1
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к консольным кранам с двухпозиционной ломающейся в горизонтальной плоскости стрелой, и может быть использовано в любой отрасли промышленности для перемещения грузов.
По основному авт. св. № 935454 известен консольно поворотный кран с ломающейся стрелой, содержащей колонну и двухщарнирную консоль, состоящую из опорной и рабочей секций, оборудованную укрепленным на кронштейне рабочей секции пультом управления, подпружиненными тормозами центрального и промежуточного шарниров и регулирующим управляющим механизмом тормоза промежуточного шарнира с расположенной на кронштейне пульта рукояткой, снабженной управляющим маховиком, причем тормоз центрального шарнира размещен на колонне, имеет отдельную рукоятку с вертикальным перемещением тормозного элемента взаимодействующего с конусным кольцом, смонтированным на кор.пусе шарнирно 1.
Недостатком известной конструкции крана является то, что центральный шарнир
имеет тормоз, управляемый отдельной рукояткой, смонтированной на колонне, причем тормоз центрального щарнира имеет два рабочих положения: расторможено и заторможено. Указанные недостатки усложняют
обслуживание крана, фиксацию стрелы, перемещение стрелы с необходимым уровнем притормаживания. Наличие отдельных рукояток управления тормозами центрального и промежуточного шарнира повышает уро10 вень требований безопасности к обслуживающему персоналу.
Целью изобретения является повышение удобства эксплуатации краном.
Поставленная цель достигается тем, что кран снабжен дополнительным тросом и ко15ромыслом, соединяющим оба тормоза с регулирующе-управляющим механизмом, и огибаемым дополнительным тросом направляющими блоками, один из которых укреплен на опорной, а второй - на рабочей
20 секции консоли, при этом коромысло выполнено с возможностью регулирования соотношения его плеч.
На фиг. 1 схематично показан кран с разрезами, общий вид; на фиг. 2 - узел I на
фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - узел II на фиг. 1.
Консольный кран (фиг. 1) содержит колонну 1 и двухшарнирную консоль 2, состоящую из опорной 3 и рабочей 4 секции. Консоль 2 оборудована на кронштейне 5 рабочей секции 4 пультом 6 управления. Центральный шарнир 7 имеет подпружиненный тормоз 8, а промежуточный шарнир 9 - подпружиненный тормоз 10. Рядом с пультом 6 (фиг. 2 и 3), на кронштейне 5 смонтирован регулирующе-управляющий механизм 11 тормозов 8 и 10 с рукояткой, снабженной маховичком 12 управления. Оба тормоза 8 и 10 соединены с механизмом 11 тросами 13 и 14 (соответственно) через коромысло 15, которое выполнено с возможностью регулирования его плеч а и б посредством винтовой пары 16. Усилие на тормозе 8 шарнира 7 (фиг. 4) должно быть более, чем усилие на тормозе 10 промежуточного шарнира 9, при том, что усилия на коромысле 15 должны быть одинаковы при равенстве плеч а -и б, поэтому он выполнен рычажным так, что плечо в, на которое воздействует трос 13 от механизма 11 более плеча г, которое несет тормозной элемент 17, в связи с чем усилие на тросе 13 при натяжке тормозного элемента 17 менее усилия прижатия тормозного элемента 17 к тормозной поверхности 18 шарнира 7. Соответствуюш,им подбором соотношения плеч в и г достигается примерное равенство усилий на тросах 13 и 14, которое необходимо для благоприятной работы механизма И. Для того, чтобы поворот секций 3 и 4 консоли 2 друг относительно друга не отражался на натяжении троса 13 он имеет на промежуточном шарнире 9 осевой переход через два блока 19 и 20, первый из которых укреплен на опорной 3 и второй - на рабочей 4 секции консоли 2. Механизм 11 (фиг. 2) имеет корпус 21, укрепленный на кронштейне 5. Внутри корпуса 21 перемешается резьбовым маховиком 12 стакан 22, в котором помеш.ен подпружиненный шток 23. Настройка пружины 24 штока 23 осуществляется гайкой 25. Торец 26 штока 23, расположенный вне стакана 22,шарнирно соединен с вилкообразным корпусом 27, выполненным с возможностью вертикального перемещения в направляющих 28 кронштейна 5. Корпус 27 несет призму 29, взаимодействующую с гайкой 30 винтовой пары 16. Винт 31 пары 16 соединен на торцах с пластинами 32, к которым закреплены тросы 13 и 14. В месте выхода винта 31 за пределы кронштейна 5 в последнем выполнены пазы 33, а гайка 30 (квадратная) установлена в корпусе 27 с необходимым зазором д, ограничивающим поворот гайки 30, соответственно поворот винта 32 и коромысло 15 относительно корпуса 27. Механизм 11 снабжен пальцем 34, соединенным со стаканом 22 и через паз 35 в корпусе 21 и кронштейне 5, входящим к шкале режимов работы тормозной системы крана, укрепленной или выгравированной на кронштейне 5 (шкала на чертежах не показана).
Кран работает следующим образом.
В режиме «Заторможено поворотом маховика 12 стакан 22 подымается в верхнее положение, соответственно в верхнее положение подымается корпус 27 и коромысло 15. Тормоза 8 и 10 охватывают щарниры 7 и 9 с тормозным усилием, соответствующим полному настроенному усилию установленных на них пружин и коэффициенту трения фрикционных тормозных пар. При этом секции консоли 2 заторможены друг относительно друга и относительно колонны 1.
В режиме «Притормаживание поворотом маховичка 12 стакан 22 опускается в одно из промежуточных положений, предварительно тарированное и помеченное на шкале. При этом различные грузы требуют различного уровня притормаживания.
При опускании стакана 22 пружина 24 штока 23 сжимается и постепенно уменьшает усилия на тормозах 8 и 10,действуя противонаправленно усилиям на тормозных колодках тормозов 8 и 10.
При этом коромысло 15 не перемешается в пространстве, оставаясь в горизонтальном положении, а распределяет усилие на пружине 24 на тросы 13 и 14 обратно пропорционально величине плеч а и б. При настройке тормозной системы в процессе обслуживания или ремонта благодаря винтовой паре 16 можно откорректировать распределение усилий на тросы 13 и 14 и тем самым обеспечить удобное регулирование и сохранение необходимых характеристик обоих тормозов в процессе всего периода эксплуатации крана.
Таким образом, перемешая стакан 22 вниз оператор обеспечивает необходимый ему уровень притормаживания обоих шарниров 7 и 9 консоли 2.
В режиме «Растормаживание поворотом маховичка 12 стакан 22 опускается в нижнее положение, при этом корпус 27 также перемещается вниз и соответственно опускается коромысло 15, которое при этом поворачивается на незначительный угол, так как этому препятствует незначительный зазор д между гайкой 30 и корпусом 27.
Опускание коромысла 15 вниз приводит к тому, что тросы 13 и 14 оттягивают колодки тормозов 8 и 10, тем самым полностью растормаживая оба шарнира 7 и 9. Управление обоими тормозами с помощью одного маховичка, расположенного в зоне пульта управления краном, а также возможность работы тормозной системы на обоих шарнирах в режимах «Торможение, «Притормаживание и «Растормаживание, регулирование тормозов в зоне пульта создает значительные удобства в эксплуатации консольного крана.
Формула изобретения Консольный кран по авт. св. № 935454, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, он снабжен дополнительным тросом и коромыслом, соединяю- №
щим оба тормоза с регулирующе-управляющим механизмом и огибаемым дополнительным тросом направляющими блоками, один из которых укреплен на опорной, а второй - на рабочей секции консоли, при этом коромысло выполнено с возможностью регулирования соотношения его плеч. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 935454, кл. В 66 С 23/44, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Консольный кран | 1980 |
|
SU931682A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2001 |
|
RU2223184C2 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2004 |
|
RU2263589C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2005 |
|
RU2312057C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1996 |
|
RU2129502C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2004 |
|
RU2274559C1 |
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРУБКИ, КЛЕПКИ, ТРАМБОВКИ | 2009 |
|
RU2412783C1 |
Консольный кран | 1981 |
|
SU988750A1 |
Консольный кран | 1978 |
|
SU779283A1 |
д-д
Фиг.З
/7
f3
10
Ча
Фиг. 2.
Ni
тгг vX
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-02-02—Подача