СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ Российский патент 1995 года по МПК F16B5/02 

Описание патента на изобретение RU2031260C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления многорядных срезных болтовых соединений.

Известен способ получения болтового соединения деталей, который включает операции изготовления деталей с отверстиями разного диаметра, втулки с профилированным опорным торцом высотой большей толщины детали с большим отверстием и из материала, твердость которого выше твердости материала детали с меньшим отверстием, сбоку пакета, установку втулки в детали с большим отверстием, болта в отверстие втулки и последней детали, установку шайбы на болт и затяжку пакета гайкой до внедрения профилированного торца втулки и поверхность соединяемой детали.

Известный способ имеет ряд недостатков. Обеспечение статической прочности болтов требует применения нормирования их затяжки, что снижает величину опрессовки втулкой детали только за счет закрутки гайкой. Зона вероятного усталостного разрушения соединяемых деталей от фреттинг-коррозии - это граница контактной зоны под головкой болта (гайки), что совпадает с границей контактной зоны внедряемой втулки, поэтому повышение осевой затяжки болтов способствует повышению интенсивности фреттинг-коррозионных процессов в соединении. Наличие беззазорной посадки болта во втулку, а втулки в тело детали снижает технический эффект известного способа по повышению податливости крайних рядов крепежных элементов, поскольку при изгибе болта происходит опорная реакция внешней поверхности втулки о стенку большего отверстия. Это снижает технический эффект известного способа по повышению усталостной долговечности болтового соединения.

Цель изобретения - повышение надежности болтового соединения деталей путем увеличения его усталостной долговечности.

Это достигается тем, что втулку изготавливают с конической боковой поверхностью и основанием, диаметр которого выполняют равным диаметру большего отверстия соединяемой детали, а опорный торец выполняют сферическим.

На фиг. 1 изображена конструкция односрезного многорядного болтового соединения деталей и характер его эксплуатационного нагружения; на фиг. 2 - узел I фиг. 1 конструкции болтового соединения в районе установки болтов крайнего ряда до нагружения соединения; на фиг. 3 - то же, после нагружения соединения деталей.

Предлагаемый способ получения болтового соединения деталей включает изготовление деталей 1, 2 с рядами отверстий, в которые устанавливаются крепежные элементы, например болты 3. Крайние ряды отверстий под болты выполнены разного диаметра. Первое относительно места приложения нагрузки на деталь (например, деталь 1) отверстие имеет диаметр, равный диаметру (или несколько меньше для реализации радиального натяга) болта, а ответное отверстие 4 (например, в детали 2) - больше диаметра болта. Изготавливают втулку 5 из материала более прочного и твердого, чем материал детали с меньшим отверстием (деталь 1). Боковую поверхность втулки 5 выполняют конической, внутренний диаметр втулки равным диаметру стержня крайнего ряда болтов, основание втулки равным диаметру большего отверстия в соединяемой детали (деталь 2). Высоту втулки выполняют равной толщине детали с большим отверстием, а один из торцов втулки возле наружной поверхности детали с меньшим отверстием выполняют сферическим.

Устанавливают соединяемые детали в пакет, совмещая оси выполненных отверстий как одного диаметра (для многорядных соединений), так и оси крайних отверстий, имеющих разный диаметр. Устанавливают в совмещенные отверстия болт(ы) 3, на болт - втулку 5, на резьбу болта - шайбу 6 и закручивают каждый болт гайкой 7 (фиг. 2).

Для многорядных соединений целесообразно сначала установить болты среднего ряда и затянуть их, а затем крайних рядов. Поскольку многорядные соединения разрушаются по оси крайних рядов отверстий под болты (например, деталь 1 разрушается по сечению А-А, а деталь 2 - по сечению Б-Б, т.е. по первым, относительно места приложения нагрузки на деталь рядам отверстий), то целесообразно крайние ряды болтов устанавливать с натягом Δн в детали, для которой этот ряд отверстий является первым (фиг. 2). Устанавливаемая на стержень крайнего болта втулка 5 при закрутке гайкой внедряется в тело детали с меньшим отверстием, производя упрочнение зоны вокруг отверстия.

Материал втулки целесообразно использовать такой же, как и для изготовления болтов, например стали 30ХГСНА, 30ХГС, 16ХСН, 40ХНМЮ и т.п. Высоту втулки целесообразно выбрать из соотношения : Нв = 1,03-1,06. Наибольший диаметр конуса втулки целесообразно принять Dв = 1,5-1,8, наименьший dв = 0,6-0,8 Dв.

Упрочнение детали вокруг отверстия способствует появлению деконцентрирующего эффекта, кроме того, само упрочнение как локальный натяг способствует повышению эффективности осевой затяжки пакета деталей. Под действием эксплуатационных циклических нагрузок Рэ происходит срез соединительных болтов. Кроме того, вследствие эксцентриситета передачи нагрузки с детали на деталь происходит локальный изгиб стержня болта, который производит дополнительное и крайне неравномерное обмятие стенок отверстий под них. Коническая втулка позволяет значительно снизить этот нежелательный эффект, поскольку имеет возможность в отверстии искривляться без соприкосновения со стенками отверстия.

Разработанный способ целесообразно использовать для болтовых соединений пакетов средних и больших толщин. Этот способ позволяет повысить усталостную долговечность болтового соединения в 1,3-1,5 раза. Это повысит надежность болтового соединения.

Похожие патенты RU2031260C1

название год авторы номер документа
Способ получения болтового соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Трубаев Сергей Васильевич
  • Новиков Геннадий Андреевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1751462A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 1991
  • Румянцев Эдуард Николаевич
RU2025579C1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новиков Геннадий Андреевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1756671A1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735626A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1712686A1
Соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1479734A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1682655A1
Многорядное соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1754924A1
Соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735624A1
Способ получения болтового соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1691589A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 031 260 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Использование: в машиностроении в многорядных срезных болтовых соединениях деталей. Сущность изобретения: изготавливают детали с отверстиями разного диаметра. В многорядных соединениях отверстия разного диаметра выполняют в первом ряду со стороны действия нагрузки. Изготавливают втулку с конической боковой поверхностью и основанием, диаметр которого выполняют равным диаметру большего отверстия соединяемой детали и с опорным сферическим торцом. Собирают детали в пакет. Устанавливают втулку в деталь с большим отверстием, располагая сферический торец со стороны детали с меньшим отверстием. Устанавливают болт, размещают на нем шайбу и навинчивают гайку до внедрения выпуклого торца втулки в поверхность соединяемой детали. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 031 260 C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, включающий операции изготовления деталей с отверстиями разного диаметра, втулки с профилированным опорным торцом высотой, большей толщины детали с большим отверстием, и из материала, твердость которого выше твердости материала детали с меньшим отверстием, сборку пакета, установку втулки в деталь с большим отверстием с расположением профилированного торца со стороны детали с меньшим отверстием, болта в отверстие втулки и последней детали, установку шайбы на болт и затяжку пакета гайкой до внедрения профилированного торца втулки в поверхность соединяемой детали, отличающийся тем, что втулку изготавливают с конической боковой поверхностью и основанием, диаметр которого выполняют равным диаметру большего отверстия соединяемой детали, а опорный торец выполняют сферическим.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2031260C1

Соединение элементов конструкций летательного аппарата 1978
  • Ермоленко Б.И.
  • Олькин Б.И.
  • Покровский А.К.
SU733286A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 031 260 C1

Авторы

Румянцев Эдуард Николаевич

Даты

1995-03-20Публикация

1991-07-01Подача