Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению.
Известен способ восстановления деталей, при котором выполняют очистку и обезжиривание их наружной поверхности, наносят на эту поверхность медное гальваническое покрытие и осуществляют чистовую обработку.
Недостатком этого способа является недостаточная прочность и износостойкость медного покрытия, что не позволяет применить известный способ для восстановления вкладышей подшипников коленчатого вала форсированных двигателей внутреннего сгорания.
Целью изобретения является расширение технологических возможностей способа восстановления деталей путем восстановления тонкостенных триметаллических вкладышей подшипника коленчатого вала ДВС, имеющих износ приработочного покрытия и частичный износ основного антифрикционного сплава.
Для достижения данной цели нанесение медного гальванического покрытия осуществляют с добавлением 8-20% олова толщиной t, определяемой из соотношения
(Δ - tn) < t ≅ 0,15 мм, где Δ - величина износа вкладыша;
tn - исходная толщина приработочного покрытия, затем производят обработку стыковых поверхностей вкладышей со съемом металла на величину не более 1,57t, выполняют чистовую обработку внутренней рабочей поверхности до толщины (Тисх - tn), где Тисх - толщина неизношенного вкладыша, и наносят приработочное покрытие заданной толщины.
На фиг. 1 изображен новый; на фиг. 2 - изношенный; на фиг.3 - восстановленный тонкостенный триметаллический вкладыш, входящий в узел подшипника коленчатого вала ДВС; на фиг. 4 - соединение вкладышей.
Вкладыш состоит из стальной основы 1, основного антифрикционного сплава 2 и приработочного покрытия 3, отсутствующего в средней части изношенного вкладыша (фиг. 2). На фиг.3 показан слой нанесенного восстановительного покрытия 4 наружной поверхности вкладыша. Наружная поверхность 5 вкладыша является сопрягаемой с корпусом подшипника, внутренняя поверхность 6 вкладыша образует поверхность трения по приработочному покрытию на новом и восстановленном вкладышах или по основному антифрикционному сплаву (фиг.2). Два вкладыша соединены в корпусе подшипника по плоскостям стыков 7.
Общая толщина и толщина приработочного покрытия восстановленного вкладыша (фиг.3) равны соответствующим параметрам нового вкладыша (фиг. 1). Суммарный износ Δ изношенного вкладыша складывается из толщины приработочного покрытия tn и величины частичного износа δ основного антифрикционного сплава (фиг. 2).
Способ осуществляется следующим образом.
Выполняют очистку и обезжиривание наружной поверхности 5, после чего осуществляют нанесение на нее медного гальванического покрытия с добавлением 8-20% олова, обладающего необходимой прочностью и износостойкостью, толщиной
( Δ - tn) < t ≅ 0,15 мм, компенсирующей величину износа вкладыша.
Затем производят обработку поверхностей стыков 7 со съемом металла на величину не более 1,57t, после чего выполняют чистовую обработку внутренней рабочей поверхности 6 с обеспечением необходимой толщины вкладыша без приработочного покрытия (Тисх-tn) и наносят приработочное покрытие 3 заданной толщины.
Положительный эффект изобретения достигается за счет увеличения срока службы вкладышей подшипников коленчатого вала без ухудшения их служебных свойств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011499C1 |
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2274777C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2023 |
|
RU2824409C1 |
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ | 1991 |
|
RU2082579C1 |
Элемент скольжения | 2018 |
|
RU2712496C1 |
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2154754C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2154755C2 |
Способ восстановления изношенных поверхностей вкладышей подшипников | 1986 |
|
SU1414541A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076960C1 |
Использование: машиностроение, двигателестроение. Сущность изобретения: при восстановлении тонкостенных триметаллических вкладышей подшипников, имеющих износ приработочного покрытия и частичный износ основного антифрикционного сплава, наносят медное гальваническое покрытие с добавлением 8-20% олова толщиной t, определяемой по формуле (Δ-tп)<t≅ 0,15 мм , где Δ -величина износа вкладыша; tп -исходная толщина приработочного покрытия, затем производят обработку стыковых поверхностей вкладышей, выполняют чистовую обработку внутренней рабочей поверхности и наносят приработочное покрытие заданной толщины. 4 ил.
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, при котором выполняют очистку и обезжиривание их наружной поверхности, наносят на эту поверхность медное гальваническое покрытие и осуществляют чистовую обработку, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем восстановления тонкостенных триметаллических вкладышей подшипника коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, имеющих износ приработочного покрытия и частичный износ основного антифрикционного сплава, нанесение медного гальванического покрытия осуществляют с добавлением 8 - 20% олова толщиной t, определяемой из соотношения
(Δ - t / tп) << t ≅ 0,15 мм ,
где Δ - величина износа вкладыша;
tп - исходная толщина приработанного покрытия,
затем производят обработку стыковых поверхностей вкладышей со съемом металла на величину не более 1,57t, выполняют чистовую обработку внутренней рабочей поверхности до толщины
Tисх - tп,
где Tисх - толщина неизношенного вкладыша,
и наносят приработанное покрытие заданной толщины.
Молодых И.В | |||
и Зенкин А.С | |||
Восстановление деталей машин | |||
М.: Машиностроение , 1989, с.178-191. |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1991-01-14—Подача