СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВИНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ Российский патент 1994 года по МПК C25D5/00 

Описание патента на изобретение RU2023061C1

Изобретение относится к гальванической обработке металлов и может быть использовано в машиностроительной и авиационной отраслях промышленности при ремонте, повышении ресурса и изготовлении машин, рабочие органы которых имеют винтовую поверхность (шнеки, червяки, винтовые насосы, роторы винтовых компрессоров и т.п.).

Известен способ, позволяющий регулировать толщину и равномерность гальванопокрытий за счет расположения анодов в рабочей зоне ванны.

Недостатками этого способа являются:
а) неприемлимость для ремонта деталей со сложной поверхностью;
б) повышенная трудоемкость из-за наличия дополнительных операций по установке анодов;
В качестве прототипа принят способ гальванического восстановления, который, однако, имеет следующие недостатки:
а) недостаточная точность воспроизведения восстанавливаемой поверхности сложнопрофильных деталей (например, с винтовой поверхностью);
б) невозможность получения переменной толщины покрытия, изменяющейся по заданному закону;
в) низкая производительность восстановления.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, т.е. повышение точности воспроизведения винтовой поверхности, производительности и экономичности процесса.

Поставленная цель достигается тем, что в способе гальванического восстановления винтовой поверхности, включающем подачу электролита к этой поверхности, согласно изобретению, собирают рабочую пару деталь-корпус, приводя деталь во вращение, а электролит пропускают через радиальный зазор пары посредством вытеснения его вращающейся винтовой поверхностью детали при частоте вращения детали 20-45 об/мин и зазоре 1-4 мм.

При анализе известных технических решений не обнаружены решения, имеющие признаки, сходные с отличительными признаками данного изобретения.

Наличие совокупности существенных признаков позволит повысить точность воспроизведения винтовой поверхности, производительность и экономичность процесса.

Сущность способа поясняется схемой, представленной на чертеже.

Восстанавливаемая деталь 1 в виде червяка собирается с корпусом 2, образуя рабочую пару, которая, например, функционировала до наступления недопустимо большего износа винтовых поверхностей детали. Гальваническая ванна 3 сообщается трубопроводами с полостью корпуса через приемный 4 и нагнетательный 5 патрубки и кран 6. Для вращения детали предусмотрен мотор-редуктор 7.

Реализуется способ следующим образом.

Включается источник гальванического тока (на чертеже не показан), открывается кран 6 и включается мотор-редуктор 7, сообщая вращение детали 1.

Винтовые поверхности вращающейся детали вытесняют электролит вдоль оси пары через зазор, тем самым обеспечивают циркуляцию электролита из гальванической ванны 3 через кран 6, приемный патрубок 4, зазор пары, нагнетательный патрубок 5 и вновь в ванну 3.

Максимальная скорость потока электролита имеет место на периферии детали. Здесь же будет и наибольшая ступень турбулизации (перемешивания, вихреобразования) электролита из-за наложения двух его потоков 4- винтового и осевого, в зазоре пары.

Таким образом, наиболее интенсивное перемешивание, и, следовательно, наибольшая скорость осаждения будут на периферии детали. В направлении к центру детали скорость потока (скорость обновления электролита) убывает линейно по радиусу. В итоге толщина осаждаемого слоя материала будет увеличиваться от центра к периферии детали.

Это отвечает и характеру изменения толщины изношенного слоя детали: последняя, как будет показано ниже, увеличивается также от центра к периферии.

Для точного воспроизведения первоначальных размеров винтовой поверхности в каждой ее точке толщина Δ осаждаемого слоя материала должна быть равна толщине U изношенного слоя
Δ=U (a)
Известно, что для деталей типа тел вращения толщины U изношенного слоя увеличивается от центра к периферии детали, т.е. имеет место прямая пропорциональность:
U ~ ρ где ρ- радиус детали.

Этой закономерности можно дать следующее теоретическое обоснование.

Толщина изношенного слоя равна
U=γt [ мкм ] , (б) где γ - скорость изнашивания, мкм/ч;
t - время изнашивания, ч.

Типичным видом износа шнеков, червяков и т.п. является абразивный износ. Для него и ряда других видов износа скорость изнашивания
γ=kpv , (г) где Р - давление на поверхность трения,
V - скорость относительного скольжения абразивной среды и детали;
К - эмпирический коэффициент, характеризующий материал детали, среды и другие условия изнашивания.

При вращении винтовой поверхности каждая ее точка с координатами ( ρ,x ) имеет соответствующую окружную скорость, зависящую от расстояния ρ до оси вращения
V=2πρn , (д) где n - частота вращения винтовой поверхности.

При постоянстве величин K, P, n из равенств (в) - (д) следует справедливость соотношения (б).

Теперь обратимся к процессу гальванического осаждения материала.

Принудительное перемешивание электролита способствует непрерывному обновлению его состава и интенсифицирует процесс осаждения материала. Если перемещение электролита выполнить посредством вращения восстанавливаемой детали (например, червяка) в сопрягаемом корпусе, то, как отмечалось ранее, на периферии будет наибольшая степень турбулизации электролита из-за наложения двух его потоков: винтового и осевого в зазоре пары.

Скорость осаждения растет с увеличением степени турбулизации, т.е. с ростом числа Ренольдса (Re):
Voc~ Re = , где Rг - гидравлический радиус;
V - скорость потока электролита;
ν - кинематический коэффициент вязкости.

Гидравлический радиус Rг равен отношению площади живого сечения S потока к периметру П:
Rг=
Скорость потока
V = , где Q - расход электролита.

Соотношение (ж) с учетом (з), (и) и постоянстве коэффициента ν будет иметь вид
Voc~ ~ = (d1+δ) где n - частота вращения детали;
d1 - диаметр делительного цилиндра детали;
δ - зазор пары.

Таким образом, скорость осаждения пропорциональна радиусу детали, т.е. толщина осаждаемого слоя материала будет увеличиваться от центра к периферии детали:
Δ ~ ρ .

Потребное время осаждения
t = где Vос определяется из опыта.

С учетом соотношения (б) удовлетворяется равенство (а), обеспечивающее точное восстановление винтовой поверхности.

Похожие патенты RU2023061C1

название год авторы номер документа
Способ гальванического восстановления изделий 1989
  • Мищенко Анатолий Васильевич
  • Варфоломеев Борис Георгиевич
SU1730206A1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИЙ 2002
  • Сорокин В.М.
  • Тарасова Е.А.
  • Тудакова Н.М.
  • Михеев А.В.
  • Танчук С.С.
RU2228972C1
СПОСОБ УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2009
  • Сорокин Виталий Матвеевич
  • Михеев Александр Владимирович
  • Тудакова Нина Михайловна
  • Танчук Станислав Сергеевич
  • Берглезов Валерий Витальевич
RU2418105C1
СПОСОБ ГАЛЬВАНОМЕХАНИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТОКОПРОВОДЯЩИХ ДЕТАЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Копылов Юрий Романович
  • Копылов Дмитрий Юрьевич
RU2296821C1
Устройство для гальванического восстановления изношенных деталей машин 1986
  • Курамшин Рафаэль Сафаевич
  • Ильин Валерий Алексеевич
  • Курамшин Ирек Рафаэльевич
SU1371990A1
Устройство для электролитического нанесения покрытий 1989
  • Варфоломеев Борис Георгиевич
  • Мищенко Анатолий Васильевич
SU1678911A1
Устройство для нанесения гальванических покрытий 2018
  • Алянчиков Владимир Николаевич
  • Алексеенко Владимир Геннадьевич
  • Казанников Олег Вячеславович
RU2696805C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕВАННОГО ЭЛЕКТРООСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЙ 1989
  • Устюгов А.Г.
  • Коркин А.Я.
  • Кобелев В.А.
  • Шевелев Ю.Р.
  • Нисковских В.М.
  • Смирнов А.А.
  • Юркин С.Н.
  • Липухин Ю.В.
  • Сазонов В.К.
RU1702721C
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ХОЛОДНЫМ ТВЕРДЫМ ЖЕЛЕЗНЕНИЕМ 1999
  • Ляшенко А.Ф.
  • Басарыгин Ю.М.
  • Ломако П.М.
  • Рудик И.М.
  • Лобачева Н.С.
RU2147629C1
Установка для нанесения композиционных покрытий электронатиранием 1980
  • Балуев Михаил Павлович
  • Липатов Евгений Константинович
SU945257A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 023 061 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВИНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Использование: восстановление винтовой поверхности деталей машин и механизмов. Сущность изобретения: восстановление ведут путем осаждения металла в протоке электролита при размещении винтовой поверхности в цилиндрическом корпусе-аноде и ее вращение со скоростью 20-45 об/мин при ложэлектродном зазоре 1-4 мм. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 023 061 C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВИНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ путем электролитического осаждения металла, преимущественно железа, в протоке электролита при размещении винтовой поверхности в цилиндрическом корпусе-аноде и ее вращении, отличающийся тем, что, с целью повышения точности геометрии восстанавливаемой поверхности за счет линейного распределения металла по радиусу, процесс ведут при межэлектродном зазоре 1 - 4 мм и частоте вращения винтовой поверхности 20 - 45 об/мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2023061C1

Способ хромирования рабочего профиля червячных валов 1958
  • Рыкова А.В.
  • Сычев А.Н.
  • Хромов В.Е.
SU116284A1
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1

RU 2 023 061 C1

Авторы

Мищенко А.В.

Варфоломеев Б.Г.

Даты

1994-11-15Публикация

1989-12-14Подача