАССТОЯНИЕ 1923
  • Евневич А.А.
SU4156A1
ПРИБОР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ПЕЛЕНГА В ГРАДУСАХ И ВРЕМЕНИ НА БУМАЖНОЙ ЛЕНТЕ 1945
  • Зернов П.Ф.
SU69949A1
Устройство для автоматического управления рулем судна 1930
  • Богатырев С.А.
SU24720A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН 1924
  • Евневич А.А.
SU3880A1

Иллюстрации к изобретению SU 991 A1

Реферат патента 1924 года Аппарат для автоматического ведения судна по заданному курсу

Формула изобретения SU 991 A1

г 1й I

jowL

к патенту АИМУСЙАРА 991 Фиг. 2

SU 991 A1

Авторы

Мускар А.И.

Даты

1924-09-15Публикация

1921-09-14Подача