УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B62D55/30 

Описание патента на изобретение RU2025384C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным движителям транспортных средств.

Известно устройство для натяжения гусеничной цепи, содержащее натяжное колесо, кривошип с осью, шарнирно закрепленной в корпусе транспортного средства, и механизм фиксации кривошипа относительно корпуса, выполненный в виде гайки и муфты с торцовыми зубьями, взаимодействующей с торцовыми зубьями на корпусе.

Недостатками такого устройства являются недостаточная надежность зубьев механизма фиксации, обусловленная большими нагрузками со стороны натяжного колеса и малыми габаритами торцовой зубчатой муфты, а также затрудненный доступ к обслуживаемым элементам.

Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи (прототип), содержащее натяжное колесо, кривошип с осью, шарнирно закрепленной в корпусе, и щекой, снабженной торцовыми зубьями, взаимодействующими с зубьями на корпусе, и механизм фиксации кривошипа, выполненный в виде винтовой пары (гайки и резьбы на оси кривошипа).

Увеличенный диаметр торцовых зубьев на щеке кривошипа повышает надежность их работы, однако расположение деталей механизма фиксации кривошипа внутри корпуса затрудняет техническое обслуживание устройства, усложняет его конструкцию, требует надежной герметизации корпуса, а также занимая внутренний объем корпуса, затрудняет размещение в корпусе других агрегатов.

Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение трудоемкости технического обслуживания за счет наружного доступа к обслуживаемым элементам, высвобождение внутреннего пространства корпуса.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для натяжения гусеничной цепи, содержащем натяжное колесо, кривошип с осью и щекой, снабженной торцовыми зубьями, взаимодействующими с зубьями на корпусе, и механизм фиксации кривошипа, ось кривошипа неподвижно закреплена в корпусе, на оси с возможностью перемещений вдоль и вокруг нее установлена щека кривошипа, механизм фиксации выполнен в виде болта с фланцем, взаимодействующим с резьбовым отверстием оси кривошипа, причем фланец размещен с возможностью проворачивания в замкнутой кольцевой канавке, выполненной на наружном торце щеки кривошипа, а в диске натяжного колеса на уровне оси кривошипа выполнено по меньше мере одно отверстие с размерами, превышающими размер под ключ головки болта.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается тем, что ось кривошипа неподвижно закреплена в корпусе транспортного средства, щека кривошипа с торцовыми зубьями подвижно установлена на неподвижной оси, а механизм фиксации выполнен в виде болта, фланец которого размещен в замкнутой кольцевой канавке с возможностью проворачивания.

Сравнение заявляемого решения с известными техническими решениями определило признаки, обладающие существенными отличиями от известных и придающие ему новый результат.

В известных решениях ось кривошипа жестко закрепляется в его щеке и устанавливается в корпусе на разнесенных подшипниковых опорах, призванных воспринять консольную нагрузку от натяжного колеса. Это увеличивает габариты узла, что обусловливает размещение внутри корпуса его основных элементов, тем самым затрудняет компоновку и техническое обслуживание узла внутри корпуса. В заявленном устройстве ось кривошипа жестко закреплена на корпусе и выдвинута относительно корпуса во внешнюю сторону, что предопределяет уменьшение консоли, сокращение габаритов натяжного устройства, вынос из корпуса наружу всех деталей направляющего колеса, а также увеличивает жесткость опоры кривошипа за счет совместной работы от консоли торцовых зубьев и цилиндрического сопряжения щека - ось и упрощает конструкцию устройства за счет исключения разнесенных опор оси, уплотнений.

Наружное размещение механизма требует специальную нишу под машиной для размещения устройства натяжения, что в ряде случаев сокращает дорожный просвет, повышает уязвимость устройства, а также существенно снижает надежность зубьев фиксирующего механизма из-за размещения его в более стесненном объеме, чем, например, в устройстве-прототипе или в заявленном устройстве.

В заявленном решении механизм фиксации кривошипа, выполненный в виде болта, фланец которого размещен в кольцевой канавке щеки кривошипа с возможностью проворачивания в ней, одновременно с основной (прижатие ее к торцовым зубьям на корпусе) выполняет функцию принудительного отвода щеки кривошипа.

В упомянутых известных устройствах для выведения торцовых зубьев из зацепления требуется либо дополнительный механизм, либо дополнительный инструмент для осевого перемещения щеки кривошипа или зубчатой втулки.

Размещение канавки со стороны наружного торца щеки определяет удобство обслуживания и доступ к элементу регулирования со стороны свободного борта транспортного средства. В известных устройствах обслуживание натяжного устройства в части механизма фиксации осуществляется изнутри путем различных передаточных механизмов, усложняющих устройство. Выполнение одного отверстия (а их может быть и больше) на диске натяжного колеса также определяет удобство доступа инструмента к болту при необходимости обслуживания устройства. В известных устройствах, если отверстия в дисках и имеются, то выполняются они из технологических и экономических соображений и никак не "привязаны" к оси кривошипа.

Таким образом, заявленное решение соответствует критериям изобретения "новизна" и "существенные отличия".

На фиг.1 изображен общий вид заявляемого устройства; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1.

Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства содержит натяжное (направляющее) колесо 1, кривошип с осью 2 и щекой 3, а также механизм фиксации кривошипа. Щека 3 кривошипа снабжена торцовыми зубьями 4, взаимодействующими с ответными зубьями на корпусе 5. Полая ось 2 кривошипа неподвижно закреплена в корпусе 5, щека 3 кривошипа установлена на оси 2 и имеет возможность относительно нее поворачиваться и перемещаться в осевом направлении. Механизм фиксации выполнен в виде болта 6, взаимодействующего с резьбовым отверстием оси 2 кривошипа, фланец 7 болта размещен в кольцевой канавке, выполненной со стороны наружного торца щеки кривошипа, замыкаемой с одной стороны упорным 8 и стопорным 9 кольцами, с другой торцом расточки щеки. Болт имеет возможность проворачиваться в проточке без осевого перемещения. Стопорение болта может быть решено любым из известных способов, например контрением по периферии фланца конусным винтом (на чертежах не показано). Болт имеет внутреннее многогранное отверстие 10 для размещения в нем инструмента (ключа), а в диске натяжного колеса 1 для этих же целей выполнено напротив торца болта минимум одно отверстие 11 с размерами, превышающими размер отверстия болта.

При необходимости изменения натяжения гусеничной цепи транспортного средства отверстие 11 выставляется напротив многогранного отверстия 10 (торца болта 6), с помощью торцового ключа болт поворачивается против часовой стрелки (при правой резьбе) и, выворачиваясь из оси кривошипа, своим фланцем 7 перемещает щеку 3 кривошипа вправо до разъединения зубьев.

Для установки предварительного натяжения гусеницы может использоваться съемный механизм предварительного натяжения (не показан), выполненный, например, в виде домкрата, устанавливаемого между опорным и натяжным колесами.

С помощью механизма предварительного натяжения колесо 1, поворачиваясь на щеке 3 кривошипа вокруг его оси 2, устанавливается в требуемое положение, обеспечивающее определенное предварительное натяжение цепи. После установки натяжения болт 6 ключом поворачивается по часовой стрелке, заворачиваясь в ось 2 кривошипа, и перемещает щеку 3 кривошипа до полного ввода торцовых зубьев 4 во впадины зубьев на корпусе 5. Тем самым фиксируется натяжение цепи. Развитые по диаметру торцовые зубья и опорный поясок на неподвижной оси обеспечивают четкую самоустановку, центрирование и надежность соединения кривошипа с корпусом.

Предлагаемое устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства имеет упрощенную конструкцию, снижает трудоемкость технического обслуживания и материалоемкость, повышает надежность, а также герметичность корпуса, что может быть полезно для плавающих гусеничных транспортных средств.

Кроме того, размещение устройства снаружи корпуса освобождает его внутренний объем от массивных трубчатых опор и позволяет использовать его более рационально.

Похожие патенты RU2025384C1

название год авторы номер документа
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ РЫЧАЖНО-БАЛАНСИРНОЙ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Зингер В.И.
  • Мельников И.А.
  • Минченко М.Е.
RU2147536C1
Устройство для натяжения гусениц транспортного средства 1986
  • Минченко Михаил Евгеньевич
  • Крысин Алексей Захарович
  • Шабанов Юрий Романович
  • Шинкаренко Петр Владимирович
SU1344678A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Бабич Ю.Г.
  • Колобов В.П.
RU2062705C1
Подвеска направляющего колеса гусеничного транспортного средства 1990
  • Спирин Юрий Иванович
SU1770202A1
Ходовая часть гусеничной машины 1986
  • Сорокин Леонид Ефимович
SU1527077A1
УПЛОТНЕНИЕ ОСИ ПОДВЕСКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1970
SU283836A1
Устройство для натяжения гусеницы транспортного средства 1989
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Боков Валентин Яковлевич
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1652176A1
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Подусов Виктор Афанасьевич
  • Рулев Виктор Николаевич
RU2354579C2
Гусеничный движитель 1987
  • Дятлов Евгений Семенович
SU1440784A1
Гусеничный движитель 1988
  • Бабич Юрий Георгиевич
  • Бунин Игорь Михайлович
SU1594051A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 025 384 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в транспортном машиностроении, а именно, в гусеничных движителях транспортных средств. Сущность: устройство содержит натяжное колесо 1, кривошип с осью 2 и щекой 3 с торцовыми зубьями 4, взаимодействующими с ответными зубьями на корпусе 5. Ось кривошипа жестко закреплена в корпусе, на ней подвижно установлена щека кривошипа. Механизм фиксации кривошипа выполнен в виде болта 6, взаимодействующего с резьбовым отверстием оси 2, причем фланец 7 болта размещен с возможностью проворачивания в замкнутой кольцевой канавке со стороны наружного торца щеки 3. Отверстие 11 в диске натяжного колеса открывает доступ к болту 6. При вращении болта против часовой стрелки (правая резьба) происходит разъединение зубьев щеки с зубьями корпуса и обеспечивается регулировка натяжения цепи. Поворачивая болт по часовой стрелке, фиксируют упомянутые зубья относительно друг друга, чем удерживают выбранное натяжение цепи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 025 384 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленный в корпусе транспортного средства кривошип с осью, размещенную на ней щеку, выполненную с торцевыми зубьями, взаимодействующими с ответными зубьями, выполненными на корпусе, натяжное колесо, установленное на оси другого колена кривошипа, и механизм фиксации кривошипа, включающий в себя резьбовое соединение, отличающееся тем, что указанная ось кривошипа неподвижно закреплена в корпусе транспортного средства, щека кривошипа установлена на оси с возможностью осевого и углового перемещений, а указанное резьбовое соединение механизма фиксации кривошипа включает в себя взаимодействующий с резьбовым отверстием оси болт с фланцем, размещенным с возможностью проворачивания в замкнутой кольцевой канавке, выполненной на внутренней поверхности наружного торца щеки кривошипа, при этом в диске натяжного колеса на уровне указанной оси кривошипа выполнено по меньшей мере одно отверстие с размерами, превышающими размер под ключ головки болта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2025384C1

Танк
Под ред
А.С.Антонова М.:Воениздат, 1954, с.130, рис.130.

RU 2 025 384 C1

Авторы

Мельников И.А.

Бабич Ю.Г.

Даты

1994-12-30Публикация

1991-07-04Подача